• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


29.03.2011

Голосовые психотехники или человеческий голос

Почему «голосовые психотехники», и что было в начале?
 
Если в самом начале, то: «В начале было Слово»…
(Новый завет. Евангелие от Иоанна)
 
Много, много лет назад, когда я только начинала знакомство моё с музыкой, мама часто брала меня с собой на свои сольные концерты. Она была певицей серьёзного жанра, музыка была трудна для моего детского восприятия, но мамин голос, такой родной и любимый, проникал в детское сознание глубоко и затрагивал самые трепетные струны моих чувств.
Мама моя, Надежда Юренева, была первой исполнительницей в СССР монооперы Пуленка «Человеческий голос».
Мне довелось быть на одном из таких концертов, где мама выступала с симфоническим оркестром под управлением Геннадия Рождественского.
 Огромная сцена, множество музыкантов во фраках, очень строгий дирижёр, которого слушаются все - все, кто находится на сцене, и моя мама тоже. Одна, среди такого множества чужих людей! Она одна, в скромном платье, и почему - то рядом с ней, на столике, ярко красный телефонный аппарат.
Оркестранты настроились, в зале наступила тишина, взмах дирижёрской палочки и … Телефонный звонок… Мама сняла трубку и начала разговор. Всё время, пока звучала музыка, такая напряжённая и сложная, мама вела разговор по телефону. Конечно, она пела, конечно, это была опера, и голос её звучал по всем законам оперного жанра. Но этот телефонный разговор был настолько глубок, эмоционально пережит и прожит ею на сцене, что я поверила. 
Её голос передавал самые настоящие, самые искренние эмоции. Это была правда.
Публика рукоплескала, в зале многие плакали. Я тоже плакала, так как переживала всё вместе с мамой.
Прошло уже много лет с тех пор, и только недавно я поняла, что моноопера «Человеческий голос», благодаря маминому исполнению, стала для меня потрясающим открытием чудесных возможностей Человеческого Голоса.
Дыхание, звук, слово, мысль, искренность, чувства, эмоции, движение, понимание, направленность, гармония - это и есть Человеческий Голос. Голос, который может открывать любые двери, растопить вековой лёд и творить иные чудеса.
Уже будучи сама певицей и педагогом, я обратила внимание, какое влияние оказывает эмоционально-психологическое состояние на голос человека. Любое напряжение, или усталость, или радость напрямую отражаются в нашем голосе. Это заметно и в интонации, и в мимике, и в силе звука.
Я стала изучать эту взаимосвязь более подробно. Разумеется, пришлось обратиться к трудам известных психологов и психотерапевтов, таких как Милтон Эриксон, Александр Лоуэн, Фридерик Перлз и мн. др.  
С опытом пришло понимание, что, анализируя звучание голоса, можно анализировать глубокие психологические процессы. Соответственно, придавая тембровую окраску, укрепляя регистры, вырабатывая чистое интонирование и диапазон голоса, мы параллельно работаем со своими чувствами, эмоциями и расширяем личностные возможности.
Однако, я обратила внимание на то, что во всех работах педагогов и психологов о голосе, никто не говорит о Духовной составляющей человеческого голоса.
Например, я сделала вывод, который много-много раз подтверждался мной на практике, что неверное интонирование, это результат эмоциональной закрытости. Или признак лживости. (К великому моему сожалению, но это так!). Либо мы лжём себе, либо окружающим. Всё это отражается в нашем неумении петь чисто. Как только человек сознаётся в этом, открывается, хотя бы чуть-чуть, становится более искренним, он тут же начинает петь чисто.
Или, например, жалоба на то, что: «Я не слышу. У меня нет слуха», чаще всего указывает на нежелание слышать окружающих, на внутреннее сопротивление какой-то сложной ситуации или кому - либо.
Часто срывающийся, осипший голос, говорит о сильном внутреннем конфликте, о психологическом надломе, о желании докричаться до окружающих, или о несоответствии выбранной роли истинному лицу.
Узкий, крошечный диапазон, зажатый звук, часто является признаком затаённой злобы или агрессии. На это указывает сильно зажатая нижняя челюсть. Стоит только расслабить челюсть, как диапазон звука расширяется и наполняется красками.
Однако зажатость вернётся, если останется злость и агрессия. Неточное интонирование и грязные ноты будут вновь в звуке, если останется лживость. И так далее и тому подобное…
Но само по себе желание «петь», говорит о том, что эта сложившаяся ситуация стала совсем некомфортной, и хочется как-то исправить её. Это желание возникает подсознательно верно!
Поющий человек – человек свободный и независимый. Пение  - это, прежде всего, эмоциональный посыл, выплеск, чувственный  искренний и чистый поток.
Так и родилась идея «голосовых психотехник».
В вокальной школе, где в творческом сотрудничестве со мной проводят семинары такие чудесные музыканты и педагоги как Галина Филатова, Одиссей Богусевич, Светлана Омерович, Светлана Стенькина, мы применяем на практике приёмы «Голосовых психотехник». Так же рекомендуем семинары и тренинги по телесно-ориентированной психотерапии, танце-двигательной психотерапии, семинары по основам гармонии и импровизации.
Постоянное общение с талантливыми, ищущими, творческими людьми, привело к идее создания Музыкально-Психологического Объединения «Слово и Голос».
 Мы планируем собрать много интересных людей, готовых к творческому сотрудничеству, чья профессия или увлечения так или иначе связаны с голосом, искусством, духовным совершенствованием. Мы уже работаем совместно с психологами, музыкантами, танцорами, режиссёрами, мастерами восточных духовных практик.
Мы объединяем между собой людей, так или иначе близких друг другу по духу и интересам. Мы хотим восполнить дефицит общения в обществе, найти путь к реализации возможностей творческого человека. Мы создаём нишу для тех, кто долгое время считался в современном мире «не форматом», оставался за кадром, складывал своё творчество в стол, до лучших времён.
Теперь – время пришло! Время искреннего слова, открытого голоса, творческой души!
 
 
С наилучшими пожеланиями,
Художественный руководитель
«Музыкально-психологического объединения «Слово и Голос»
Певица, композитор, продюсер, практический психолог Наталия Княжинская
 
Подробная информация - в мартовском номере газеты "Музыкальный Клондайк".
 

 

29.03.2011



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей