Новости


Подписаться на новости


Т фестиваль

21.06.2016

ОЛЬГА ИВУШЕЙКОВА: «Я НЕ ПОЗВОЛЯЮ ИГРАТЬ ФАЛЬШИВО»

Ольга Ивушейкова

Ольга Ивушейкова:

«Я не позволяю играть фальшиво»

К встрече с известной флейтисткой, педагогом Московской средней специальной музыкальной школы им.Гнесиных, доцентом Московской консерватории и мастером аутентичного исполнительства Ольгой Ивушейковой меня подтолкнула сама судьба в виде надвигающегося конкурса «Дети в мире старинной музыки». Гнесинская школа-десятилетка исправно поставляет на наш конкурс лауреатов и дипломантов, а ее педагоги стабильно и успешно прививают своим подопечным любовь к барочной музыке. Ольга Ивушейкова, преподаватель юного флейтиста Георгия Абросова, ставшего сначала лауреатом конкурса «Дети играют старинную музыку» в 2013 году, а затем получившего приз «Золотой Щелкунчик» на международном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» 2013, не только воспитывает будущих «звёзд», но и ведет активную концертную деятельность – вместе со своими коллегами из ансамблей «Pratum integrum», «Gnessin Baroque», да и просто с друзьями, Ольга увлечённо исполняет и барочную, и современную музыку. Вдобавок ко всему, она увлечена организацией Летней школы в Гнесинке, которая впервые пройдет этим летом. Встретились мы утром на следующий день после премьерного выступления «Gnessin Baroque», ансамбля выпускников Гнесинской школы, в состав которого входит и Ольга Ивушейкова. Будоражащий шлейф вечернего триумфа ещё витал в воздухе, а сама Ольга излучала необыкновенную (для учеников, наверно, привычную) уверенность и ясную силу.

- Как Вам в руки попала флейта?

- Моя мама очень хотела, чтобы мы с сестрой занимались музыкой. Она обратилась за советом к музработнику детского сада, Любовь Борисовне, которая и отправила нас к своему мужу, Вадиму Абрамовичу.  Вадим Абрамович – человек-легенда. Всю жизнь он занимается сольфеджио с детьми, которые учатся в Гнесинской школе.  Благодаря ему я поступила в Гнесинку. Он же и посоветовал мне играть на флейте - потому что она дешевле, чем скрипка (смеётся). Мне повезло – буквально сразу же родители купили хороший инструмент за полторы тысячи рублей, тоже благодаря Вадиму Абрамовичу. Вадим Абрамович и Любовь Борисовна - родители Бори Березовского. Боря - мой друг детства, мы росли вместе, дружили семьями.

- Ваши дети занимаются музыкой?

- У меня трое сыновей. Старший, ему 13, - программист, учится в лицее «Вторая школа». Я пыталась увлечь его музыкой –  у него прекрасный слух. Пробовала отдать его на фортепиано, но он только к компьютеру рвется. Мы с мужем поняли, что он больше склонен к математике. С огромными трудностями мы попали в нашу гениальную физико-математическую «Вторую школу». Я от неё в полном восторге! Там уникальная система, очень строгая, правда, и огромная нагрузка. Представляете, физику на английском дают! Я пока не знаю, конечно, получится ли учёный из моего ребенка, но программированию он точно обучится.

- А средний и младший?

-  У среднего сложный характер … Поэтому он занимается в обычной школе, с педагогом, который терпит от него всё (улыбается).  Ещё он из дерева вырезает, у него даже станок на даче есть. Руками может сделать что угодно! А младший, он более покладистый, учится в Гнесинке сразу на двух инструментах – кларнете и блок-флейте. У нас работает Антон Прищепа, потрясающий человек, композитор и кларнетист, и младший у него в классе. А фортепиано с ним занимается замечательная Марианна Шалитаева.

- Когда Вы поняли, что хотите и, главное, способны работать как педагог?

- Мне всегда хотелось самой учиться. Поскольку уровень флейтовой школы в России был довольно средний, я ездила на Запад, искала педагогов. У меня был катушечный магнитофон, я доставала где-то хорошие записи, и постепенно стала понимать, как следует играть по-настоящему. И был в моей жизни Леонид Игоревич Миронович, который тоже очень много искал. Французы к нам приезжали, он их вылавливал из оркестра, спрашивал, как играть.  У нас ведь была в ходу немецкая школа, которая пришла с Вильгельмом Кречманом, а весь мир в двадцатом веке уже принял именно французскую систему.  И вот мы с Мироновичем повстречались, тоже случайно, через концертмейстера, и общались где-то полгода. Леонид Игоревич очень важные вещи мне рассказал. Потом он эмигрировал… После консерватории я работала в оркестре, тогда у меня появились какие-то частные ученики. И ещё я увлеклась старинной музыкой, купила свою первую барочную флейту, треснутую.

Назар Кожухарь, Алексей Любимов, Наталия Гутман сообща открыли факультет исторического и современного исполнительства в консерватории. Все вместе мы его, в общем-то, создали, и вот он существует уже 20 лет, с 1997 года. Так я попала в консерваторию и стала там преподавать.

- Далеко не каждый хороший музыкант может стать хорошим педагогом. Вы же, судя по Вашим ученикам, смогли...

- Ну, во-первых, я привыкла искать, мне интересно совершенствоваться. Это необходимо в любом деле – преподаёшь ты или выступаешь. Я не могу смотреть, как кто-то играет неправильно. А во-вторых, за двадцать лет приобретается большой опыт.

Когда-то я приехала на фестиваль старинной музыки в Дубну, и там ко мне подошёл Гоша Абросов с бабушкой: «Хотим у Вас учиться». Это очень талантливый ребенок, хотя в общем с ним достаточно сложно заниматься. Как любая яркая личность, он противоречив. Видно, что он очень любит музыку, но чётко выполнять инструкции – это не для него (улыбается). И всё-таки мы нашли общий язык.

Георгий Абросов флейта

- Я помню его по нашему конкурсу «Дети играют старинную музыку». Он меня тогда «зацепил» какой-то искренней увлечённостью и искрой.

- С уверенностью говорю – это музыкант. А в случае с Ульяной Живицкой наконец-то сбылась моя мечта. Когда я только пришла работать в Гнесинку, мне давали в ученики тех, кто переходил от других педагогов, как это бывает, когда попадаешь в новую школу. Я стала просить – дайте мне маленького, чтобы начать с нуля, а не переучивать. Ульяна – моя первая ученица, с которой я занимаюсь с самого начала.

Ульяна Живицкая флейта

-А на флейте с какого возраста лучше всего начинать?

-Сейчас у нас есть флейточки поменьше, так что можно уже и с шести лет. Я сама начала в 11 и сначала играла на блок-флейте. А с Ульяной мы сразу стали заниматься на поперечной флейте. На youtube можно посмотреть записи с ней – это поразительно, что в таком возрасте она играет произведения, за которые берутся только взрослые. При этом Ульяна – очень скромная натура. Мы долго работали над тем, чтобы она могла уверенно держаться на публике, а то она всегда бочком как-то на сцену выходила… Она очень умная и талантливая – получила приз «Щелкунчик» в 11 лет, играя на флейте всего лишь три года. Потом у нее была «Синяя птица», и сейчас она очень востребована. Уля, между прочим, прочитала Чехова, Толстого, Достоевского в возрасте 11 лет!  Сейчас читает Ницше, Воннегута, Оруэлла, Шаламова. Да, ей всего лишь 15 лет, и она ещё не является законченным музыкантом, но может уже очень многое. Сейчас мы с ней готовимся к конкурсу «Концертино-Прага».

- Поделитесь опытом, как ребёнка подготовить к конкурсу, чтобы не было зажатости и страха.

- Они все боятся, а что делать? Я настраиваю ребёнка: «Если не пройдешь – такова жизнь. Если плохо играл, значит, ты неправ. А если хорошо играл, но не прошёл – значит, жюри было неправильное». Я всегда им говорю правду.

- Как Вы пришли в барочную музыку?

- Однажды Назар Кожухарь предложил мне с ним поиграть. Мы учились вместе, он мне рассказывал, что есть такие старинные флейты, и давал послушать записи. Мы много слушали барочной музыки, на тот момент он уже немного поучился в Штатах. А потом я поехала в Германию, там получила стипендию и два года специально училась аутентичному исполнительству.

- Сейчас разворачиваются дискуссии: стоит ли делать упор именно на аутентичном воспроизведении на аутентичных инструментах? Разве мы можем знать на сто процентов, как тогда звучала музыка?

- Во-первых, есть очень чётко написанные педантами XVIII века трактаты. Во-вторых, есть инструмент. Ты его берёшь, и он тебе диктует, как играть. И есть опыт современных практиков. Почитайте статьи Бартольда Кёйкена, он очень увлекательно описывает свои занятия. Он вообще первооткрыватель, просто брал инструменты из музея и пытался играть.

Сама я прочитала не очень много исторических источников. Основной трактат – это книга Кванца «Как играть на флейте», я осилила её на немецком, а сейчас она переведена на русский. Есть большие специалисты из Англии, Голландии, я им полностью доверяю и с удовольствием читаю их труды. Например, Рэйчел Браун, Бартольд Кёйкен пишут очень интересно.

Да, есть некий коммерческий аутентизм. Конечно, мы подстраиваемся под то, что хочет сейчас слушать наша публика. И это всё время некий компромисс. В наше время мастера, которые делают копии старинных инструментов, сознательно улучшают интонацию, делают громче звучание. Это, скажем, уже «вторичный» аутентизм. У нас на концертах барочной музыки зал заполнен полностью. Вчера был концерт: здесь, в Гнесинке, прошла презентация нашего барочного ансамбля «Gnessin Baroque», и все билеты были проданы заранее, даже пришлось добавить стулья!

Ольга Ивушейкова флейта

-Как всё прошло?

-Замечательно! Мы – Ольга Мартынова, Марина Катаржнова и я – давно друг друга знаем и играем вместе всю жизнь. К нам прибавился молодой исполнитель Август Крепак, виолончелист.  Вообще «Gnessin Baroque» - это его инициатива. Он и занимается организационными вопросами. Молодец, изумительно все сделал, помог с рекламой. Без него мы бы действительно никак не собрались (улыбается).

Благодаря Михаилу Сергеевичу Хохлову в школе есть много барочных инструментов. Да и вообще у нас потрясающая инструментальная база. То, что мы будем называться «Gnessin Baroque», наверно, это дань школе. Будем носить имя школы и играть барочную музыку.

- Кстати, насчёт инструмента. На какой флейте играете?

- Играть только барокко - это скучно. Я обожаю современную флейту. Помимо нескольких деревянных флейт для старинной музыки у меня есть золотая флейта Muramatsu. Она всем хороша. Правда, мне ещё хочется другую, серебряную.

Ольга Ивушейкова, Яков Кацнельсон 

-Какие мастера вообще ценятся у флейтистов? У вас есть свои «Страдивари»?

- Скрипка – чем старше, тем лучше. А флейта – чем старше, тем хуже. Это связано с влагой – они трескаются, на них играть почти нельзя. Копию флейты сделать проще, чем копию скрипки. Считается, что у старых скрипок есть свой секрет, и копии этих скрипок, пусть даже самые идеальные, не сравнятся с инструментом старого мастера. Про флейты так не скажешь. Я играла на копии – она лучше, чем оригинал, как мне кажется.

- Как считаете, с какого возраста можно погружать детей в барочную музыку?

- Старинные инструменты должны вводиться тогда, когда ребёнок полностью сформировался на современных.

- Хватает репертуара для флейты?

- Именно для флейты много произведений было создано в XVIII и XX веках, а в XIX веке выдающиеся композиторы для нас не творили. Симпатичная музыка есть, но это, скажем, композиторы второго эшелона. Слава Богу, в XVIII веке были Телеман, Бах, Гендель, которые писали музыку для поперечной флейты. Наверно, этим и объясняется мой личный интерес к барочной флейте. В основном я играю восемнадцатый или двадцатый век, или беру переложения с девятнадцатого, что очень популярно. Например, соната «Арпеджионе» Шуберта. Или скрипичная соната Франка. Много хорошей музыки написано для флейты во Франции в первой половине двадцатого века. Там флейта просто сияла. В парижской консерватории тогда творили Таффанель, Гобер. Пьесы – изумительные! Гобер, Инеску, Форе, Таффанель, Бюссер – малоизвестные, но чудесные. Есть ещё сонаты Пуленка, сонатина Дютийе.

-А Вы что любите исполнять? Есть любимое произведение?

- Мне очень нравится Баллада для флейты Мартена, она замечательная. Франк Мартен – швейцарский композитор, он много писал для органа. Кажется, в 1942 году написал Балладу для флейты с оркестром, но её можно играть и с фортепиано. Прокофьев мне нравится, Дебюсси обожаю. Карл Филипп Иммануил Бах. Есть ещё очень интересный композитор XVIII века – Иоганн Филипп Кирнбергер. У него чудесная музыка, она похожа на музыку Карла Филиппа, но почему-то мало известна. И это странно, потому что по качеству она не хуже. А если совсем любимый, то это, конечно, Бах. Бах – это вершина для меня. Совершенно непревзойдённый.

Ольга Ивушейкова флейта

- Кто из учителей дал Вам больше? Воспитал как музыканта?

- Миронович, который мне открыл многое, и как флейтист, и как музыкант, и это всего за полгода. Алексей Борисович Любимов. Мои коллеги. Мы много играли с Александром Галковским, к сожалению, он недавно скончался... В последнее время играю с Феликсом Ренгли, мы с ним уже подружились. Наверно, сейчас это самый знаменитый флейтист в мире. Ренгли – ученик Николе, преподает в Швейцарии и во Фрайбурге в Германии. Это выдающийся солист, он приезжал в Москву к нам в Гнесинку. Я была на его уроках, слушала его и играла с ним вместе. Потом, безусловно, мой педагог в Германии Бенедек Чалог. Кстати, он приедет этим летом, к нам в Летнюю школу. 

В августе в Гнесинке организуется Летняя школа. Позвали педагогов по разным специальностям, мой муж разработал отдельный сайт, а папа Ульяны Живицкой подготовил фотографии. Бенедек Чалог – первый иностранец, которого я в этом году привлекла, и он будет преподавать барочную флейту. Я же сама буду вести занятия по обычной флейте. Чалог как музыкант серьёзно на меня повлиял. Он – победитель первого международного аутентичного конкурса в Брюгге, ученик  Бартольда Кёйкена, которого я тоже очень ценю.

- Что Вы стараетесь передать своим ученикам?

- Я очень скрупулезно отношусь к качеству игры, то есть к школе, поэтому на первом месте у меня в классе – технология и интонация.  Меня учили так: «Давайте будем музыкально играть, пусть где-то фальшивовато - не страшно». Нет, я не позволяю играть фальшиво. Музыка у меня идет от головы, от структуры, от формы, а не от каких-то спонтанных чувств. Чувства, конечно, нужны, но всё должно быть выстроено. Не просто выразительно, неизвестно по какой причине, а нужно понять, почему здесь одна выразительность, а здесь другая. Мы всегда говорим о стилях - как строится фраза у Шуберта и как у Дютийе. Я стараюсь воспитать грамотных музыкантов.

Беседовала Ирина Шымчак

Фотографии пресс-службы МССМШ им. Гнесиных, 

Александра Живицкого и автора

 

 

21.06.2016



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
       1 
 2345678 
 9101112131415 
 16171819202122 
 23242526272829 
 3031      

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей