Новости |
Sound Оut. Классический эксперимент
Просветительский проект Sound Out, уже хорошо известный московским меломанам, 14 марта в Музее А. Н. Скрябина представит очередную премьеру — концерт-лекцию «Романтика vs современность».
Накануне этого события один из инициаторов проекта Антон Мойсеенко дал интервью журналисту Елене Константиновой.
— Победитель престижных международных конкурсов TWIYCA (Великобритания, 2012) и BJIMC (Китай, 2013), солист и концертмейстер Большого симфонического оркестра (БСО) под управлением В. И. Федосеева, композитор — и вам еще нет тридцати. Похоже, ваш путь в мир музыки был предопределён с рождения. Кто угадал в вас музыканта?
- Я родился в семье музыкантов. C рождения слушал, как мама играла на фортепиано и аккордеоне, а папа - на кларнете. К нам часто приходили в гости их друзья и коллеги, они тоже играли и пели песни под фортепиано или гитару. Иногда меня брали с собой на работу в детский сад, где мама работала музыкальным руководителем, в ДМШ и музыкальный колледж, где преподавал папа. Мы постоянно ходили на разные концерты и спектакли. В общем, вся наша жизнь была неразрывно связана с музыкой, искусством и творчеством. Вероятно, у меня не было выбора. Хотя папа хотел отдать меня в математическую школу, а я хотел стать художником, благодаря настойчивости мамы в приоритете оказалась музыка. Мама начала заниматься со мной фортепиано и всесторонним творческим развитием, а чуть позже подключился папа и стал заниматься со мной кларнетом.
Кто знает, как сложилась бы судьба, попади я в математическую школу, но в музыке я чувствую себя как дома.
— В каком возрасте вы научились играть на кларнете?
- Играть на кларнете я начал, когда мне было 10 лет. Но мне иногда кажется, что я никогда не научусь играть так, как действительно хотел бы. Быть музыкантом - это значит непрерывно учиться и совершенствоваться. Именно этим я и занимаюсь.
— По словам одного из самых ярких романтиков - Берлиоза, кларнет — это «скрипка среди деревянных духовых инструментов»…
— Полностью согласен! Хотя я очень люблю все инструменты, и даже мечтаю освоить саксофон и валторну, но кларнет, действительно, - очень разнохарактерный инструмент. Несмотря на его историческую «молодость», потенциал этого инструмента сразу заметили композиторы, и кларнет довольно быстро занял одну из лидирующих позиций среди остальных деревянных духовых инструментов. На мой взгляд, особенно ярко его возможности раскрылись в XIX и XX веках. Но современные композиторы и исполнители продолжают открывать все новые и новые возможности кларнета. Это один из немногих инструментов, который органично вписывается и в классическую музыку, и в народную, и в джаз.
— Помните, как написали первую композицию?
— В музыкальном колледже. По заданию замечательного педагога Натальи Ивановны Выграненко, которая преподавала у нас музыкальную литературу, надо было написать пьесу. Хотя бы на восемь тактов. Мы были в шоке от такого поворота учебного процесса! Обычно мы слушаем и читаем, а тут вдруг надо написать. У нас еще не было ни теории музыки, ни гармонии, никакой базовой подготовки, кроме сольфеджио. Пришлось проявить фантазию. Получилась пьеска без названия в стиле Вебера — возможно, потому, что в тот момент учил его концерт. Оказалось, писать музыку очень интересно. Я даже вскоре сочинил маленький цикл прелюдий для кларнета соло и гордо подарил его папе. И хотя вряд ли даже сейчас смогу сыграть хотя бы половину своего «опуса» — нотный «текст» невероятно сложный и неудобный, тот опыт дал толчок к развитию композиторских находок.
— А свой первый концерт не забыли?
— Нет, не забыл. Сыграл его в первый год учёбы в колледже. Тогда и узнал, что значит по-настоящему волноваться. До этого не раз выступал в Минске на большой сцене — неплохо пел, ни о каком волнении понятия не имел. А тут в зале родители, учителя, друзья, родственники. Страшнее публики не представишь — ведь все всё знают и понимают! Но выступление прошло удачно.
Антон и Елена Мойсеенко
— Как появилась идея вашего музыкального просветительского проекта Sound Out?
— Спонтанно. Ещё в Консерватории мы с моей супругой, пианисткой Еленой Мойсеенко, сформировали дуэт, назвав его позже Duo Inspiro. И начали активно продвигать кларнетовую музыку. Поступив в БСО им. П. И. Чайковского, я познакомился со многими замечательными музыкантами. В 2017 году наш Duo Inspiro, участвуя в проекте Metro Concert Art пианистки Алисы Куприёвой, объединился со струнным квартетом этого оркестра. Нам так понравилось играть вместе, что решили не расставаться. И год спустя дебютировали как Sound Out.
Обдумывая формат проекта, поставили себя на место обычного слушателя: как он будет чувствовать на обычном концерте? В лучшем случае досидит до конца. Может быть, ему понравится музыка. Мы же не только играем, но и знакомим с интересными фактами биографии того, кому посвящена программа. И даже показываем тематически связанные с ней редкие фотографии, видео. Стирая границы между сценой и залом, наш концерт-лекция позволяет погрузиться в культурно-исторический контекст сочинения. Ведь музыка, как и любое произведение искусства, не появляется просто так. Мы открываем слушателям двери в мир прекрасного.
— Кларнет среди любимых инструментов у композиторов-романтиков. Именно поэтому их сочинения в репертуаре Sound Out?
— В репертуаре Sound Out огромное количество музыки. Кларнет – действительно, очень необычный инструмент, он прекрасно сочетается и с роялем, и с духовыми, и со струнными. И даже сам по себе он звучит очень интересно. У композиторов-романтиков он действительно сразу завоевал особую популярность из-за своего яркого и в то же время мягкого и загадочного звука. И, конечно же, их привлекла его виртуозность. Технические возможности инструмента практически безграничны, не зря мы сравнивали его со скрипкой. Кларнет часто используют в камерной музыке, а так как наш проект как раз связан с ней, мы с радостью включаем кларнет в наши программы.
— «Романтика vs современность» — название вашего предстоящего концерта-лекции, открывающего проект, звучит несколько провокационно…
— Да, эта программа действительно самая провокационная из всех, уже у нас состоявшихся. Объединить в одном концерте произведения Брамса и современные совсем непросто. Это похоже на дискуссию, на диалог времен. Отсюда и название — «Романтика vs современность». От романтиков нас отделяет около полутора веков. Интересно, осталось ли у нас что-то общее с ними или мы совсем разные?..
— Не стоит раскрывать всех карт. И всё же чуть приоткроем дверь в концертный зал Музея А. Н. Скрябина — кстати, по акустике и технической оснащённости признанный одним из лучших в столице.
— Это особое место. Здесь чувствуешь дух великого творца, новатора, искателя. Само там присутствие уже вдохновляет…
Проект Sound Out
— Кажется, ожидаются и премьеры?
— Да, мировая премьера моего трио «Облака» для кларнета, виолончели и фортепиано и российская — сочинения «Тёмная ночь» для кларнета соло скандинавского композитора Тобиаса Брострёма.
— Исполняя в дуэте c Еленой Мойсеенко (фортепиано) свою пьесу «Северный океан», вы продемонстрируете SABRe- кларнет…
— Это пьеса, премьера которой состоялась 8 сентября 2018 года в Малом зале Консерватории, специально написана для SABRe.
— А подробнее?
— SABRe — это мультисенсор, который, подключаясь к кларнету, расширяет «ресурсы» исполнителя, а композитору, раскрывая «скрытый» потенциал инструмента, даёт полный простор фантазии — с помощью обработки звука и добавления разных интересных эффектов звучание кларнета можно обогатить абсолютно свежими красками.
Впервые SABRe, ещё на стадии разработки, своего рода многолетний эксперимент швейцарского кларнетиста и композитора Матиаса Мюллера, я увидел в Италии на фестивале Clarinet Fest несколько лет назад. Прошлым летом на том же Clarinet Fest только уже в Бельгии, где мы играли концерт как Duo Inspiro, снова случайно встретились с Матиасом, который показал нам результат работы над своим детищем. Мы были настолько поражены, что не смогли устоять и привезли SABRe в Россию.
— Довольно небольшое количество мест в скрябинском зале — всего 130 — минус?
— Плюс. Такая камерность предполагает особую душевную и романтичную атмосферу, можно обойтись без микрофона. Нам всё это по душе. Хотя выступали и на более крупных площадках. Например, в Центральном доме архитектора в январе был полный зал, а это 400 человек.
— Что как лидер Sound Out скажете о своей команде в целом?
— Сейчас у нас шесть музыкантов. И каждый уникален. Сергей Костылёв — скрипка, Антон Якушев — скрипка, Дмитрий Сидоров — скрипка, Елена Фёдотова — альт и мы с Еленой. Все мы, за исключением Елены Мойсеенко, артисты БСО. Репетиции всегда проходят в тёплой атмосфере у нас дома. Конечно, без споров не обходится, но быстро приходим к общему «знаменателю». 14 марта в концерте кроме нас с Еленой принимает участие и концертмейстер группы виолончелей — Фёдор Землеруб.
— Совсем скоро вы примете участие в Международном конкурсе Карла Нильсена, который проводится для молодых талантливых инструменталистов в родном городе композитора — Оденсе (Дания). Для вас это…
— …в первую очередь возможность поехать и пообщаться с коллегами из других стран, узнать что-то новое, познакомиться с интересными музыкантами. И конечно, это стимул подготовить и достойно представить большую программу.
— А именно?
— Концерты Моцарта, Шпора и Нильсена, квинтет Вебера, сонаты Брамса и Денисова, «Рапсодию для кларнета» Дебюсси. Программа очень сложная. Один отборочный тур позади, предстоит ещё четыре. Надеюсь, что всё пройдёт удачно.
Елена КОНСТАНТИНОВА
Фото из личного архива
Антона МОЙСЕЕНКО
13.03.2019
Анонсы |
-26.04.24-
-26.04.24-
-02.05.24-
-03.05.24-
-07.05.24-
-10.05.24-
-12.05.24-