Новости |
Цикл Musica sacra nova завершается в Зале Чайковского
27 июня в Зале Чайковского – закрытие второго сезона абонемента Musica sacra nova. В программе – «Прометей» Скрябина и «Симфония псалмов» Стравинского, а также две московские премьеры: Пролог к «Книге жизни» Обухова и Concerto Spirituale Лурье.В концерте примут участие дирижер Фёдор Леднёв, Российский национальный молодежный симфонический оркестр и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, певцы Ольга Козлова, Екатерина Семёнова, Михаил Нор, Анастасия Бондарева, Савелий Муралеев, пианисты Юрий Фаворин и Николай Мажара.
Абонемент Musica sacra nova завершает второй сезон. Первый, посвященный духовной музыке композиторов из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад. Тема второго – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания исполнителей на этот раз – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность».
Вошедшие в программу четыре произведения близки друг другу образным и ассоциативным рядом, связанным с духовными поисками композиторов. Кроме того, все они написаны для оркестра, хора (или нескольких вокалистов) и фортепиано. «Прометей» Александра Скрябина и Concerto Spirituale Артура Лурье предполагают участие солиста-пианиста, Пролог к «Книге жизни» Николая Обухова – двух солистов, а «Симфония псалмов» Игоря Стравинского – двух роялей в составе оркестра. Сочинения Обухова и Лурье прозвучат в Москве впервые; в отличие от сочинений Скрябина и Стравинского, они практически неизвестны публике и до сих пор исполнялись в России лишь раз.
Название Concerto Spirituale настраивает на стилизацию духовной хоровой музыки Италии XVI–XVII веков, однако многохорность позднего Ренессанса соединена в сочинении Лурье со стилистикой григорианского хорала и с романтическим пианизмом в духе концертов Рахманинова. Вступление двух фортепиано в начале второй части придает фактуре светлую рахманиновскую колокольность, сохраняющуюся до конца и усиливающуюся в коде мощным tutti трех хоров и оркестра с участием органа. В связи с Concerto Spirituale нередко вспоминается имя Стравинского, чье знакомство с партитурой сочинения не вызывает сомнения. В кругу знатоков творчества Лурье нередко звучит утверждение, согласно которому замысел Concerto Spirituale нашел отзвук в сочинении гораздо более известном – «Симфонии псалмов» Стравинского.
Пролог – единственная оркестрованная часть «Книги жизни» Обухова – супермонументальной Литургии, которая должна была исполняться в течение 24 часов во время ночной Пасхальной службы, включая и весь день после. Сама рукопись «Книги жизни», хранящаяся в виде инкрустированных и украшенных фолиантов, никогда целиком не исполнялась. Нотный текст «Книги жизни», как и большей части сочинений Обухова, записан в его собственной нотации при помощи особых символических знаков. «Книга жизни» – произведение синтетического жанра, в основе которого лежит стремление к преображению действительности через сакральное действо – своего рода Литургию. Еще одним протагонистом этой идеи в музыке был Скрябин, мечтавший создать собственное сакральное сверхпроизведение – «Мистерию». Обухов не смог увидеть свой грандиозный замысел воплощенным: из всей «Книги жизни» до сих пор исполнялся только Пролог. Так случилось и с «Мистерией» Скрябина – ее исполненным фрагментом является только «Предварительное действо», завершенное Александром Немтиным.
* * *
В нынешнем сезоне тема Musica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». Это и идеи русского космизма и мессианских синкретических поисков (Скрябин и постскрябинисты Обухов и Вышнеградский), и искания пионеров модерна в области «гипноза ритмо-форм» (Стравинский, Лурье), обращение к старинным русским распевам (Штейнберг) и приверженность экуменическим тенденциям (Гречанинов), символизм и христианские церковные песнопения (Ляпунов) и идеи синтеза искусств русского модерна (Черепнин), близкие не только отечественным авторам, но и таким ярчайшим представителям национальных культур, как Шимановский и Чюрлёнис, также являвшимся полноценными участниками российского культурного процесса.
В рамках параллельной программы цикла состоялись концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» в Камерном зале; три из них были посвящены камерным сочинениям XX–XXI веков, еще один – образцам духовной хоровой музыки a cappella с XII века до наших дней. В концертах приняли участие лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus.
Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество нескольких поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиций нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Информация предоставлена пресс-службой
Московской филармонии
27.06.2024
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-