• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


17.11.2016

АНДРЕА МОРРИКОНЕ: МУЗЫКА – НЕИСЧЕРПАЕМАЯ ТЕМА!

Андреа Морриконе

АНДРЕА МОРРИКОНЕ:

МУЗЫКА – НЕИСЧЕРПАЕМАЯ ТЕМА!

Гений – это девяносто девять процентов труда и один процент вдохновения. Автор этого высказывания американский изобретатель Томас Эдисон был по-своему прав, вот только интерпретируют этот афоризм зачастую превратно. Один процент вдохновения на деле решает всё. Благодаря ему на свет появляются великие открытия и бессмертные памятники искусства. Генетики давно бьются над разгадкой «музыкального гена». С полной уверенностью можно утверждать лишь одно: музыкальные способности передаются по наследству. В остальном же творчество – тайна, загадка, магия. Универсальных рецептов не существует. К тому же, музыкальную идею трудно облечь в слово. Потому композиторы неохотно говорят о собственной музыке. В этом нет ничего удивительного, это правило. Но нет правил без исключений! С творчеством Эннио Морриконе (да и с самим легендарным маэстро!) российский слушатель прекрасно знаком. Настало время познакомиться с Андреа Морриконе!

Г-н Морриконе, в Москве Вы впервые, но в России уже бывали?

– Да, я действительно приезжал в Санкт-Петербург. Выступал там с замечательным оркестром.

– А что Вы исполняли тогда?

– Прозвучали четыре моих произведения. Это были мировые премьеры! Моя музыка практически всегда строится на концепции темы, которая, так или иначе, базируется на классической традиции. Если обратиться к этимологии слова «тема», мы должны вспомнить уроки греческого языка, где был глагол «titêmi», что означало «мочь». Тема – те музыкальные фразы, что автор излагает в самом начале композиции, обычно в мелодии. Бывают и ритмические темы. Вспомним Пятую симфонию Бетховена. Тема – это ещё и то, о чём ты думаешь, что оцениваешь! То, что эмоционально трогает, задевает публику. Это не значит, что достаточно найти хорошую тему, и успех обеспечен. Это было очень поверхностным и бедным объяснением. Тема - это очень важно, но нужно владеть ещё и композиторской техникой, искусством вариаций. Нужно уметь обогатить тему, расширить её.

Мне много приходилось общаться с композиторами, но я впервые встречаю музыкального философа.

– Спасибо! Наконец-то мы встретились!

Поиск темы волновал композиторов во все времена. Существует мнение, что музыкальный тематизм исчерпан, что тем больше не осталось, что сегодня мы можем только компоновать, цитировать... Но Вы, видимо, это мнение не разделяете?

– Браво! Мне очень нравятся Ваши рассуждения! Неправда то, что тем уже нет. Тема включает в себя то, что люди должны искать и находить! Нужно провести демаркационную линию между инструментальной и вокальной темой. Вокальную тему оставим в стороне. Что касается инструментальной темы, она имеет большой потенциал вариативности, её можно разрабатывать. Тематическое богатство неисчерпаемо. Тема может включать самые изменчивые, самые разнообразные компоненты, перемешанные между собой. Их комбинация даёт новую бессмертную тему, которая останется в памяти. Каковы эти элементы? Интервал сохраняется, но при этом меняется гармония, ритм, темп, штрихи, контрапункт. Тема состоит не только из звуков, но из пауз, тишины, которая важна ничуть не меньше. Быть – не быть, свет – тьма. Артист, который не различат эти контрасты, не достоин называться артистом.

Андреа Морриконе

– Маэстро, Вы преподаёте, читаете лекции?

– Какая же Вы прекрасная! Я слишком много сочиняю! Я делаю для себя заметки, но пока не планирую их публиковать. Посмотрим... Мне очень нравятся молодые, хотелось бы им помочь.

Если вспомнить о Ваших учителях в Академии Санта-Чечилия. Кто повлиял на Вас?

– Знаете, кто был моим самым главным учителем? Я сам, Андреа. Конечно, у меня были учителя. Самый первый и важный – это мой отец. Я много от него взял. Но если бы моей базой было только то, что дал, внушил мне мой отец, я не стал бы Андреа. К тому же, мой отец великий композитор, гений, но он не является крупным педагогом, профессором. Мои любимые учителя – партитуры Монтеверди, Вивальди, Брамса, Бетховена, Шумана, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Вспоминаю, как в тридцать лет я остро почувствовал: человечество находится в кризисном состоянии по отношению к музыке. Я не знал, какой путь мне выбрать. Пойти за Штокгаузеном, Булезом? Не было маяка, который указал бы мне путь. Публика отдалялась от меня, отдалялась от музыки.

Эннио и Андреа Морриконе

Но как же музыка Эннио Морриконе, которую публика просто обожала?

– Хорошее замечание! Я думаю, мой отец был и остается маяком, подлинным ориентиром для всей музыкальной культуры. Когда в 1998-м году отмечался его 70-летний юбилей, в римской Академии Санта-Чечилия состоялся его большой авторский концерт. Мой отец со всем своим опытом, своими познаниями и большим авторитетом представил свою музыку на суд академического музыкального сообщества, и люди признали, согласились: да, это изумительно! Его киномузыка вошла в контекст общей музыкальной культуры. Это был важный момент.

Мелодии моего отца, в самом деле, замечательны! Но каждый артист выражается так, как считает нужным. В наше время в культуре вообще и в музыкальной культуре в частности присутствует плюрализм. Для меня важно, что я выражаюсь, как Андреа. Я написал много саундтреков. У меня четыре престижных международных награды. Я пошёл своей дорогой, выбрал путь самовыражения, делал то, что хотел. Я не хотел бы, чтобы моя работа была связана только с киномузыкой. Для меня абсолютное значение имеет не просто тональная музыка, но музыка, хорошо написанная, та музыка, где есть тема. Я не вижу разницы между жанрами. Музыка или хороша, или плоха. Она либо вызывает эмоции, либо их не вызывает и, в таком случае, она ничего не стоит.

Вы услышите в моем концерте «Тему ре минор» (напевает), к которой я написал большую интродукцию. Это очень кинематографичная тема. Но в интродукции я использовал современную композиторскую технику. Используя 12 звуков, нужно уметь это делать без «вывертов» Штокгаузена, Булеза, Вакки, потому что это никому сейчас не нужно. Нужно иметь смелость заявить об этом! Кстати, это никак не относится к музыке Софии Губайдуллиной!

– Вы часто исполняете киномузыку на академической сцене?

– Я вообще очень люблю кино.

– Вы знаете, этот год у нас в стране объявлен Годом российского кино!

– Правда? Да здравствует кино! Мне нравится сочинять музыку, думая о каком-то образе. Неважно, что перед глазами иной пейзаж. Я думаю не о том, что передо мной в данный момент, а о том, что могло бы быть. Это воображаемый образ. Я должен прикасаться к музыке, к паузам, выражать сильные чувства, описывать что-то, что выпадает из общепринятого.

Вы говорите о создании музыки, как скульптор. Но если вернуться к самой музыке... Для нас музыкальный символ Италии, классический эталон итальянская опера. Современный эталон итальянская киномузыка?

– Опера это особый жанр, который вознёс Италию на невероятную высоту, на музыкальный пьедестал. Музыка для кино - очень парадоксальное явление. Вот фильм, вот музыка (рисует схему). Музыка зависит от фильма. Единственная причина создания музыки для фильма – сам фильм. Часто прекрасная киномузыка не является самодостаточной. «Картинки с выставки» Мусоргского – Равеля – вот это настоящая музыка, которая могла бы относиться к какому-то фильму, хотя и не была написана для кино. Мне кажется, если музыка не заставляет следовать чёткой программе, она может вызывать более глубокие чувства и мысли.

Беседу вела Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото из семейного архива композитора

kremlinpalace.org

17.11.2016



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей