• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


28.08.2014

АКТУАЛЬНО: РАЗГОВОР О КУЛЬТУРЕ С НАРМИН ШИРАЛИЕВОЙ

Нармин Ширалиева

Нармин Ширалиева: «Мы мало знаем свою страну и мало путешествуем»

До 30 сентября на сайте obsudiproekt.ru продлится общественное обсуждение Проекта Основ государственной культурной политики, подготовленного рабочей группой во главе с Руководителем Администрации Президента Сергеем Ивановым. Политики, деятели культуры и все неравнодушные люди активно включились в этот процесс. В августовском номере «Музыкального Клондайка» мы предлагаем нашим читателям фрагменты беседы, записанной в студии радио «Орфей», Нармин Ширалиевой, советником по культуре губернатора Московской области в ранге министра, с Надеждой Кузяковой, заместителем генерального директора Российского государственного музыкального теелрадиоцентра, в состав которого входит единственная в России радиостанция классической музыки.

- Радиослушателям "Орфея" Нармин Ширалиева известна, прежде всего, как ведущая нашего любимого телеканала «Культура». Однако сейчас основную часть своего времени Вы уделяете такому серьёзному делу, как государственное управление в области культуры. И сегодня хотелось бы поговорить с Вами именно как с человеком, который на практике занимается реализацией государственной культурной политики. В документе, который сейчас активно обсуждается чётко сказано, что необходимо учитывать культурное своеобразие каждого региона. На Ваш взгляд, в чём культурное своеобразие Московской области? 

- Это хороший вопрос и очень хороший угол зрения. Мы мало знаем свою страну и мало путешествуем. В Московской области всё дышит историей и культурой. Многие произведения литературы и искусства создавались здесь - в подмосковных усадьбах, на дачах. Многое из того, что потом было реализовано в столице, задумывалось тоже здесь. «Гений места» - тема, которую хотелось бы воплощать, и она абсолютно неисчерпаема для Московской области. Когда мы едем в Стрэтфорд-на-Эйвоне, мы понимаем, что вот эту неделю каждый наш вздох будет связан с Шекспиром. Так же должно быть в Клину, где Чайковский писал свои произведения. Так же должно быть во всех подмосковных усадьбах: Вязёмы, Захарово – это Пушкин, Мелихово - это Чехов... Люди со всей России, и из Москвы в том числе, должны иметь возможность посвятить выходные Чайковскому, Пушкину. Но дальше возникает очень много вопросов.

- Уже не столь впрямую с культурой связанных?

- Да. Людям зачастую просто негде остановиться. Поэтому необходимо то самое развитие туристических кластеров, о которых сейчас говорит Губернатор Андрей Юрьевич Воробьёв. И очень много мер уже принято в этом направлении. Необходимо развивать семейный туризм, познавательный туризм, интерактивные программы, соединить музейную составляющую с театральной. Считаю, что необходимо творчески развивать те принципы, которые заложены в практике мировых парков развлечений, использовать в них историческую тематику, обыгрывать её.

- А какие традиционные культурные институты сейчас в регионе развиваются?

- Это, прежде всего, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, жизнь которых в последнее время, на мой взгляд, наполняется новым содержанием, они занимают все более значимое место в жизни нашего региона. Хотела бы остановиться ещё на одном важном аспекте. Что традиционно в нашей стране, что всегда было центром духовной культуры? Монастыри. Это огромнейший и интереснейший пласт – там такая сокровищница! Там архивы, серьёзные глубокие знания. Я много выезжаю, в том числе и с сыном, которому пятнадцать лет. Мы берём его школьных друзей – и я вижу, как загораются глаза тех самых подростков, с которыми так часто бывает непросто, когда им рассказывает об истории, о культуре настоятель монастыря, который живёт этим. У детей складывается духовная картина своей родной истории. Это не насаждение религии, это прикосновение к истокам. Вот я думаю, сделать бы какое-то путешествие для школьников по таким монастырям, по известным храмам с точки зрения не паломничества, а именно передачи информации, потому что она подлинная. Это наши традиционные культурные точки опоры. Я серьёзно сейчас над этим работаю, ищу единомышленников.

- Мы хорошо знаем, что в Московской области осуществляется беспрецедентная по масштабу и значимости программа «Наше Подмосковье». И у этой программы мощнейшая культурная составляющая. Нам было бы очень интересно услышать от Вас о наиболее ярких мероприятиях этой программы. Ну, или, может быть, тех, которые особо близки Вашему сердцу.

- В губернаторской программе «Наше Подмосковье» культура в контексте образования и просветительства занимает приоритетное место. В чём наша задача? В том, чтобы для людей был доступен культурный продукт самого высокого уровня. И здесь много разных направлений, прежде всего - фестивали. Мы проводим фестиваль «Времена года в Подмосковье». Ведь для Подмосковья Чайковский – тоже наше всё, как и Пушкин! Фортепианный цикл Чайковского словно дал импульс нашему фестивалю. Формируя программу, мы исходим из потребностей муниципалитетов подмосковных городов, привлекаем выдающихся музыкантов и знаменитые творческие коллективы. Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, оркестр Юрия Башмета "Новая Россия", "Вивальди-оркестр" со Светланой Безродной, замечательные солисты - Анна Аглатова, Василий Ладюк, танцевальный ансамбль "Гжель", Никита Высоцкий, популярные артисты театра и кино с программой песен Высоцкого под "живой" оркестр - вот кто выступает в подмосковных городах!

"Подмосковные вечера с Чайковским" - ещё один фестиваль, который состоялся уже во второй раз. В прошлом году он проходил в музее-усадьбе Архангельское, в этом году - в Клину. В нём приняли участие Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Владимир Спиваков с Национальным филармоническим оркестром России, Анна Аглатова, Евгений Князев и блистательная труппа Геликон-оперы! Этот фестиваль придумал сам Губернатор Андрей Юрьевич Воробьёв, и название тоже его. В нём соединились два "бренда" Московской области: Чайковский и "Подмосковные вечера".

Нармин Ширалиева

- Нармин, в проекте Основ государственной культурной политики очень серьёзное внимание уделено такой теме, которая Вам должна быть близка, поскольку Вы профессионально работаете в СМИ. Говорится о том, что необходимо серьёзное внимание уделять поддержке и развитию благоприятной для развития личности информационной среды. Как Вы считаете, государство, формируя политику в области культуры, должно ли использовать свою власть в плане формирования информационного поля в области высокой культуры – это больной вопрос для всех.

- Это очень больной вопрос. Для меня он, знаете, личный. Я всё время про это говорю и не боюсь повторяться. И буду говорить, даже если это вызывает какую-то иронию. Существует огромный агрессивный мир: так называемый «глянец», так называемые «популярные издания». Это ящик Пандоры, который открыли безответственные люди. Я человек верующий, я думаю, что они за это ответят как за очень серьёзный грех, потому что они запустили маховик, который очень сложно остановить. Из-за этого героями времени становятся: А – дилетанты, Б - люди с низкими моральными принципами. Как стать звездой «глянцевой» прессы? Очень просто: рассказав – условно говоря – о своём романе с известным человеком. В России это всегда считалось неприличным, непристойным, – люди, ведущие себя подобным образом, были «нерукопожатными». Сегодня все наоборот: где-то что-то такое произошло, ты в подробностях рассказал… Всё - ты уже звезда.

Попасть на обложку журнала, чтобы стать героем дня, – вопрос исключительно финансовый. Сегодня я очень рада тому, что ко мне пришли сотрудники наших подмосковных изданий, среди которых много по-настоящему хороших журналов. Мы посоветовались и пришли к мнению, что на обложки надо ставить героев наших фестивалей! Это потрясающие артисты и замечательно красивые люди! Но для общепринятого глянца они - не формат!

Почему в таких изданиях, например, на обложке никогда не появится прекрасная скрипачка Алёна Баева? Даже если, допустим, вы не хотите разговаривать об её очередном блистательном исполнении Сарасате – и не надо! Она мать двоих детей! Поговорите с ней в этом формате, в человеческом. Нет! Ну, зачем?! У нас же есть какая-нибудь очередная попсовая….(проставьте сами нужное слово) – «дива», которая будет что-то такое невнятное щебетать, потому что за неё заплатили. Я повторяю, рискуя быть названной «занудой» или «мегерой»: да, я борец с попсой! Я этого не скрываю. Есть, конечно, профессиональные, нормальные люди и в этом жанре тоже. Но в большинстве своём это те, кто занял место на проданной обложке, это проданное место кумира. Кроме того, получается, что жёлтой прессе можно всё! В больнице подглядели умирающую актрису, подловили камерой известного человека, потерявшего жену, рыдающего над гробом… Понимаете, что происходит!

Допустим, какая-то проблема со здоровьем у известного и популярного актёра. И мы этим занимаемся. Первый вопрос, который мы решаем: как подвезти его в клинику с чёрного хода в час ночи, чтобы не набежали люди с камерами. Это же безнравственно! Конечно, это вопрос информационной среды. Конечно, этим тоже должна заниматься государственная политика. Может, то, что я скажу, для кого-то неприемлемо, но я бы в коммерческих изданиях, не знаю, в какой законодательной форме, ввела бы цензурирование. Вы знаете, я не боюсь слова "цензура". Помню, мы в своё время спорили на эту тему с моим покойным мужем Евгением Александровичем Гинзбургом, человеком другого поколения. Для него цензура - это когда его передачи не показывали, вырезали «неблагонадежных» исполнителей. Но я ему говорила, что мы сегодня в другой ситуации. И мне больно сталкиваться с чудовищным непрофессионализмом, с фактическими ошибками, с вопиющей безнравственностью. И здесь я бы предпочла цензуру, как ограничение всего вышеперечисленного. Надо же это как-то остановить! Конечно, мне возразят, что это - экономический процесс, что мои коллеги журналисты окажутся без работы. Я не считаю представителей жёлтой прессы журналистами! Я считаю, что у всех есть выбор. Один идёт под пули – и мы знаем, сколько сегодня погибает наших коллег, - чтобы донести до людей правду о войне. И он – Журналист. А второй – копается в чужом грязном белье, пролезает в больничную палату, собирает сплетни. И он тоже журналист? Нет!

- Вы знаете, мне кажется, что очень важно всё то, о чём Вы говорили. Важна просветительская работа, результатом которой должно быть то, что эта, с позволения сказать, «информация» не будет востребована. Важно то, что большое внимание уделяется работе с детьми, работе с подростками, возможности доступа к высоким ценностям, когда люди из небольшого города могут посетить тот концерт, на который "ломится" московская публика. А проблема создания культурного информационного поля, действительно, очень болезненная. К сожалению, о многих ярких событиях в сфере культуры мы слышим от тех людей, которые являются участниками этих событий, а вовсе не от средств массовой информации. Но мы рады, что есть канал «Культура», Информационный портал «Музыкальный Клондайк», наше радио, которые стараются как можно больше места предоставлять российским исполнителям, российским музыкальным событиям. К сожалению, могу сказать, что "Орфей" даже не на всей территории Московской области принимается, не говоря уже о других регионах. Зона покрытия в зависимости от направления где-то от 20 до 50 километров. И, может быть, здесь есть о чём нам подумать вместе.

 

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото любезно предоставлены радиостанцией "Орфей"

28.08.2014



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей