Новости


Подписаться на новости


18.10.2021

Концерты будут!

В календаре культурных событий Петербурга ценителям камерной музыки стоит отметить даты с 29 октября по 5 ноября 2021 года включительно. В эти дни в Большом и Малом залах Филармонии в двенадцатый раз пройдет Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира». Организатор - Филармоническое общество Санкт-Петербурга. С президентом Общества и художественным директором фестиваля   Борисом Березовским мы поговорили накануне события.

- Борис Леонидович, в нашем городе проходит множество фестивалей, чем особенным отличается ваш?

- Прежде всего, уровнем исполнительства. Именно этот аспект всегда стоял и стоит на первом месте в наших концертах в течение всех тридцати лет нашего нового существования.

- А вообще сколько лет насчитывается вашему Обществу?

- Год основания – 1802, следовательно, в будущем году Обществу исполнится 220 лет с момента основания и ровно 30 лет с момента его возрождения. Санкт-Петербургское Филармоническое Общество было создано русскими аристократами – любителями музыки – по примеру Лондонского и Венского обществ, и первым Почетным членом нашего Общества стал не кто иной, как Йозеф Гайдн. Работа Общества поддерживалась царским Двором, и в основе его работы лежало музыкальное просвещение достаточно обеспеченных слоев жителей Петербурга.  

Суть же деятельности Общества заключалась  в организации концертов, которые проходили тогда в зале  нынешнего Малого зала имени М.И.Глинки. В те времена этот знаменитый зал назывался «Залом у Казанского собора», затем «Лионовым залом», а уж потом «Залом Энгельгардта».

Концерты, как правило, проходили в феврале, на так называемой Масленичной неделе, и в них звучали оратории Гайдна, Генделя, Мейербера, Мендельсона, а также симфонические сочинения Глюка, Моцарта, а затем и Бетховена, посвятившего Обществу свою «Торжественную мессу».

- А что было с русской музыкой?

- Так в начале ХIХ века ее еще, по сути, и не было. В основном звучала музыка немецких, французских и итальянских композиторов. В придворном оркестре играли преимущественно немецкие и чешские музыканты. И даже  делопроизводство в Петербургском филармоническом обществе поначалу велось на немецком языке. Но постепенно начала звучать и музыка отечественных авторов. И очень многие сочинения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова и других русских композиторов впервые прозвучали в концертах Общества. Особое место отводилось концертам зарубежных композиторов и исполнителей, многие из которых – Лист, Вагнер, Берлиоз, Клара Вик, Вьетан и многие другие – сразу же удостаивались звания Почетного члена Общества. Всего до 1917 года Филармоническое общество провело 104 концерта. Казалось бы, немного. Для сравнения, начиная с 1992 года, наше Общество провело много больше 600 концертов. Но для того времени каждый из тех концертов  был настоящим событием.

- А после революции общества не стало?

- Ну, тогда закрылось все, что являлось общественным. Осталось только государственное. Прекратило свое существование и Русское Императорское Музыкальное общество (ИРМО),  активно занимавшееся музыкальным образованием и открывшее  в стране многие музыкальные училища и две консерватории. Но если в советские годы о РМО еще что-то помнили, то о Санкт-Петербургском Филармоническом обществе забыли напрочь. И вот  в 1991 году бесконечные хождения известного ленинградского музыковеда Михаила Григорьевича Бялика по начальственным кабинетам с идеей возродить Филармоническое общество, наконец, возымели действие, и Общество решили возродить. Руководить им огласился композитор Андрей Павлович Петров, а меня он пригласил на должность ответственного секретаря. Надо сказать, что имя Петрова производило магический эффект на  меценатов и спонсоров, многие из которых вплоть до кончины Андрея Павловича в 2006 году оказывали Обществу существенную поддержку. Сейчас нам помогают только государственные структуры, и этого, конечно же, недостаточно для нашей весьма затратной работы.

- Изменились ли сегодняшние цели Общества по сравнению с прошлым?

- Нет. Как стояла цель музыкального просвещения, так она и осталась. Но формы, конечно, в чем-то поменялись. В начале 90-х бизнес расцветал, а народ нищал. И наше Филармоническое общество помогло социально незащищенным слоям населения приобщаться к музыкальному искусству. Какими внимательными и действительно просвещенными  были слушатели в 90-х! Сейчас публика изменилась, стала не столь щепетильной и разборчивой. И все же, надо видеть одухотворенные лица наших слушателей,  уходящих с концертов в приподнятом настроении!

- Ковидная пора не помешала вам собрать исполнителей из других стран?

- Это было действительно нелегко. Но у нас получилось. Те, кто не смог приехать к нам из-за эпидемии в прошлом году, сделают это сейчас. Представьте, в отдельных случаях потребовалась подпись вице-премьера Татьяны Голиковой для получения въездной визы!

- Расскажите подробнее о программе фестиваля.

- В первый день - 29 октября, -  в Большом зале Филармонии состоится концерт Молодежного камерного  концерта под управлением Ярослава Забояркина, в котором солировать будет блистательный виолончелист из  Армении Нарек Ахназарян. Он исполнит два виолончельных концерта – Гайдна и грузинского композитора Азарашвили. Кроме этого, в программу вошли сочинения японского и эстонского композиторов. Такой интернациональный микс получился.

Интересно будет послушать и пражское Фортепианное трио «Гварнери», концертом которого мы отметим День образования независимой Чехословакии. Публику ожидает выразительный фортепианный дуэт из Литвы в составе Вилии Пашкуте и Томаса Дукантаса – лауреатов всех мыслимых и немыслимых международных конкурсов. Наверняка порадует и концерт в жанре «кроссовер» музыкантов, живущих в   разных странах – Швейцарии, Испании и Бельгии, и играющих на  вибрафоне, контрабасе и  скрипке.

Среди участников фестиваля – пианисты Полина Осетинская, Михаил Бенедиктов,  Анастасия Рогалева, скрипачка Елена Ревич, певица Олеся Петрова, Завершит фестиваль Ольга Пащенко, которая приедет к нам из Нидерландов и даст необычный концерт в Большом зале Филармонии  - а именно вечер музыки для органа и хаммерклавира, инструмента бетховенской поры, сохранившегося в считанных экземплярах.  У нас в городе есть только два хаммерклавира, и один из этих инструментов  нам любезно согласился предоставить оркестр, руководимый Теодором Курентзисом.

 

Беседовала Елена ДОБРЯКОВА

Фото из архива Санкт-Петербургского Филармонического общества
предоставлено пресс-службой фестиваля «Серебряная лира»

18.10.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша

Афиша

Все афиши


Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей