Новости |
Творческое объединение «Притяжение» представит в Зале Чайковского программу «Декады»
Музыканты творческого объединения «Притяжение» (художественный руководитель – Даниил Коган) предлагают публике концептуальные программы, осваивают нестандартный репертуар и выходят за рамки привычных концертных форматов, внося в традиционное исполнительство элементы перформанса. 28 июня в Зале Чайковского артисты представят новую программу «Декады»; в ней сопоставляются 13 сочинений, созданных в период с 1904 по 2024 годы с интервалом в десятилетие.
Концерты творческого объединения «Притяжение» в Московской филармонии проходят уже второй сезон. В феврале 2023 года в трех программах фестиваля «Гудьба» была представлена небольшая энциклопедия русской камерной музыки, в том числе множество редко исполняемых произведений. Двумя месяцами позже в цикле концертов «СПЛАВ» в исполнении артистов «Притяжения» прозвучали Сочинения, Представляющие Любопытные Ансамблевые Варианты – музыка для специфических инструментальных составов. 28 января объединение впервые вышло за рамки камерных аудиторий: в Зале Чайковского состоялся вечер, посвященный сценическому движению в исполнительской практике.
28 июня в концерте «Декады» артисты «Притяжения» представят историю академической музыки последних 120 лет как пеструю картину, где встречаются и импрессионизм, и джаз, и сериализм, и мультимедиа, и многое другое. Программу соединяет арка из двух «Грустных вальсов»: знаменитое сочинение Яна Сибелиуса (1904) из музыки к пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть» встретится с мировой премьерой – специально для концерта скрипач и композитор Иван Наборщиков создал новое произведение с тем же названием.
Многие номера программы отсылают к искусству прошлого. Шесть античных эпиграфов (1914) Клода Дебюсси были вдохновлены сборником «Песни Билитис» французского поэта Пьера Луи – мистификацией в стиле древнегреческой поэтессы Сапфо. Тема Адажио Сэмюэла Барбера (1936) напоминает григорианский хорал, а Гимны Альфреда Шнитке (1974–1979) передают атмосферу древнерусских храмов и знаменного распева. Религиозная мистика волновала и Оливье Мессиана; в его цикле «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (1944) помимо образов Христа, Девы Марии и ангелов важную роль играют образы-символы – время, молчание, звезда и крест. Фольклор стал основой и вокального цикла «Народные песни» (1964) Лучано Берио, искусно соединившего с подлинными народными песнями несколько авторских, в том числе собственных, и сочинения Twilight (2004) Гии Канчели, вписавшего традиционный грузинский мелос в современную технику композиции.
В передовых техниках своего времени написаны и другие сочинения программы. Studie II (1954) Карлхайнца Штокхаузена целиком подчинена законам сериализма и считается первой опубликованной партитурой электронной музыки. Этюды Дьёрдя Лигети решают сложные технические задачи: так, в En suspens (1994) партии правой и левой рук написаны в разных тональностях и метрах. Современный немецкий композитор Михаэль Байль стремится к синтезу музыки и мультимедиа; в его пьесе Swap (2014) смена инструментов во время исполнения – не фокус, но суть произведения как такового. Наконец, струнный квартет № 2 «Компания» (1983) минималиста Филипа Гласса напоминает монохромное полотно – все части цикла написаны в ля миноре с минимумом отклонений. Гвоздь программы – «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина (1924): одна из первых удачных попыток скрестить классику и джаз, давшая начало не одному новому направлению и все же оставшаяся неповторимой.
Музыку исполнят солисты, занимающие заметное место в российской концертной жизни, – Даниил Коган (художественный руководитель объединения, скрипка), Энджел Вонг, Сергей Давыдченко, Михаил Турпанов, Константин Хачикян (фортепиано), Дмитрий Смирнов, Иван Наборщиков, Роман Викулов, Павел Романенко (скрипка), Мария Зайцева, Арсений Безносиков (виолончель), Яна Сахно (контрабас), Татьяна Емельянова (арфа), Фёдор Освер (гобой), Анна Комарова (флейта), Сергей Елецкий (кларнет), Александр Пуленков (фагот), Филипп Карандеев, Янай Егудин (ударные), Алиса Тен (вокал), Сергей Полтавский (электроника), Квартет имени Валентина Берлинского, а также дирижеры Алексей Рубин, Фёдор Безносиков и Николай Цинман.
Информация предоставлена
пресс-службой Московской филармонии
28.06.2024
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-