• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


18.03.2019

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ. К 175-ЛЕТИЮ ПАТРИАРХА РУССКОЙ МУЗЫКИ

18 марта исполняется 175 лет со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова. Петербургские музыканты отмечают эту знаменательную дату монографическим концертом в Большом зале филармонии. За пультом СПб ГАСО – Александр Титов.
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Хор Санкт-Петербургской консерватории
Петербургский камерный хор
дирижер - Александр Титов
Зарина Шиманская - фортепиано; Роман Арндт - тенор; Жанна Домбровская - сопрано
Римский-Корсаков: Испанское каприччио, Концерт для фортепиано с оркестром, «Ночь на горе Триглаве», III действие из оперы-балета «Млада», «Свитезянка», кантата
 
Николай Андреевич Римский-Корсаков – одна из ключевых фигур русской культуры XIX века. Он был настоящим титаном, личностью поистине возрожденческого масштаба – гениальный и исключительно плодовитый композитор, выдающийся педагог, неутомимый дирижер и, как еще недавно писали в словарях, «музыкально-общественный деятель», морской офицер, совершивший в юности трехлетнее – практически кругосветное – боевое плавание, счастливый семьянин и отец семерых детей, человек исключительного душевного здоровья, колоссальной энергии, выдающегося трудолюбия и самодисциплины, крепко стоящий на земле и открытый небесному… «Гляди на звезды, но не заглядывайся и не падай» – так Римский-Корсаков еще в юности сформулировал свое жизненное кредо.
 
Заслуги Римского-Корсакова перед русской музыкой огромны. Повелитель русской сказочной оперы, властелин оркестра, «русский Вагнер» – и современники, и потомки не скупятся на эпитеты в оценках его творчества. Глубокий психологизм и волшебная музыкальная звукопись, непревзойденное владение оркестровым письмом (не случайно Римский-Корсаков стал «оркестровым гуру» французских импрессионистов) и прекрасная вокальная мелодика, преданность отечественному искусству и свободное владение сложнейшими приемами классической западноевропейской музыки. Сочинения во всех мыслимых и немыслимых жанрах, многие из которых уже более 100 лет не покидают оперные и симфонические сцены мира. Кажется почти невероятным, что все это можно было осуществить за одну человеческую жизнь. Римский-Корсаков не просто сочинял музыку, он создал собственный музыкальный мир, устроенный по законам разумности, гармонии и красоты.
 
В юбилейном концерте наряду с сочинениями, знакомыми меломанам до последней ноты, прозвучат и менее известные, но не менее интересные опусы.
 
«Испанское каприччио» давно входит в число «классических шлягеров» и в репертуар всех крупнейших оркестров мира. Эта пятичастная оркестровая сюита – панорама картин природы, быта и характеров Испании, нарядная и изобретательная партитура, фейерверк потрясающих ритмов и мелодий, в том числе подлинных песен и танцев Астурии и Андалусии.
 
Концерт для фортепиано с оркестром – единственное крупное сочинение Римского-Корсакова в этом жанре, отмеченное блестящим и колоритным фортепианным стилем. Здесь также звучит подлинная народная мелодия, на этот раз русская: старинная рекрутская песня «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки». Концерт отличают эмоциональная насыщенность, стройность формы, нестандартные гармонические приемы – словом, это во всех отношениях любопытное произведение, в котором узнаваем творческий почерк его автора. Солирует Зарина Шиманская.
 
Изюминкой программы станет незаслуженно редко исполняемая кантата «Свитезянка» на текст баллады Адама Мицкевича в переводе Л. Мея. Это романтичная история любви девушки-русалки из озера Свитезь и юноши, нарушившего любовную клятву и поплатившегося за это жизнью. Слушателей, несомненно, порадуют музыкальные картины водной стихии, превосходные мелодии и изысканный польский колорит. Вокальные партии исполнят Жанна Домбровская и Роман Арндт.
 
Наконец, кульминация вечера – «Ночь на горе Триглаве», фрагмент сказочной оперы-балета «Млада». Этот феерический спектакль, сложный для постановки и исполнения, нечасто можно увидеть на театральных подмостках. Сюжет из мифологии древних славян стал «русским ответом» Вагнеру, с его грандиозными музыкально-драматическими историями о нибелунгах и волшебных кольцах. Содержание «Ночи» таково: на горе Триглаве собираются тени усопших, среди них и тень Млады – невесты Яромира, погибшей от рук соперницы. Затем слетаются на шабаш злые духи – кикиморы, ведьмы и прочая нечисть во главе с Чернобогом, желающие склонить Яромира на сторону зла. Звездой этой гнусной компании становится сама царица Клеопатра. Но крик петуха разгоняет нечистую силу, герой просыпается с намерением просить совета в храме светлого бога Радегаста. Славянский легендариум, богатый оркестр, захватывающие звуковые эффекты – эту музыку однозначно стоит услышать.

18.03.2019



← анонсы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей