Новости |
Концерт музыки Сергея Рахманинова. Вокализ
10 апреля 2019 в 19:00 в Московской консерватории им. П.И.Чайковского пройдет концерт музыки Сергея Рахманинова. Вокализ.
Ведущий — Михаил Сегельман
Мария Буйносова (сопрано)
Анастасия Белукова (сопрано)
Дмитрий Бобров (тенор)
Николай Саввиди (фортепиано)
Артём Крутько (контратенор)
Оркестр театра Новая Опера
Дирижер — Андрей Лебедев
В программе:
С. Рахманинов. Вокализ для голоса с оркестром,
С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром,
Р. Глиэр. Концерт для голоса с оркестром
и другие.
Московский театр Новая Опера — самый молодой оперный коллектив столицы. Создатель театра, выдающийся российский дирижер Евгений Колобов, воплотил в жизнь идею театра как коллектива единомышленников с бескомпромиссным отношением к искусству. Помимо открытия неизвестных страниц классического наследия и авторских версий оперных шедевров, в театре сложилась традиция проведения концертов и дивертисментов. Ближайшая программа, подготовленная солистами театра, состоится 10 апреля в Большом зале Московской консерватории. Она будет посвящена творчеству С. Рахманинова и жанру вокализа в творчестве композиторов разных эпох На сцене — Мария Буйносова (сопрано), Анастасия Белукова (сопрано), Дмитрий Бобров (тенор) и Артём Крутько (контратенор). А также лауреат международных конкурсов Николай Саввиди (фортепиано) и Симфонический оркестр театра Новая Опера под управлением Андрея Лебедева. Концерт ведет известный музыковед, заведующий литературной частью театра Новая Опера Михаил Сегельман.
Оригинальный музыкальный язык, глубинные связи с русской духовной традицией, богатство фортепианной фактуры обеспечили Рахманинову одно из ведущих мест в мировой музыке. Величайший пианист-виртуоз, он далеко не сразу завоевал признание в качестве композитора. Его Первая симфония, впервые исполненная в 1897 году, потерпела сокрушительный провал — как выяснилось позже, совершенно незаслуженный. Лишь в 1901 году Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис, представив на суд взыскательной публики Второй концерт для фортепиано с оркестром. Именно в этом сочинении Рахманинов заявил о себе как сложившийся художник. Здесь в полной мере раскрылись его мелодический дар и мастерство музыкальной драматургии: от сумрачных страниц первой части к воспеванию красоты и радости жизни. Второй концерт Рахманинова будет исполнен в первом отделении, солист — Николай Саввиди.
В 1915 году Рахманинов создает Вокализ для голоса и фортепиано, посвятив его великой оперной певице Антонине Неждановой. Являясь когда-то всего лишь упражнением в виде пения без слов, вокализ со временем приобрел самостоятельность. И именно сочинение Рахманинова стало самым известным произведением в этом жанре. Широкий и привольный напев Вокализа — с русской кружевной мелодикой, бесконечным дыханием, — известен огромному числу любителей музыки. Вокализ Рахманинова написан для голоса и фортепиано, но существует и его авторское переложение для голоса с оркестром. Оно прозвучит во втором отделении концерта в исполнении лауреата международных конкурсов Марии Буйносовой и оркестра театра Новая Опера.
Уникальное сочинение крупной формы в жанре вокализа — Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра, написанный им в разгар Великой Отечественной войны (1943) для колоратурного сопрано с оркестровым сопровождением. Его первой исполнительницей стала певица Надежда Казанцева, исполнившая Концерт более 60 раз. А поэт Владимир Анке посвятил Концерту следующие строки:
Есть концерт для сопрано и вечности,
Для сопрано, любви и мечты,
Высоты их и их скоротечности,
Для сопрано, мечты и судьбы.
Есть концерт, где высОко, по синему
Не сопрано, а птица-крыло
Воплощалась в мелодию-линию,
Воплощалась легко и светло.
Концерт для голоса с оркестром Глиэра прозвучит в исполнении лауреата международных конкурсов Анастасии Белуковой и оркестра театра.
Один из признанных шедевров XX века в жанре вокализа — Бразильская Бахиана № 5 Эйтора Вила-Лобоса. В Бразильских Бахианах композитор оригинально соединил фольклорный материал и приемы баховского письма. Пятая Бахиана написана для женского голоса и ансамбля виолончелей. Необыкновенно выразительная мелодия ее первой части («Ария»), полная светлой меланхолии, — пожалуй, одна из лучших классических мелодий XX века. Она прозвучит в исполнении Марии Буйносовой.
В переложении для голоса с оркестром прозвучат два инструментальных шедевра классической музыки. Мелодия из оперы К. В. Глюка «Орфей» предстанет в виде вокализа для контратенора с оркестром (солист — лауреат международных конкурсов Артем Крутько). А знаменитое Адажио Т. Альбинони — в виде тенорового вокализа (солист — Дмитрий Бобров).
Изящной инструментальной интермедией станет исполнение двух пьес П. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» в оркестровке выдающегося советского дирижера и композитора Александра Гаука.
Программу завершит еще одно сочинение Рахманинова — его знаменитый романс «Весенние воды», великолепно воплотивший в себе созидательную энергию Весны, начало нового жизненного круга. Романс прозвучит в переложении для трубы с оркестром (солист — лауреат международного конкурса Валерий Конов), и это будет, своего рода, еще один «вокализ» — инструментальный.
10.04.2019
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-