• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


23.08.2010

РГГУ. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРИННОГО РОЯЛЯ

 

Старинный рояль – исполнитель сонат и симфоний,
Нервами струн воскрешает секрет партитур,
Таланта мудрец и хранитель волшебных гармоний,
Великий создатель музыкальных бессмертных скульптур.
(Вячеслав Граф)
В июле 2010 года фонды Музейного центра Российского Государственного Гуманитарного Университета пополнил ещё один экспонат – уникальный рояль, построенный в 1855 году немецкой фирмой «Rudolf & Hacspiel», подробная информация о которой по непонятным причинам не дошла до нашего времени.
История рояля Rudolf & Hacspiel № 126(6) уникальна по нескольким причинам.
Первая – сохранившихся до наших дней роялей этой фирмы, по доступной на текущий момент информации, известно всего два. Второй находится в одном из музеев в г. Ланц-корона (Польша).
Вторая – находящийся в РГГУ инструмент с 1857 г. вплоть до 1994 г. принадлежал Государственному Академическому Московскому Малому театру (инвентарный No: ГАМТ 5821 по инвентаризации 1941 г., сохранившийся Государственный жетон учета материальных ценностей на левой боковой панели). Достоверно известно: к роялю прикасались руки не только актёров Малого театра, ставших ныне легендарными (Ермолова, Ленский, Южин, Правдин, Рыбаков, Лешковская, Яблочкина, Остужев, Садовские, Медведева, Лени), но и выдающихся певцов-вокалистов того времени – Неждановой, Шаляпина, Собинова, Лемешева... Среди великих современников можно назвать композитора, народного артиста СССР, Лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Георгия Васильевича Свиридова, впервые исполнившего в 1972 году именно на этом рояле свой эскиз музыки к драме Царь Федор Иоаннович.
Известно, что в XIX веке артисты находящихся по соседству друг с другом Большого и Малого театров могли абсолютно спокойно меняться местами и участвовать в любой постановке – разумеется, в пределах собственных артистических и вокальных возможностей. Оба театра были даже соединены подземным переходом! Иногда театры менялись не только актерами, но и площадками. Дело в том, что Малый театр пользовался таким почитанием, что в какой-то момент просто перестал вмещать в себя всех желающих, тогда на помощь приходил театр Большой -  естественно, такого удостаивались не все постановки. Малый театр тоже не оставался в долгу - опера Орлеанская дева, которая в течение целых 18-ти лет была главным театральным событием Москвы, спустя 9 лет после московской премьеры перешла-таки на сцену Большого театра. До этого она ежегодно проходила в Малом, а зрителей с каждым годом становилось все больше и больше. Обратный обмен происходил не по причине проблем с размерами зала, а исключительно по желанию авторов, актеров и певцов. Так, композитор Петр Ильич Чайковский потребовал, чтобы премьера оперы Евгений Онегин прошла на сцене именно Малого театра, хотя оперной была сцена Большого (премьера действительно состоялась 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н.Г. Рубинштейн). Такая взаимозаменяемость в то время была естественной и нормальной.
Репетиции подобных совместных постановок проходили в репетиционных помещениях как Большого, так и Малого театров и, конечно же, с использованием представленных в театре фортепиано. Прописавшийся ныне в РГГУ рояль «Rudolf & Hacspiel» был один из основных репетиционных инструментов оперных постановок – он отличался бархатным, но при том весьма насыщенным звуком, который достигался благодаря применению в строительстве инструмента тщательно подобранных и выдержанных в специальных составах пород дерева.
Самым ценным для описываемого рояля в те времена были посещения артистических Малого театра солистами Императорских театров, которые не только пели около него под игру высококлассных концертмейстеров, но иногда пытались сами себе подыгрывать аккомпанементы к разучиваемым партиям. Среди них были бас Фёдор Шаляпин и тенора Леонид Собинов и Дмитрий Смирнов (этого певца, к сожалению, сегодня помнят не очень хорошо). По воспоминаниям пианиста-концертмейстера Анны Персиц, однажды, после репетиции,  Шаляпин и Смирнов решили шутки ради спеть дуэтом «Minuit chretien», и сделали это до такой степени красиво и потрясающе громко, что Анна Петровна с трудом доиграла до конца — от волнения и звукочастотного воздействия у нее расстроился желудок, и она должна была удалиться.
Не могла миновать этих репетиций и певица Антонина Васильевна Нежданова. Она пела с Шаляпиным, Собиновым и Смирновым во многих оперных спектаклях, проходящих на сценах обоих прославленных театров. Бас — Шаляпин, драматический тенор — Смирнов, лирический тенор — Собинов, Нежданова — лирико-колоратурное сопрано — самые прославленные русские оперные певцы — готовили свои оперные партии не без помощи рояля «Rudolf & Hacspiel» № 126(6), неприметного музыкального труженика Малого театра.
Выселение исторического рояля в фойе театра в 1975 году прошлого столетия вызвано было тем, что для Малого театра были закуплены новые инструменты — считалось, что старинные рояли выработали свой рабочий ресурс и не удовлетворяют возросших фортепианных потребностей. Хотя оперные постановки в Малом давно уже прекратились, а чудом сохранившийся подземный переход к Большому театру, ввиду непосредственной близости к подземным коммуникациям Кремля, был объявлен «Стратегическим Туннелем» со степенью секретности «А», закрыт и опечатан соответствующими службами...
В середине лихих 90-х годов ХХ века рояль инвентарный № ГАМТ 5821(41) был вывезен из Малого театра неизвестными лицами «с целью реставрации» (как и целый ряд других исторических театральных предметов), после чего следы его потерялись. Обнаружился инструмент в 2009 году при расселении одной из Московских коммуналок в районе метро Парк Культуры. Хозяева были далеки от музыки и не относились к инструменту, как к безусловному историческому артефакту, хотя толк в антиквариате понимали. Гражданином Республики Польша, настоятельно пожелавшим остаться неизвестным, рояль был неожиданно выкуплен по названной хозяевами стоимости и подарен Академическому большому хору РГГУ — как основному продолжателю музыкально-просветительских традиций Народного университета имени русского мецената польского происхождения А.Л. Шанявского, официальным приемником которого является РГГУ.
Ознакомившись с историей рояля, хор на общем собрании незамедлительно принял коллективное решение о музеефикации уникального раритета с возможностью реставрации и последующего концертного использования в рамках музыкальных мероприятий РГГУ. Это единственно правильное решение было горячо воспринято руководством  Музейного центра Университета — здесь как нигде понимают ценность исторических экспонатов.
Известный московский фортепианный мастер-реставратор Алексей Свенцицкий произвёл первичную настройку рояля «Rudolf & Hacspiel». Сказал, что инструмент, хоть и требует реставрации, но конечно замечательный, живой, вполне рабочий, благородный и «учит прикосновению». Отличается выдержанным, теплым тембром и интимностью, камерностью звучания, так свойственным музыке второй половины позапрошлого века. Господин Свенцицкий сообщил, что при создании этого инструмента были использованы старые («венские») принципы механики в сочетании с новейшими технологическими приёмами того времени, что сегодня дает музыканту возможность аутентичного исполнения русской музыки, начиная от произведений П.И. Чайковского до С.В. Рахманинова.
Мы позвонили всемирно известному пианисту Андрею Гаврилову и рассказали ему о новом экспонате музея РГГУ:
Продолжение читайте в августовском номере "Музыкального Клондайка"
 

23.08.2010



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей