Новости


Подписаться на новости


25.11.2019

ХОРОВЫЕ ПРЕМЬЕРЫ «МОСКОВСКОЙ ОСЕНИ»

25 ноября в Малом зале консерватории любителей современной музыки ждет встреча в рамках Международного фестиваля «Московская осень» с новинками в области хоровой музыки и не только. Камерный хор Московской консерватории и его лидер — профессор Александр Соловьёв — навстречу 25-летию коллектива пополнили репертуар яркими, резонансными произведениями — новейшими не только по дате написания, но и по актуальности звучания. Концерт «Хоровые премьеры Московской осени» организован при содействии Союза композиторов России.

XLI Международный фестиваль современной музыки Союза московских композиторов «Московская осень — 2019»

Камерный хор Московской консерватории

Художественный руководитель и главный дирижер —

Александр СОЛОВЬЁВ

Дирижёры —

Алексей ВЯЗНИКОВ

Алексей ЛЁВИН

Наталья ЛЁВИНА

Мария ЧЕЛМАКИНА

Тарас ЯСЕНКОВ

Солисты —

Мария ЧЕЛМАКИНА (сопрано)

Илья УШУЛЛУ (баритон)

Мария БАРАНОВА (флейта)

Алексей КОРНИЛЬЕВ (труба)

Василий СТЕПАНОВ (виолончель)

Елена РАГУЛИНА (вибрафон)

Евгения КРИВИЦКАЯ (орган)

Концерт ведет

 Заслуженная артистка России Галина ВЛАСЁНОК

В программе: Артемьев, Бодров, Екимов, Виноградов, Жаров, Комиссаренко, Клевицкий, Красота, Кривицкий, Мовчан, Окуджава, Подгайц, А.Чайковский, Черноусов, Чудова, Шатковская, Шахиди, Шнитке, Щедрин

В 2019 году состоялось несколько знаковых премьер, вызвавших всероссийский резонанс. Прежде всего, «Месса поминовения» Родиона Щедрина, впервые исполненная в феврале нынешнего года в Концертном зале «Мариинский» хором театра под управлением Валерия Гергиева. Эту партитуру автор лично доверил для исполнения Камерному хору Московской консерватории и Александру Соловьёву на фестивале «Московская осень». Коллектив, получив одобрение композитора, уже представил этот опус 20 октября в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что за «Мессу поминовения», посвященную памяти Майи Плисецкой, Р. Щедрин был удостоен Государственной премии РФ в области гуманитарной деятельности: как подчеркнул Президент Владимир Путин, за «верность Щедрина русской теме, духовному наследию России».

Оперы современных композиторов подчас включают яркие хоровые страницы, которые затем обретают жизнь как самостоятельные концертные номера. Так случилось и с оперой «Доктор Живаго» Давида Кривицкого, чья мировая премьера в концертном исполнении состоялась в начале года в Мариинском театре. Антракт «Лето» на стихи Тютчева для хора a cappella входит во внутренний микроцикл «Времена года» — лирические зарисовки, где человеческие страсти переданы через образы природы. В июне в Красноярском театре оперы и балета была поставлена опера «Ермак» А. Чайковского в постановке Г. Исаакяна. Композитор поручил Камерному хору не только народно-массовые сцены, но и итоговое философское обобщение истории о завоевании Сибири Василием Ермаком. Фрагменты, включенные в программу, отражают удаль и мощь сибиряков.

Содружество Камерного хора Московской консерватории с российскими композиторами с каждым годом крепнет и дает замечательные художественные результаты. В рамках данной программы состоится мировая премьера Триптиха для хора, рояля и челесты Толибхона Шахиди. Этот цикл характеризуют ирония как способ осмысления бытия, метафоричность образов, а в финальной части композитор отказывается от «изреченного слова» и создает колоритную восточную фреску. Вновь для Камерного хора пишут свои новые опусы Е. Подгайц («Птицы утра»), А. Комиссаренко (цикл «Победа» на стихи А. Ахматовой), Т. Чудова («Гимн любви» на слова Р. Гамзатова), С. Мовчан («Посвящение»), В. Пьянков «Рождественская ночь».

Наконец, уже обретшие популярность композиции получают оригинальное прочтение благодаря транскрипциям, сделанным не только профессиональными композиторами, но и самими исполнителями. К таким относятся «Adagio» Эдуарда Артемьева — популярный саундтрек «Три товарища» из легендарного кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», аранжированный для трубы, сопрано, хора и органа. Заметим, что данная версия (партия органа — Евгения Кривицкая, солисты — Алексей Корнильев и Мария Челмакина) уже имеет успешную историю исполнений в Большом зале консерватории и на Исторической сцене Большого театра России.

Жанр транскрипций представлен также романсами Д. Жарова на стихи Есенина в переложении для хора a cappella Сергея Мовчана, а также песнями военной тематики Булата Окуджавы, аранжированными студенткой консерватории Н. Нижарадзе.

Результат тесного сотрудничества Камерного хора с композитором Кузьмой Бодровым — всегда рождение новых опусов, услышанных автором непременно в техничной и тембрально-инструментальной окраске звучания именно этого коллектива. В программу 25 ноября включены фрагмент из сюиты из музыки к кинофильму «Собибор» и «Торжественный кант» в честь ректора А. С. Соколова для виолончели и хора (солист —В. Степанов).

Уже вышеперечисленные названия подтверждают то, что хор — универсальный инструмент, «оркестр» человеческих голосов, позволяющий композиторам высказаться на любые животрепещущие темы. В «Вокализе. Памяти павшим» А. Красота обращается к событиям войны; любовно-философская лирика присутствует в хорах А. Клевицкого «Были бури, непогоды, а также в «Звездной фуге» В. Виноградова на стихи Д. Бобышева; сакрально-мемориальные посвящения звучат в «Богородице Дево» Сергея Екимова, в сочинениях «Боголепное Твое снисхождение» Сергея Плешака, «Kyrie eleison» М. Черноусова и «Псалом. Посвящение Б. П. Юргенсону» Т. Шатковской.

Художественный руководитель хора вновь в рамках проекта реализует просветительскую миссию «парада молодых дирижеров», предоставляя возможность интерпретации своим коллегам — хормейстерам и аспирантам: Алексею Вязникову, Марии Челмакиной, Тарасу Ясенкову, Алексею и Наталье Лёвиным, Акбопе Адильхан, а также многолетнему автору, чьи сочинения в постоянном репертуаре коллектива — известному композитору и дирижёру Сергею Екимову (Санкт-Петербург). Цель многосложной концепции программы еще и в том, по словам Александра Соловьёва, чтобы «из сочинений разных по стилистике составить антологию современной хоровой музыки, фиксирующей эволюцию технических выразительных средств авторов наших дней». В октябре коллектив был удостоен звания лауреата Международной Премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» за первый выпуск «Антологии», изданной фирмой «Мелодия».

25.11.2019



← афиша

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей