Новости |
Эрманно Вольф-Феррари. Четыре самодура.
"Четыре самодура" в Камерном музыкальном театре им Б.А. ПокровскогоКомическая опера в трех действиях с одним антрактом
Либретто Л. Суганы и Дж. Пиццолато по комедии К. Гольдони "Самодуры"
Новая редакция спектакля 2003 года
Исполняется на русском языке, перевод Екатерины Поспеловой
Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948) — один из наиболее самобытных оперных композиторов ХХ столетия. Ярче всего талант композитора раскрылся в комических операх: он с большим успехом переносил на современную оперную сцену принципы комедии дель арте и стал одним из немногих достойных продолжателей традиции итальянской оперы-буффа.
Внимание Вольфа-Феррари привлекали разные литературные источники, но самое важное место среди них занимали комедии блестящего венецианского драматурга Карло Гольдони (1707-1793). В них композитор нашел замечательный источник вдохновения и создал на основе его пьес оперы "Любопытные женщины" (1903), "Четыре самодура" (1904-1906), "Обрученные любовники" (1916), "Хитрая вдова" (1931) и "Перекресток" (1936).
"Четыре самодура" — пятая из пятнадцати опер Вольфа-Феррари. Она была впервые поставлена в Мюнхене (Hoftheater) в 1906 г. на немецком языке под названием "Die vier Grobiane", и лишь в 1914 г. зазвучала на языке оригинальной пьесы под заголовком "I quatro rusteghi" в Милане (Teatro Lirico).
Пьеса Гольдони "Самодуры" (1760), которая легла в основу оперы, написана на венецианском диалекте. Само слово "rustеghi", ставшее в Венеции нарицательным, многозначно и может быть переведено как "хамоватый зануда", враг цивилизации, ретроград и тиран. И пьеса — не просто фарс о двух богачах, собравшихся поженить своих детей, а яркая и до сих пор очень актуальная социальная комедия.
Пьеса Гольдони не только отражает нравы своего времени и тему вечной борьбы полов, но и противостояние старого и нового порядков. Традиционный уклад олицетворяют отцы семейств (не случайно в Англии опера известна под названием "Школа отцов"), которые уверены, что оберегают жизненную мудрость и правду; женщины же выступают в роли их оппонентов и стараются привнести в привычную рутину дух свободы и праздника.
Вольф-Феррари в своей опере сумел сохранить самобытный стиль комедии, мастерски положив на музыку блестящие тексты, подчеркнув характеры героев и необычные ситуации. Он колоритно передает атмосферу XVII века, умело играет с традициями оперы-буффа, сплетает аллюзии на музыку Верди и Вагнера (кумиров предшествующей эпохи) с подражанием популярным венецианским мелодиям.
В России "Четыре самодура" ставились неоднократно: Свердловск, 1928 г.; Большой театр, 1933 г.; Пермь, 1956 г. и др. В Камерном музыкальном театре опера впервые была поставлена в 2003 г. и теперь возвращается на его сцену в новой редакции на русском языке.
Премьера состоялась 20 апреля 2003 года.
Премьера возобновления — 13 мая 2014 года.
Продолжительность спектакля 3 ч.
22.11.2016
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-