• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


05.10.2021

«Шапка Мономаха» Тимофея Гольберга

Московский государственный академический камерный хор открыл свой новый сезон – сезон, в котором прославленному коллективу, известному во всем мире как​ Хор Минина, исполняется 50 лет. Сегодня – гость «Музыкального Клондайка» - художественный руководитель хора Тимофей ГОЛЬБЕРГ. Тимофей Юрьевич Гольберг вступил в эту ответственнейшую должность в 2019 году по предложению основателя и, до этой даты, бессменного художественного руководителя хора, выдающегося музыканта Владимира Николаевича Минина. Сейчас народный артист СССР Владимир Минин – президент хора.

- Тимофей Юрьевич, когда я думаю о том, какой груз ответственности упал на ваши плечи, мне всегда приходит на ум знаменитое пушкинское: «Ох,  тяжела ты, шапка Мономаха»…  Тяжела вам «шапка Мономаха»?

- Знаете, зависит от того, с какой стороны на эту «шапку» посмотреть. Когда ты увлечен музыкой и когда идет такая настоящая творческая жизнь, которая даже в прошлом сезоне, несмотря на пандемию, у нас была, то ты не думаешь о грузе.

Тимофей Гольберг

- Я напомню нашим читателям основные вехи вашей биографии - вы учились в  Нижегородской консерватории, как  дирижер хора - у профессора Сергея Смирнова,  а затем занимались там же оперно-симфоническим дирижированием, у маэстро Александра Скульского. И одним из ярких этапов вашей биографии  была победа на Всероссийском музыкальном конкурсе. Наверное,  именно эта победа и послужила причиной того, что на вас обратили внимание в одном из самых знаменитых хоровых коллективов России.

- Да, буквально через месяц-полтора после окончания конкурса мне позвонили из хора Минина и пригласили на разовый концерт с собственной программой. Летом 2016 года я с этой программой приехал, мы отрепетировали, исполнили, и уже после концерта Владимир Николаевич пригласил меня в коллектив дирижером.

- И что это была за программа?

- Во-первых, это был Станислав Стразов – по моему мнению, выдающийся нижегородский композитор. Мы исполнили его цикл «Ночь» на стихи Фета. Было немалое количество современных сочинений, которые были написаны в XXI веке , например Эшенвалдс. Это когда хор себе аккомпанирует на звуко-высотно настроенных бокалах, это и «Звезды», и «Северное сияние». Наверное, такую музыку нельзя назвать по-настоящему «серьезной», но она очень красива, это музыка для души, для возвышенных ощущений, может быть, я не побоюсь так сказать, и не слишком глубоких. Но мне кажется, сегодня такая музыка тоже нужна. Хочется, чтобы  в программе были сочинения, слушая которые, ты можешь воспарить и оторваться от земного, действительно, в сторону звезд, пережить ощущение полета. Также в этой программе были  сочинения Пьяццолы, еще произведения композиторов, которых достаточно редко исполняют. Словом, вся  программа была очень необычной  и я старался, чтобы от сочинения к сочинению была выдержана определенная драматургия, чтобы были яркие контрасты. Некоторые сочинения из этой программы и сегодня звучат в концертах нашего хора.

- Скажите, Владимир Николаевич Минин полностью принял  ваше предложение по программе ?

- Когда мне пришло предложение из хора провести этот концерт, мы с Владимиром Николаевичем часто созванивались, я крупную концертную программу до этого не составлял, и, естественно, я задавал вопросы. Мне любезно предоставили домашний телефон Владимира Николаевича. Представляете, человеку, которого еще в училище учили по пластинкам, на обложке которых было написано «В.Минин», дают домашний телефон самого Минина! Это было что-то, во что не мог поверить ассистент Нижегородской консерватории. Конечно, небольшие коррективы в программе были, но с большинством того, что я предлагал, Владимир Николаевич согласился. На протяжении всего времени нашей совместной работы его позиция – давать мне свободу. Если же видел, что я по неопытности мог совершить слишком резкие «повороты», он меня об этом предупреждал. Но в основном, он давал «добро» на мои начинания и тактично уберегал от ошибок. Я думаю, что это способствовало моему достаточно стремительному развитию в коллективе Владимира Николаевича.

- Но предложение стать художественным руководителем  было неожиданным для вас?

- Никаких прямых разговоров до того, как Владимир Николаевич 18 июня 2019 года предложил занять пост художественного руководителя, не было. И предложение стало шокирующим. Это случилось за несколько дней до ухода хора в отпуск, и у меня, думаю, получился очень «веселый» отпуск. Не думать о предстоящей работе было невозможно, было страшно. И вот это единственный месяц, когда было страшно. А когда приступаешь к работе, то уже некогда думать о страхе.

- В определении стратегии и художественной политики хора как вы разделяете полномочия с Владимиром Николаевичем, или они у вас общие?

- Честно скажу, Владимир Николаевич выбрал позицию, что любое вмешательство в художественное руководство будет немножечко притуплять деятельность и действенность руководителя. По поводу конкретных программ конкретных концертов, особенно посвященных юбилею хора, мы, конечно, советуемся с Владимиром Николаевичем, и я, и наш директор Дмитрий Александрович Сибирцев. А что касается стратегии развития коллектива, хора, каким он должен быть в 20-х годах XXI века, здесь таких прямых советов Владимир Николаевич не дает, потому что одна из основных причин, по которым он передал мне руководство хором, была обозначена так: «Время идет вперед, а мне уже 90 лет».

- Но он поддерживает вас, с вашей стратегией ?

- Поддерживает, но когда видит в моих экспериментах что-то такое, что что вызывает его сомнение, он дает понять, в таком ключе: «А стоит ли петь это сочинение еще раз?».  И я задумываюсь.

- Я думаю, вы прекрасно знаете историю хора. Мининский хор был родоначальником многих направлений, в которых сейчас развиваются большинство хоровых коллективов. Не говоря уже о том, что с легкой руки Владимира Николаевича такие коллективы, как камерный хор, получили широкое распространение по всей стране. И то, что вы очень много поете современной музыки - самое прямое продолжение традиций Мининского хора. Что делаете вы и что делает коллектив для того, чтобы на современные произведения шла публика столь же охотно, как на «Реквием» Моцарта?

- Вы знаете, мне кажется, недостаточно просто того, чтобы на концерте было интересно, потому что «интересно» - это процесс, который все-таки происходит, можно так сказать, «в голове», а очень важно, чтобы музыка задевала за живое, воздействовала глубинно на все существо человека, затрагивала его душу, оставалась в нем, когда слушатель уже вышел из концертного зала. Хочу привести пример с нашим исполнением «Реквиема» Шнитке. Сложилось так, что музыка Альфреда Шнитке раньше у нас в коллективе не звучала. Сегодня у нас есть записанный диск, на котором «Реквием» и три смешанных хора а капелла. Эту программу мы, помимо записи, исполнили «вживую» три раза. Музыка сложная, волнующая, большой инструментальный ансамбль… и вот первый раз это было исполнение «для ума», оно производило впечатление, но, наверное, мы тогда еще не успели вжиться в новое для нас сочинение. Затем было второе исполнение. И третье – уже презентация диска,  в Концертном зале Академии им. Гнесиных. И вот после этого исполнения, по отзывам артистов и публики и по моим ощущениям, произведение реально задело за живое. Я считаю, это и есть основной аргумент, почему эта музыка должна быть в репертуаре.

Какой бы сложной ни была бы современная музыка, она должна восприниматься слушателем не умозрительно, а на эмоциональном уровне.

На записи «Реквиема» А.Шнитке.

- У хора начался новый сезон. Не можете ли вы рассказать об основных событиях прошлого сезона, который успешно завершился, несмотря на все сложности пандемийного времени.

- Да, прошлый сезон, конечно, не только для нас, но и для всех был. мягко говоря, непростым. Я помню, что первым выходом на сцену после долгой изоляции стал выход на сцену Большого зала Московской консерватории с «Маленькой Торжественной мессой» Россини. И вот это был не просто концерт, а было таинство. А ведь Месса и есть таинство. Я помню этот приглушенный свет в зале, в котором человек 200-250, все еще пока боятся, не особо рвутся  в концертные залы. Но это было что-то особенное, Agnus Dei и эти тишайшие паузы, просто, воздух звенел, вот это было настоящим. Я надеюсь, что кто-то из слушателей на этом концерте новое в себе или в музыке открыл. Очень важный концерт. Дальше, несмотря на пандемию, все пошло неплохо, у нас даже гастроли состоялись, дали два концерта в Челябинске, с интересными программами, в том числе с «Музыкой мира», которая состоит из очень разных современных сочинений, в сезоне мы ее исполнили 7 раз,  с небольшими видоизменениями. Затем, конечно, премьера «Метели» Свиридова (в переложении этого сочинения В. Грязновым для хора, двух роялей и ударных инструментов) в зале «Зарядье» и свиридовский «Пушкинский венок», который хор практически 10 лет не пел целиком, и, что греха таить, для меня это была премьера. «Пушкинский Венок» для хорового дирижера -  это, наверное, вершина, так же, как «Литургия» и «Всенощная» Рахманинова, «Десять поэм» Шостаковича, «Перезвоны» Гаврилина… Про запись и презентацию диска «Реквиема» Шнитке я уже говорил. И ярким завершением сезона для нас стал концерт «Война бессмысленна» в зале «Зарядье», с музыкой Сергея Рахманинова, Гии Канчели, Арво Пярта, Сэмюэла Барбера.

с В.Н.Мининым на репетиции «Маленькой Торжественной Мессы» Дж.Россини
в Большом зале Московской консерватории

- Я знаю что в хоре счастливо сосуществуют разные поколения не только в руководстве, но и среди артистов хора. Расскажите, кто поет  у вас, какими критериями вы руководствуетесь, отбирая артистов  в хор?

- По поводу отбора - важен, конечно же, в первую очередь голос, потому что всегда хор Минина был ансамблем солистов. Помимо природных певческих данных, очень важно мастерство, как человек этим голосом управляет, как он выучен. Конечно же, чтение с листа. В программе много современной музыки, нужно уметь быстро читать атональную музыку, это не на первом месте, но это тоже важно. Артистизм, на собеседовании сразу ясно, что за человек пришел, видно, как он будет работать в коллективе. В общем, очень много критериев, бывает, что  даже доходит до второго и до третьего прослушивания.

Отвечая на первую часть вашего вопроса о разных поколениях в сегодняшнем составе артистов, могу сказать, что я счастлив. Есть те, кто работает долго, и даже те, кто работают дольше, чем я на свете живу. Во-первых, они находятся в очень неплохой вокальной форме следят за ней, потому что все они - очень грамотные вокалисты. Во-вторых, это люди с очень важной для творческого коллектива системой ценностей, у них не зарплата стоит в вершине пирамиды ценностей, а отношение к делу. Благодаря им эта аура отношения к делу распространяется на всех. А что касается молодых ребят, без них тоже никуда, потому что они с легкостью и любопытством воспринимают новое, новый репертуар, чисто постановочные эксперименты, как недавно было на Чеховском фестивале, где в исполнении «Сотворения мира» Гайдна надо было выполнять сложные сценические задачи. Сочетание опыта, мудрости и молодой энергии в нашем коллективе дает, как мне кажется оптимальный результат.

- Часто говорится – у этого  коллектива  своя публика, своя аудитория. А вот какая аудитория у вашего коллектива? Смотрите - Чеховский фестиваль с невероятными экспериментами, музыка Россини, Свиридова, Шнитке, Пярта… Я думаю, что здесь, конечно, разная аудитория…

- Я считаю, что разная. Но мне очень сложно отвечать на этот вопрос, потому что я действительно не могу представить, что это такое - аудитория конкретного коллектива. Конечно, есть какой-то костяк поклонников. У кого-то больше, у кого-то меньше. Я просто не знаю, какой он у нас, просто не знаю. Дальше аудитория разделяется по направлениям. Если «Реквием» Моцарта, то приходят поклонники не хора Минина, а «Реквиема» Моцарта. Если мы поем Шнитке, то в зале много молодежи и очень много студентов и тех, кто недавно ими были, потому что интересуются этой музыкой, больше, чем, скажем так,  поклонники «Реквиема» Моцарта.  Если театрализованные концерты, то это еще как-то иной слой аудитории. Это всегда абсолютно разная публика.

- Подводя итоги сезона,  вы в нескольких словах охарактеризовали  самые яркие события. А теперь, поделитесь, пожалуйста, планами на нынешний сезон, я понимаю, что сейчас довольно сложно что-то планировать, но тем не менее.

- Интересного будет очень много. Ближайшее - театральное действо,  которое написал Илья Демуцкий, «Последний день вечного города», 2 ноября в зале «Зарядье». Мировая премьера, музыка написана по нашему заказу. Это очень интересное сочинение. Здесь хор себя проявит, как мы решили на первой встрече с режиссером и с режиссером по пластике, еще более ярко в плане не только музыкального, но и сценического искусства, нежели это было на Чеховском фестивале. Режиссер Дарья Борисова как раз была на нашем фестивальном спектакле, поняла, что может хор, и сделала для себя  выводы, что хор может еще больше. Мы сейчас в процессе активной работы над этим произведением.

В ноябре также в «Зарядье» будем исполнять «Рождественский пост» Сергея Ахунова, вместе с оркестром «Musica Viva», Новым Русским Квартетом, ансамблем Ex Libris. Дирижер Валентин Урюпин. «Реквием» Дюрюфле тоже прозвучит в «Зарядье», для меня большая радость, что мы там так часто выступаем, прекрасный зал, очень серьезно работают с публикой, и сама публика очень доброжелательная и любопытная.

А второе полугодие – это наши юбилейные концерты, на самых разных площадках. Большая радость, что целиком без купюр прозвучат "Перезвоны» Гаврилина,  исполним «Messa di Gloria» Пуччини, «Stabat Mater» Россини и «Stabat Mater» Дженкинса, «Колокола» Рахманинова… Очень много будет всего интересного с замечательными солистами, оркестрами, дирижерами… Надеюсь, скоро мы обнародуем полную программу юбилейного года.  

-  Мы обязательно вернемся к программе юбилейных мероприятий. Я сейчас скажу то, что может прозвучать немного странно для коллектива академического. Хор Минина, с самых своих первых шагов всегда был не просто востребованным, а модным, в самом хорошем смысле этого слова. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что надо делать для того, чтобы вернуть понятие, что ходить на хоровые концерты - престижно и модно?

- Наша задача, и это мы сейчас делаем, - доказать, что хор может удивлять. Репертуар должен быть и современный, и классический, и этнический, и музыка, которая включает электронные вставки. Например, произведение «Девять шагов к Преображению» Артемьева, которое два года назад Эдуард Николаевич написал для нашего коллектива, вернее, конкретно к 90-летию Владимира Николаевича Минина, и премьера была в концертном зале им.Чайковского.  У него есть в одном из номеров фонограмма, когда, вдруг, одновременно со звучанием хора, оркестра, какое-то волшебное, непонятное, звучание, откуда ни возьмись, а на самом деле из колонок концертного зала, спускается сверху и покрывает всех словно омофором, это совершенно необычный, а, самое главное, неожиданный эффект. И, конечно же, хор - это театр, как  на Чеховском фестивале, как на в предстоящем проекте с музыкой Ильи Демуцкого. Кроме того, мы уже сделали несколько экспериментальных концертов, с изменением формата. Я считаю, что в большинстве концертов не должно быть такого серьезного ведущего, который зачитывает то, что написано в программке. Особенно, когда исполняется программа из хоровых миниатюр, как наша «Музыка мира». Музыка должна перемежаться либо поэзией, либо визуальным рядом. Не объявлять сочинение (это все написано в программке), а вводить в атмосферу. Тогда появляется необходимая драматургия, и хоровой концерт воспринимается целостным.

Если коротко резюмировать ответ на ваш вопрос, что можно сделать чтобы хор был популярным, -  удивлять!

- Тот вектор, который был задан создателем хора, Владимиром Николаевичем Мининым, - это чуткость к современности, ощущение ритма, дыхания и музыки времени. Вот то, чем всегда отличался хор Минина. Радостно, что все, что вы сейчас говорите, лежит в русле развития хора, а сейчас продолжается на новом этапе с учетом современных требований, реалий и технологий. Желаем успешного и плодотворного сезона! 

 

Эшенвалдс. «Звезды».
Исполняет Московский государственный академический камерный хор,
художественный руководитель Тимофей Гольберг

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото из творческого архива
Московского государственного академического камерного хора
предоставлены пресс-службой МГАКХ

05.10.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей