• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


16.08.2017

Кирилл Родин: «Я считаю, что за наш последний конкурс Чайковского и за те результаты, которые мы имеем, членам жюри не стыдно».

 

Кирилл Родин конкурс чайковского

КИРИЛЛ РОДИН:

«Я СЧИТАЮ, ЧТО ЗА НАШ КОНКУРС ЧАЙКОВСКОГО И ЗА ТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ МЫ ИМЕЕМ, ЧЛЕНАМ ЖЮРИ НЕ СТЫДНО» 

В Астане завершился Х Международный юношеский конкурс им. П.И.Чайковского. За награды боролись 125 молодых исполнителей. Лауреатами конкурса стали 20 молодых музыкантов из России, Казахстана, Китая, Японии, Кореи, Германии, Словении, Италии и США. 

В состав Жюри конкурса в разные годы входили более двухсот всемирно-известных музыкантов и педагогов. В течение всех десяти лет участников номинации «виолончель» оценивал Кирилл Родин, доцент Московской консерватории, приглашенный профессор Центральной консерватории музыки в Пекине. Поэтому разговор состоялся не только об итогах юбилейного конкурса, но и, в целом, об истории этого состязания, о перспективах и ярких именах...

- Кирилл Владимирович, какое у вас сложилось впечатление о конкурсе в целом?

 - Я был на конкурсе в качестве члена жюри в номинации «виолончель», поэтому могу сказать свои мысли относительно уровня виолончелистов. Хотя, когда мы были на концерте победителей, у меня была возможность услышать всех участников конкурса – и пианистов, и скрипачей. Итак, что касается виолончелистов, могу сказать, что они ярко себя показали, были представители самых разных виолончельных школ. Но сейчас мир очень тесен, молодые музыканты перемещаются по разным странам, поэтому нельзя прямо утверждать, что существуют отдельно русская, японская, французская, американская виолончельные школы. Я половину участников конкурса виолончелистов знаю лично, потому что они, так или иначе, посещали летние школы, с некоторыми я занимался дистанционно по скайпу.

- А что думаете насчет подготовки участников?

- Я не могу сказать, что уровень участников был очень ровный. Исполнитель, играя одно произведение, демонстрировал какие-нибудь интересные моменты, потом вдруг будто что-то случалось, или усталость проявлялась, или терялась концентрация, и сразу происходили обидные потери. Тут, конечно, можно всё списывать на возраст, но конкурс есть конкурс, и когда человек готовится, он должен рассчитывать свои силы и быть предельно мобилизованным. Конечно, заниматься надо начинать не за месяц до конкурса. Например, наш победитель из Японии Йо Китамура признался, что занимается почти по девять часов ежедневно, а это 13-летний мальчик. Я считаю, что это осознанное поведение музыканта. Я могу вам сказать, что и девушка из Китая, которая оказалась на втором месте, Намиса Сунь, я её лично знаю, тоже такой самоотверженный человек, великая труженица, которая не мыслит себя без музыки.

Юношеский конкурс чайковского

-  Среди конкурсантов были ваши ученики?

- Мои ученики участвовали. Один мальчик из Японии, который приехал ко мне учиться полгода назад в ЦМШ, сделал колоссальные успехи, освоил огромный репертуар, и его игра уже воспринимается не как ребяческая, хотя ему всего 14 лет. Я не знаю, чему их учат в Японии, но, когда я начинаю ему предлагать записи симфонической или фортепианной музыки, вижу, что он просто ничего не знает. Поэтому полгода мы занимались его интеллектуальным развитием. На конкурсе он очень удачно сыграл, достойно представил Центральную музыкальную школу, но ему немного не хватило, чтобы попасть в финал. Я думаю, что на следующем конкурсе он может быть в числе лауреатов. И участвовал второй мой ученик из колледжа имени Ипполитова-Иванова. Это как раз тот случай, когда человек развит разносторонне. У него, кстати, мама певица, поэтому восприятие музыки очень гармоничное и серьёзное, но, к сожалению, не хватило волевых качеств. Бывает недостаточно играть чисто, красиво, интеллигентно. В финал выходят только шесть человек, и у него был результат вплотную к этим шести, но конкурс есть конкурс. Он тем и хорош, что это не подведение итогов и творческий приговор, а это возможность для ребят соревноваться, рисковать. Да, какие-то неудачи локальные случаются. Они дают шанс задуматься, обратить на что-то внимание, мобилизоваться. Если обратиться к архиву, то видно, что многие ребята, которые на первом конкурсе не доходили до финала, в дальнейшем становились победителями.  А если вспомнить такое имя, как Нарек Ахназарян, то он у нас еще в 2002 году участвовал. Это было в Китае, там он прошёл в финал и получил четвертое место. Через два года он снова участвовал, но снова получил четвертое место. Потом возраст позволил ему заявить о себе в большом конкурсе Чайковского, где он с первой попытки в финале оказался пятым, а со второй - стал победителем. Эта настойчивость, эти не самые высокие места закалили его характер, дали, в творческом смысле, бойцовские качества, которые сейчас позволяют ему выходить на сцену и очень ярко представлять себя. Конкурс воспитывает волю, терпение.

- Вы не впервые в жюри Международного юношеского конкурса имени П.И.Чайковского. Что-нибудь меняется со временем? Увеличивается количество участников, меняется качество игры?

- Это десятый, юбилейный конкурс, и я во всех десяти конкурсах был в составе жюри. Ярких и запоминающихся личностей не может быть много, но я думаю, что этот конкурс подарил нам два-три имени, на которые мы можем рассчитывать в ближайшем будущем. Так же, как и история предыдущих конкурсов. Пример - Борис Андрианов, который обладает яркой индивидуальностью и является солидным музыкантом. Пианист Ланг-Ланг был на втором конкурсе лауреатом первой премии. Так что каждый конкурс приносит какие-то яркие имена. Программа варьируется вокруг формата, который доступен ребятам, а те, кто уже успел многому научиться, но еще не способен интерпретировать более осмысленно и полно наш виолончельный репертуар, могут выбрать из списка произведений, те, где их талант раскроется естественно.

Йо Китамура

- Среди лауреатов конкурса было очень немного русских фамилий. Это связано с хорошей подготовкой азиатских исполнителей или с упадком отечественной школы?

 - Я бы не стал говорить, что это упадок отечественной школы. Моему ученику немного не хватило до победы, однако по техническим параметрам он не проигрывает. Да, безусловно, где-то не доставало яркого посыла и большей убедительности. Хочется сказать, что с экранов телевизоров мало звучит классическая музыка, и родители, естественно, стали меньше детей отдавать в музыкальные школы. Хотя существуют разные популярные конкурсы, например, «Синяя птица» и тому подобное. Есть запрос на яркие имена, на таланты, но их не может быть много, это очень штучный товар, который не может появляться в массовом порядке. Мы, педагоги, делаем всё возможное, но если ученик сам трудится, сам что-то слушает, что-то читает, это же слышно. У нас, вообще-то, музыкальная культура с богатейшими традициями, и есть много людей, которых можно назвать кумирами, но, к сожалению, молодёжь этих кумиров всё меньше и меньше знает. Я работаю в ЦМШ, тут висит портрет Гилельса - великого советского пианиста, и очень многие ученики, которые учатся на других специальностях, не знают, кто это такой. Сказать, что это упадок? Нет, это недостаток. То же самое можно сказать и о том, что сейчас существует много разных каналов, например, Youtube, где каждый может зайти и послушать то, что ему хочется. На канале собраны концерты великих мастеров. Однако, потребность зайти и послушать проявляется не у многих. Таких имён, как Денис Мацуев, Вадим Репин, их не может быть много, тоже самое происходит и на Западе.

Если вернуться к азиатской исполнительской школе, то я думаю, что всё зависит от того, что там огромная конкуренция, а соревновательный момент помогает мобилизовать свои силы. У них существует некий ген трудоспособности, у европейцев этого уже нет.

- Победители были заметны уже с самого начала конкурса?

- Да, конечно. Иногда у нас балльная система голосования, иногда «да-нет». Тот участник, который является победителем конкурса, был явным фаворитом с самого начала. Он прошёл во второй и третий туры с высшими баллами. Хотя бывало и такое, что некоторые ярко показали себя на первом туре, а потом куда-то исчезли. Потому что во втором туре от музыканта требуется не только техническая игра, но также проделанная интеллектуальная работа. Не всегда в таком возрасте это удаётся, сколько бы ни заниматься. Надо музыку слушать, в театры ходить, на выставки, тогда человека будет интересно слушать. Потому что, если он научен играть как машина в быстрых темпах, то это может быть интересно в определенном репертуаре, а во втором туре надо себя раскрывать больше как личность. На третьем, когда ты выходишь играть с симфоническим оркестром, видно, чего ты стоишь как музыкант, способен ты  повести за собой большой симфонический коллектив или нет. Я считаю, что за наш последний конкурс Чайковского и за те результаты, которые мы имеем, членам жюри не стыдно.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото предоставлены оргкомитетом конкурса

16.08.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей