Новости |
Ключи от Карелии:
продолжаются съемки
документального фильма.
Режиссер Дария да Консейсао продолжает съемки документального фильма «Ключи от Карелии». Сейчас творческая команда фильма находится на этапе пост-продакшн, планируя премьеру в начале лета, однако, в декабре предстоит ещё зимняя экспедиция. Фильм снят на киностудии «Хлеб» Андрея Богатырева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и фонда «Древо жизни». В самом названии фильма уже заложена многозначность его смыслов - слово «ключ» в русском языке означает как предмет, помогающий открыть что-либо, так и источник, родник. А пока существует родник, ключ, существует жизнь, убеждены создатели картины.
В преамбуле к информации о фильме они говорят о том, что Карелия – один из самых живописных регионов России, а также – форпост ее истории. Здесь находят следы легендарной Гипербореи, в этих краях сохранилось исконное старообрядческое православие, через Карелию проходит Великий Русский Северный Путь. И ключи от Карелии – это ключи от русской святости – ведь раннехристианская традиция подвижничества, монашества и отшельничества в Карелии является духовным стержнем истории и народа. Это ключи от русского трона: в селе Толвуя на берегу Онежского озера пять лет провела в заточении будущая Великая государыня старица - инокиня Марфа Ивановна, мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Это ключи от русской культуры – первым губернатором Карелии (тогда Олонецкого края) стал Гаврила Романович Державин. Карелия – колыбель диаметрально противоположных культур, с которыми фильм предлагает познакомиться через яркие музыкальные образы.
Корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с режиссером Дарией да Консейсао и продюсером Андреем Богатыревым.
Слева направо: директор Всероссийского музея Пушкина С. М. Некрасов (восстановивший музей усадьбу Державина на набережной реки Фонтанки, 118),
О. В. Андреев -автор монографии о Г. Р. Державине, первом губернаторе Карелии,
Дария да Консейсао, автор и режиссёр фильма "Ключи от Карелии”
- Дария, как к вам пришла идея фильма, что привело вас к этой теме – теме Карелии, точнее, Заонежья?
- Сейчас я планирую переехать в Карелию жить. И уже много лет езжу конкретно в Заонежье. Там живут потрясающие творческие люди. А началось все с того, что лет шестнадцать назад я встретилась с замечательным детским фольклорным коллективом «Заонеженка», который приехал в Санкт-Петербург по приглашению «Культурного сообщества «Русский дом». Коллектив был создан несколькими инициативными людьми, учителями местной школы, что, кстати, говорит и о том, каков уровень образования в регионе. Он заметно интереснее, чем в обычных школах Москвы и Петербурга. Дети там просто энциклопедически образованные, при том, что у них нет ни состоятельных родителей, ни – будем честными – особых перспектив поступить в столичные ВУЗы. Уже тогда я поняла, насколько многогранна в Карелии фольклорная культура, насколько она живая, не музейная. И знаете, что интересно – сейчас, когда начали организовывать съемки и нам очень многие местные жители помогали, некоторые из них радостно говорили мне: «Привет!». Это те самые, уже выросшие, дети, что тогда приезжали в Санкт-Петербург.
- Вы сосредоточили свой интерес именно на Заонежье. А почему?
- Заонежье - это самый русский край в Карелии. Карелию как-то принято традиционно относить к региону с финно-угорским населением. Интересно, что я часто бываю на Урале, и уральцы тоже считают свое население финно-уграми. А конкретно в Заонежье живут в основном потомки переселенцев из Новгорода и Пскова. Именно они-то и сохранили то сокровище, которым являются русские былины. В фильме у нас будет интервью с Олегом Александровичем Скобелевым из знаменитого музея- заповедника «Кижи», жемчужины русского деревянного зодчества. Олег Александрович рассказал нам, что начиная с 1860 года в этих краях было обретено более трехсот былин, а до этого было известно в Центральной России всего около семи-девяти былин. В Заонежье сохранились не только новгородские былины, сохранились былины киевского цикла. Корни интереса к русским темам и мотивам в живописи, в музыке лежат в Заонежье – после обретения былин, их издания, живого знакомства со сказителями этот интерес в обществе возрос многократно, вспомним хотя бы только Васнецова и Римского-Корсакова. Другой древний жанр – причитание, - нам представила Людмила Алексеевна Балехова. Жанр этот более женский, а известен он стал благодаря другой заонежанке, тоже с новгородскими корнями – Ирине Федосовой, эту знаменитую заонежскую «вопленицу» слушали и Майков, и Горький, и Шаляпин, и Римский-Корсаков, и Балакирев. О своих первых кинематографических шагах в Карелии мне довелось рассказать главе департамента кинематографии Министерства Культуры РФ - Светлане Максимченко, которая была с нерабочим визитом в Карелии . Это был очень интересный разговор о кино и о ресурсах, оживающих благодаря ему в этом регионе.
Людмила Алексеевна Ивашова (Балехова), коренная заонежанка
- Вы помните первый съемочный день фильма?
- Первый день был у нас не в экспедиции, он прошел в мае в Москве. Невероятно, но это была первая в истории светская встреча предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия не только со своей паствой. Мы общались после концерта. В Академии Глазунова состоялся концерт двух старообрядческих музыкальных коллективов и знаменитого ансамбля «Сирин», мы их записали, и, разумеется, эта музыка войдет в фильм. И получилось так, что мы словно получили благословение от митрополита Корнилия на нашу работу, хотя специально для этого ничего не делали, все само собой произошло. Надо сказать, что я далека от старообрядчества, но мне кажется правильным иногда посмотреть на христианскую культуру России с точки зрения той Церкви, которая была сохранена на Русском Севере, а Русский Север - это в первую очередь Карелия, это Архангельская и Вологодская область... Принято считать, что старообрядцы – очень суровые, строгие консервативные люди. Но если мы посмотрим, как большинство священников Русской Православной Церкви исторически относились к народному творчеству, то увидим, что часто это было отношение как к чему-то такому, противоречащему христианской идее, имеющему отголоски язычества, иногда даже знак равенства был с бесовщиной. А у старообрядцев старый церковный уклад прочно сочетается с народными традициями и промыслами, которые не просто сохранились, а по-настоящему укоренены в современной жизни, не являются чем-то музейным. Не говоря о том, что самые крупные меценаты в истории России, поддерживающие именно народную культуру и все, что её воспевает, были старообрядцы - взять только Савву Морозова! В Карелии сегодня старообрядческая община не так многочисленна, зато у всех жителей (не только у старообрядцев) очень крепко по-прежнему нравственное начало. Вот небольшой пример – Людмила Алексеевна Балехова известна не только как исполнительница старинных песнопений и причитаний. Она, совместно с соратниками – родственниками, друзьями, - возродила часовню на месте рождения св. Зосимы Соловецкого, основателя Соловецкого монастыря. Называется часовня, но на самом деле, по размеру, по архитектуре, это настоящий храм. И, наверное, самый главный урок, который я извлекла из работы над фильмом – все его герои, каждый по-своему, делают великие вещи, как Людмила Алексеевна, которая, не имея никаких финансовых ресурсов и живя на очень скромную пенсию, взялась за постройку часовни и у нее все получилось. Обычно в таких случаях говорят, что Бог помогает. То, что мы видели в Заонежье, подтверждает, что Бог помогает только тогда, когда человеку самому вот просто очень надо сделать это дело, как ни банально прозвучит – не для себя, а именно для людей, для сохранения памяти исторической, культурного кода... Хотя они вряд ли оценивают свои дела такими категориями – просто делают то, чего не могут не делать. И эта часовня – душевный порыв огромного количества добрых и неравнодушных людей!
- Мой вопрос продюсеру фильма Андрею Богатыреву. Андрей, вы – успешный кинорежиссер и продюсер. Что побудило вас обратиться к темам, которые поднимает фильм «Ключи от Карелии»?
- Каждый режиссер должен жить своим фильмом. Дария по-настоящему влюбилась в Карелию. Через ее влюбленный взгляд мы и воспринимаем его содержание. Она словно заразила меня этой любовью, я открыл для себя удивительное место и удивительных людей. Я ощутил какое-то невероятное сочетание древних традиций и современных образованных и сильных духом людей, которое отличает Заонежье. Здесь все такое исконно русское, глубокое, мне кажется, есть и языческие, дохристианские мотивы. Я думаю, это неплохо, потому что это тоже наши корни, и их нельзя забывать, если уж мы говорим о культурном коде. Даша делает очень правильное дело. Россия – огромная страна, в ней есть целостность, и в то же время в каждом регионе есть особые места, где концентрируются свои культурные традиции, свои культурные особенности, из этого многообразия и складывается наша российская культура. Карелия в этом смысле одно из самых первозданных мест в России. Такие фильмы, как «Ключи от Карелии», дают возможность погрузиться в культуру нашей страны через погружение в культуру даже относительно небольшой ее части. Даша сумела погрузиться очень глубоко и сумела передать нам это свое ощущение. Могу честно сказать, что я просто открыл для себя новый мир, о многом очень важном я вообще ничего не знал. Приезжая на съемки в Карелию, мы жили в домах, были гостями этих людей. Возникало ощущение, что мы -словно вне времени. Например, на стене висят старинные музыкальные инструменты, но это не элемент интерьера, на них играют, и для нас сыграли тоже. Семьи чудесные, дружные, люди очень добрые. И в них действительно сохранена та цельность, которую уже редко, если не совсем невозможно, встретить в столице и больших городах.
Евгений Алексеевич Балехов (один из героев фильма)
показывает режиссеру Дарии да Консейсао красоты Онежского озера.
- И давайте затронем тему чисто организационную - как у вас это все получилось?
- Дария да Консейсао: Благодаря инициативе Андрея Богатырева и команде его киностудии мы создали проект фильма, который поддержало Министерство культуры России. После этого был длительный подготовительный период, и мы пришли к решению работать, привлекая еще партнеров. Одним из главных партнеров стал фонд «Древо жизни». Благодаря фонду «Древо жизни» нам удалось взять интервью у предстоятеля старообрядческой церкви Владыки Корнилия, у Сергея Михайловича Некрасова – директора Всероссийского музея Пушкина, у народного художника России Ивана Ильича Глазунова. Руководитель фонда Елена Демидова даже поехала с нами в первую экспедицию, что для меня как режиссёра очень ценно- она фольклорист по одному из образований и музыковед, мне очень интересно с ней проживать все творческие шаги фильма. Мы презентовали проект фильма губернатору Республики Карелия – Артуру Олеговичу Парфёнчикову, и он с большим вниманием и интересом отнёсся к нашему начинанию. Ведь после этого у нас была экспедиция уже с поддержкой Министерства культуры Республики Карелия, за что мы им очень благодарны. Также нас радушно встретил приход храма св. Апостолов Петра и Павла в Чёлмужах. Мы приехали туда в первую экспедицию с историком рода Романовых – Алексеем Леонидовичем Казаковым, который был в составе делегации по захоронению Царской семьи и написал книгу «Царский посох», включив историческую линию этих мест. Для нас большая честь, что он прилетел специально на съёмки. Помимо общения с А. Л. Казаковым, я уже пять лет читала рукописи книги – «Г. Р. Державин. Первый губернатор Карелии». Автор этой книги Олег Васильевич Андреев – кандидат исторических наук, снявшийся в моем короткометражном фильме «MEMENTO AMORE» и теперь многое мне подсказавший по ходу создания фильма «Ключи от Карелии». Знаменательно, что как только вышел первый тираж книги, я сразу встретилась с действующим губернатором Карелии и подарила ему эту книгу - он стал её первым читателем.
Масельская гора, берег Онежского озера,
съемки лодкоструна под Толвуей с А. Леоновым и О. Гайдамак
- Расскажите еще немного о процессе съемок.
- Дария да Консейсао: В нашей завершающей экспедиции мы сначала приехали в Медвежьегорск. Это настоящая кинематографическая Мекка, там обязательно надо делать кинофестиваль, ведь в этом месте снимались фильмы «Любовь и голуби», «И на камнях растут деревья», «А зори здесь тихие», и еще много чего снималось. К тому же в Медвежьегорске заинтересованная культурной составляющей городского развития администрация в лице неравнодушного главы района - М. Л. Антипова. Из Медвежьегорска мы поехали в очень скорбное место – старинный город Повенец. Там начинается Беломорско-Балтийский канал. И мы не могли не взять интервью у протоиерея Романа Соболева, настоятеля храма св. Николая, который построен при поддержке петербургского мецената Валерия Никифорова. Храм возведен в память о погибших при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Советский период очень во многом был кровавым периодом для этих мест. Но нужно не осудить, обвиняя, но светло вспомнить погибших людей, осознать то, что сама мысль о необходимости такого канала пришла в голову не Сталину и не Ленину, а Петру Первому. Просто у него тогда не было ресурсов, чтобы так быстро и так жестко эту идею осуществить. О роли Русского Севера, и Карелии в частности, в становлении Российского государства я планирую взять интервью у Никиты Сергеевича Михалкова, он дал предварительное согласие, ведь мы с Андреем оба выпускники его Академии (режиссерской мастерской замечательного режиссера В. И. Хотиненко). Также мы были в потрясающем месте – селе Толвуя. Сюда была сослана мать первого царя династии Романовых Михаила Фёдоровича, инокиня Марфа. Именно здесь мы снимали тот самый ансамбль «Заонеженка». Руководит им учительница местной школы Татьяна Георгиевна Кондратьева. Здесь же засняли замечательных музыкантов, которые известны по всей стране – Ольгу Гайдамак и Александра Леонова. Они играют на гуслях, и у них есть эксклюзивный инструмент, вырезанный из дерева, как лодка, да так он и называется-лодкострун. И это просто образ нашего фильма, на таких гуслях играли новгородцы, пришедшие в эти края. Мы снимали былину о Садко на берегу Онежского озера , во время бури. Поэтому лодка со струнами – не просто музыкальное зерно , но и художественный образ нашего фильма .
Галина Ивановна Балехова радушно и хлебосольно принимает
съемочную группу фильма и вместе с внуком музицирует
- Скажите, какой вы видите будущую судьбу фильма?
- Андрей Богатырев: Я вижу, что многие силы Дария уже подтянула своим энтузиазмом, и Елена Демидова тоже. Так что, немного расплывчато скажу, что наш фильм смогут увидеть зрители. Пока преждевременно говорить, как и где именно. Мы хотим, чтобы фильм увидело как можно больше людей. В современном культурном пространстве нужна альтернатива, необходимо на центральных каналах продвигать такие глубинные серьезные фильмы, в которых истинный патриотизм, истинная любовь к России, а не плакат. Думаю, что этот проект может сподвигнуть Дарию на создание целого цикла картин, об уникальных местах России, где, в каждом по-своему, сохранен бесценный культурный код. Даша здесь – настоящий первопроходец.
- Дария да Консейсао: Я думаю, что такая деталь: в 1860 году в Карелии (тогда - Олонецкой губернии) была найдена, обретена былинная кладезь, более 300 былин, а в следующем году было отменено крепостное право, - совсем не случайная. Люди, которые ушли из Центральной России на Север, уходили от крепостного права. Здесь его никогда не было. Здесь был вольный ветер. А новгородцы были людьми гордыми, сильными, как сейчас говорят, самодостаточными, многие из них - знатными и богатыми, которые просто не захотели мириться с рабством, коснувшимся пусть не их, но их соплеменников. Устное народное творчество и русские былины с рабством не сочетаемы. И вот как эти люди тогда ушли и сохранили свою культуру, так в 1860 Павел Рыбников обрёл её в Заонежье, и через год вся Россия была уже без крепостного права. Сейчас мы все заходим в цифровую эпоху. Может быть, наш фильм поможет не войти в цифровое крепостное право? Это лишь режиссерское предположение, но я в него очень верю.
Беседовала Надежда КУЗЯКОВА
Фото из личного архива предоставлены Д.да Консейсао
08.11.2021
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-