Новости |
ГОСТЬ НОМЕРА: ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА
Елена Образцова:
«Мы поем об одном, думаем о другом, а подразумеваем совсем иное...»
Елена Образцова - одна из самых выдающихся личностей современной мировой культуры, народная артистка СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, в июле нынешнего года отмечает свой юбилей. Этот юбилей - праздник для всех почитателей таланта замечательной певицы.
В моей памяти оживает лето 1971 года, когда Елена Образцова, совсем ещё молодая певица, впервые выступила с сольным концертом в Куйбышеве. Прошёл всего лишь год с момента её триумфа на IV Международном конкурсе имени П.Чайковского, но поклонники вокала уже заприметили восходящую звезду.
Тот давний концерт, в программе которого были романсы русских композиторов, произвёл неотразимое впечатление. Поразительная по силе и красоте лавина звука, беспредельный диапазон, неимоверный, порою захлестывающий певицу темперамент - всё это было где-то за гранью того, что доводилось слышать «вживую» раньше и что обычно ассоциировалось лишь с именами самых избранных мастеров.
С тех пор прошло без малого четыре с половиной десятилетия. За это время довелось слышать Елену Образцову во многих спектаклях и концертах и не однажды беседовать с ней. В публикуемых фрагментах этих бесед откровения певицы, раскрывающие многогранность её личности и широту творческого диапазона.
- Елена Васильевна, мы вступили в новое тысячелетие. Как, на Ваш взгляд, поживает сегодня классическое вокальное искусство?
- Знаете, об этом не нужно беспокоиться. И голоса, и таланты были, есть и будут. И за XXI век в этом смысле я не волнуюсь. Если говорить конкретно о нашей стране, то мы действительно отстаём от Запада, потому что очень долго были закрыты. У нас не было дисков, многие студенты и по сей день учатся пению у людей, которые сами не пели на сцене, не выезжали за границу. Поэтому наша школа в этом смысле уступает. Не всё в порядке с культурой пения, с ощущением стиля. Это отсутствует почти у всех. И конечно, совсем плохо обстоит дело со знанием языков. Что же касается голосов, то они у нас лучше, чем в других странах.
- Можно ли, с Вашей точки зрения, говорить о русской вокальной школе?
- Я никогда не говорю о какой-то определённой школе пения. Всю жизнь я выступаю с очень большими певцами из разных стран: Италии, Австралии, Испании. Тогда уже нужно говорить об итальянской, австралийской, испанской школах. Всё это несерьёзно. Просто есть певцы талантливые, а есть бесталанные. Говорить можно о стилистике произведений композиторов разных стран. Нельзя петь одной манерой русскую, немецкую или итальянскую музыку. Чисто вокальные же критерии пения - общие, они не имеют узко национального характера.
- Ощущаете ли Вы разницу между зарубежной и отечественной публикой?
- Разница, конечно, есть. Оперу лучше знает публика Ла Скала и Метрополитен, потом идет Вена и лондонский Ковент-Гарден. Что же касается русской музыки, конечно же, никто не знает её так, как русский человек. И главное: ни русскую музыку, ни русских певцов никто не может понять так, как наши соотечественники. Мы поём об одном, а думаем о другом, подразумеваем совсем иной подтекст. Поэтому я в России, никогда не хотела уезжать.
- Часто ли Вам приходилось в российской провинции петь в оперных спектаклях?
- Нет, не часто. Это очень сложно: не всегда была хорошая компания певцов, хороший оркестр, дирижёры. Боясь этого, я предпочитала ездить по России с камерными программами. Может быть, это было ошибкой.
- Вам выпало редкое счастье работать со многими мировыми знаменитостями. Что Вы испытывали при общении с ними?
- Аббадо, Кабалье, Доминго, Паваротти - это самые большие музыканты в мире, несущие людям счастье. Уже только за это их нельзя не любить. Из наших соотечественников самым любимым был, конечно же, Владимир Атлантов. Я обожала с ним петь. Он не только выдающийся тенор, но и очень глубокий, истинно русский артист. Из западных певцов на первое место ставлю Пласидо Доминго, который по совокупности своих качеств - таланту, голосу, технике пения, музыкальности и актёрскому мастерству - не сравним ни с кем. Мы вместе с ним проехали по Европе и Америке с «Пиковой дамой». Он один из прекраснейших Германов нашего времени. Из женщин отдаю предпочтение Монсеррат Кабалье.
- Доводилось ли Вам выступать с маэстро Валерием Гергиевым?
- Помню, как в Лос-Анжелесе пела партию графини в «Пиковой даме». За пультом был Валерий Гергиев. Он буквально потряс мощью своего таланта. Это была скала, воплощение суровой, грозной Осетии. Я давно знаю Гергиева, много пела с ним, но то, что он сделал в «Пиковой даме» в тот раз, было просто феноменально. Взять хотя бы невероятные пианиссимо, которые он разрешил мне петь. Таких нюансов в опере вообще никогда не бывает. Гергиев талантлив беспредельно. Эта встреча с ним стала для меня самым большим событием за многие годы.
- Как Вы относитесь к тому, что сегодня при постановке опер многие режиссёры заняты, в первую очередь, воплощением на сцене своих экстравагантных постмодернистских замыслов?
- Экстравагантность нередко идёт от бездарности. Талантливому человеку не нужны никакие выверты. Лично я это не приемлю. Мне пришлось аннулировать не один контракт из-за того, что не хотела петь в таких странных постановках.
- Впервые Вы были членом жюри в 1995 году на Конкурсе имени Чайковского. Каковы Ваши воспоминания о звёздном для Вас конкурсе 1970 года?
- Самые прекрасные, светлые воспоминания. Наверное, именно поэтому впервые тогда согласилась работать в жюри. Для меня Чайковский - очень близкий композитор. Это душа русского народа, наш гений. Хочется, чтобы его исполняли во всём мире, чтобы к нам на конкурсы приезжали самые лучшие певцы.
- Помнится, тогда в интервью Вы мне сказали, что не собираетесь ничего прощать. Какими критериями Вы руководствуетесь при оценке молодых исполнителей?
- Первое, что я ценю в певце, - это его музыкальность. Он должен знать, что хочет сказать публике, иначе для меня это не певец, даже при хорошем голосе. Второе - это, конечно, качество голоса, культура исполнения, ощущение стиля композитора. Ну, а ещё - ровность регистров, диапазон, соблюдение формы произведения, фразировка и множество других чисто профессиональных вещей.
- Почему местом проведения своего именного вокального конкурса Вы избрали Санкт-Петербург?
- Я родилась в Ленинграде, прожила в нем блокаду. Безумно люблю мой город, мою публику, которая в течение нескольких десятилетий приходит на мои концерты. Счастлива, что могу доставить радость слушателям-петербуржцам, имеющим возможность бесплатно посещать конкурсные прослушивания первого и второго туров.
- Какие цели Вы преследуете, проводя этот конкурс?
- Хочется выявить людей, которым под силу исполнение самой разной музыки - и оперной, и камерной, произведений композиторов разных эпох и стран. Я благодарна всем молодым людям, которые приезжают на этот конкурс. Их очень много, и практически у всех замечательные, потрясающие голоса. Не все проходят на второй тур: кого-то подводит техника, кого-то дикция, кто-то недостаточно продуманно выбрал репертуар. Я специально выписываю имена самых одарённых, на мой взгляд, молодых певцов из числа тех, кто сошёл с дистанции после первого и второго туров. Думаю, они должны непременно приезжать на наш конкурс снова. Планка его лауреатов поднимается всё выше. Наше высокое жюри работает очень напряженно, взыскательно и, я бы сказала, очень страстно.
- Есть ли, на Ваш взгляд, отличия между певцами разных поколений?
- Нынешнее поколение певцов сильно отличается от нашего. Сейчас очень вырос уровень их технической подготовки. Мне кажется, что процесс технического обновления пения намного опережает духовный фактор. Это веяние времени. Люди нашего поколения, может быть, хуже разбираются в компьютерах, но душевно мы, пережившие войну и множество трагедий, всё-таки глубже.
- Может ли, на Ваш взгляд, искусство помочь человеку в трудную минуту жизни?
- Без сомнения. Когда люди страдают от неустроенностей жизни, они тянутся к классическому искусству. Мне хочется сделать людей добрее, напомнить, что мы, русские люди, должны быть очень терпеливы.
- Посещало ли Вас, Елена Васильевна, когда-нибудь чувство творческой неудовлетворённости?
- Никакой творческой неудовлетворенности у меня не было и нет. Я всегда была счастлива, что могу много работать, петь. Искусство, пение - это вся моя жизнь.
Валерий ИВАНОВ,
лауреат Губернской премии
и премии Фонда Ирины Архиповой
25.06.2014
Анонсы |
-07.12.24-
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-