Новости


Подписаться на новости


16.05.2022

Минин-хор исполнит
«Перезвоны» Валерия Гаврилина

Третий концерт юбилейного фестиваля «Хор без границ» Московский государственный академический камерный хор (Минин-хор) посвящает музыке Валерия Гаврилина (1939 — 1999). 16 мая в Концертном зале Зарядье прозвучит симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных «Перезвоны» (по прочтении Василия Шукшина).

Начало в 19-00.

Сочинение исполняется с одним антрактом.

 

«Значение этого коллектива давно вышло
за рамки чисто музыкальной жизни…» (Валерий Гаврилин)

Минин-хор. Фото Пётр Колчин

В программе фестиваля, посвященного 50-летию Минин-хора, как бы соединяются разные времена его жизни. На сей раз прозвучит сочинение, судьба которого неразрывно слилась с судьбой самого коллектива. Идея масштабного вокального-хорового произведения зародилась у Валерия Гаврилина в середине 1960-х годов; импульсом стал заказ тогдашнего руководителя Ленинградской академической капеллы Владимира Минина. Прошло более пятнадцати лет, и лишь в 1982 году Гаврилин представил сочинение уже другому коллективу — созданному Мининым Московскому камерному хору. Еще полтора года заняла подготовка премьеры. Она прошла 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии с грандиозным успехом.

Одно из главных, концептуальных высказываний Гаврилина, «Перезвоны» написаны для сопрано (впрочем, в партитуре высказано желание поручить эту партию мальчику-дисканту), тенора, большого хора, гобоя и ударных. Жанровое определение («хоровая симфония-действо») и подзаголовок («По прочтении Василия Шукшина») — концентрированное выражение сути сочинения. Перед нами не что иное как русская мистерия с элементами сюжетности и хорового театра. Общая композиция складывается из чередования массовых сцен, монологов героя, инструментальных интерлюдий.

«Перезвоны» создавались в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина, поэтом и драматургом Альбиной Шульгиной. Во многом, сочинение стало развитием другого замысла композитора — музыки к спектаклю «Степан Разин» (пьеса Василия Шукшина); фрагменты этой работы частично вошли в хоровую симфонию. В подавляющем большинстве тексты написаны самим композитором «с частичным использованием фрагментов русских народных песен» (из предуведомления к партитуре); кроме них, — тексты А. Шульгиной, фрагмент «Поучения Владимира Мономаха» в переводе Дмитрия Лихачева, канонические песнопения. Как и в других сочинениях, Гаврилин в «Перезвонах» предпочитает не цитировать фольклорные напевы, а, глубоко вживаясь в народную традицию, воссоздавать ее в собственном материале.

По мысли Гаврилина, основной принцип композиции «Перезвонов» (калейдоскоп картин) был подсказан эпизодом «Севастопольских рассказов» Льва Толстого: в момент гибели в сознании солдата промелькнула вся его жизнь. По мнению Владимира Минина, «Перезвоны» — «энциклопедия русской деревни», сочинение раскрывает «дуализм природы человека, диалектичность его натуры».

Минин-хор регулярно исполняет в концертах несколько частей «Перезвонов», написанные для хора без сопровождения. Однако сочинение столь масштабно, что каждое полное исполнение становится событием. В концерте 16 мая традиционное исполнение дополнено видеоконтентом (Данил Герасименко).

Художественный руководитель Минин-хора Тимофей Гольберг: «Конечно, я не хочу «фильма в сопровождении хора». Задача, которую я поставил перед видеохудожником, — никакой конкретики, никакой иллюстрации партитуры… Это будет, скорее, фон, который поможет слушателю. «Перезвоны» — пожалуй, самое сложное сочинение a capella, которое длится полтора часа. Однако в каждом его номере заложена некая остановка времени… Слушатель не всегда готов к… смене ритма, настроения, поэтому к статике звука мы добавили динамику в мультимедиа. Мне важно, чтобы слушатель понимал, что хоровое пение – это современный, серьезный, экспериментальный жанр» (из интервью Надежде Травиной, «Независимая газета»).

Команду артистов возглавляет легенда отечественного кино- и театрального искусства, народный артист России Сергей Шакуров (чтец). 

В концерте участвуют: солист Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, приглашенный солист Большого театра России Ярослав Абаимов (тенор); Михаил Кауфман (дискант); заслуженный артист России, солист Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Эдуард Хохлачев (гобой); ансамбль ударных Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова в составе: Николай Ермаков, Михаил Путков, Владимир Терехов.

Комментарий к программе — Ярослав Тимофеев.

Дирижер — Тимофей Гольберг.

 

 

Информация предоставлена
Пресс-службой Минин-хора

16.05.2022



← афиша

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей