• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


12.11.2021

Безграничные возможности органа и новые имена композиторов

В рамках проекта «Новые классики – Organ Taurida» прошел конкурс композиторов органной музыки. Среди участников – молодые композиторы более чем из 40 стран. Помимо трех победителей, среди которых испанец Марк Миго, россиянин Моше Ариэль Ганелин и участник из Германии Матиас Рефельдт, так же было выявлено множество талантливых композиторов, которые стали финалистами конкурса. Среди них есть и российские участники Анастасия Чернова, Дмитрий Бородаев и Эдуард Кипрский.

Мы поговорили  с финалистами конкурса об органной музыке и о впечатлениях, полученных на проекте «Новые классики – Organ Taurida». Несмотря на разный жизненный и творческий опыт участников, их объединяет одно – любовь к сочинительству и к органу.

Орган – сложный инструмент, думаю, что необходимо знать его особенности, прежде чем приступать к написанию музыки для него.

Анастасия: Да, при написании музыки для органа (впрочем, как и для любого другого музыкального инструмента) нужно представлять себе его устройство и возможности, а возможности у него колоссальные! Орган часто сравнивают с оркестром из-за его мощи и богатства тембров: начиная от мягких регистров, заканчивая ярким и оглушающим tutti. Когда я начинала сочинять свое первое произведение для органа, я еще многих вещей не знала и действовала скорее на интуитивном уровне, но постоянно расспрашивала учителей по органу об устройстве инструмента и основах регистровки: какие регистры можно сочетать, какие нет? Что такое виндлада? Футовость? Из чего состоит принципальная пирамида? Как добиться того или иного эффекта? Вопросов было огромное количество. Впрочем, когда одни вопросы разрешаются, постоянно появляются другие. Именно так работает прогресс в обучении. 

Анастасия Чернова

Анастасия Чернова, фото из личного архива

Несомненно, нужно знать особенности  написания музыки для органа, прежде чем начинать самому сочинять. Но можно пробовать даже на самом раннем этапе погружения в эту сферу, поскольку желание создать что-то своё служит огромным стимулом к развитию, новым знаниям и освоению новых навыков.

Дмитрий: Орган — богатейший по своим фактурным и тембровым возможностям инструмент, имеющий грандиозный репертуар от музыки ренессанса до наших дней. Конечно, приступая к сочинению произведений для этого короля инструментов, нужно иметь представление о музыке, написанной для него, и о тех колоссальных возможностях, которые он предоставляет для творчества композитора.

Эдуард: Музыка возникает внутри меня, иногда помимо моей воли и, порой, самым непредсказуемым образом. Формирование идеи, художественного материала и их воплощения, собственно, в музыкальную ткань не всегда поддаётся анализу. В некоторых случаях, отправной точкой для создания композиции становятся вещи внемузыкального порядка: шум дождя, скрип тормозов, проезжающего рядом автомобиля, взгляд прохожего, или пение кита-касатки, как в случае с небезызвестным сочинением Джорджа Крама «Голос кита»; последнее все же заслуживает музыкального осмысления.

Вопрос в том, оперируем ли мы изначально инструментальными категориями или создаем почву, из которой могут произрасти самые разнообразные семена музыкальной мысли? Антон Брукнер трактовал оркестр, как монументальный орган, будучи признанным выдающимся органистом. Музыка Гектора Берлиоза – тончайшего изобретателя оркестровых комбинаций – много теряет в фортепианном изложении. Сергей Прокофьев, напротив, в своей оркестровой фактуре нередко преодолевает влияние фактуры фортепианной.

Для меня первичным зерном является тематизм. И только он один диктует, приобретет ли сочинение форму фортепианного концерта, струнного квартета или органной фантазии. Величественно и прекрасно звучит на органе

g-moll’ная прелюдия Сергея Рахманинова. Также и другие сочинения могут быть изначально написаны не для органа, но впоследствии получить органное воплощение. В моем случае, некоторые работы возникли именно так. Однако следует признать: по фактуре они не противоречили органному принципу разделения тембров (в данном контексте, безусловно, важно иметь представление о регистрах и о специфике инструмента).

Как вы пришли к написанию музыки для органа?

Анастасия: Меня с детства интересовала органная музыка. Помню, как в возрасте шести лет упрашивала родителей пойти на органный концерт. Спустя некоторое время наконец-то побывала на концерте в Большом зале Московской консерватории. Тот вечер произвел огромное впечатление: я даже представить не могла, что в будущем в этом же самом зале прозвучит и мое произведение, написанное для органа. Сейчас я обучаюсь в Академическом музыкальном училище при МГК им.Чайковского на 4 курсе теоретического отделения, и в качестве факультатива занимаюсь органом. Я очень благодарна за возможность играть на настоящем духовом инструменте, по выходным работать над собственной музыкой и, конечно же, посещать лекции по истории органостроения и репертуара у Софьи Михайловны Иглицкой, где я всё больше узнаю об этом потрясающем инструменте.

Дмитрий: Музыку для органа я пишу с 2012 года.  Еще будучи студентом, а затем аспирантом Московской консерватории, я дважды становился победителем Всероссийского конкурса на лучшее сочинение для органа соло и органа в ансамбле. Оба сочинения: Фантазия на темы армянских духовных песнопений «Обелиск» для органа и Сюита «Арабески» для гитары и органа —  опубликованы издательством «Органные салоны» в 2021 году. 

Эдуард: Первым сочинением, в котором я использовал орган, явилось «Размышление» (Reflection) – трио для органа, арфы и ханга, написанное накануне концерта известного польского органиста Кароля Моссаковского.

Помимо сольной программы в концерте были предусмотрены и ансамблевые номера. Вдохновившись идеей моего трио, музыканты решили включить его в концертный репертуар. Этот первый опыт был действительно бесценным: я услышал свою музыку, только что сочиненную в голове, в живом исполнении на великолепном органе! Исполнение было превосходным, и здесь надо отдать должное солистам (запись сохранилась на YouTube канале).

Дмитрий Бородаев, фото из личного архива

Анастасия: Чтобы быть в курсе о появлении новых композиторских конкурсов и фестивалей, я осуществляю мониторинг информации в интернете. О конкурсе «Новые классики – Organ Taurida» узнала из инстаграм-канала @newclassicsfund, решила принять участие и написать новое произведение на основе темы, которая уже давно была у меня в голове. Это  «тема петуха», которую я слышала неоднократно в деревне Орловской области. С детства бываю там каждое лето, но последние годы из-за усиленной учебы на теоретическом отделении слух обострился настолько, что воспринимает любой звук как потенциальный музыкальный материал.

Прошлым летом я и заметила, насколько интересный интервальный состав у крика  петухов: чередование малых и больших терций с последующим глиссандо вниз. Так и появилось два основных элемента для темы пьесы! В положении о конкурсе было предложено две номинации: произведение о выдающихся русских исторических деятелях или на духовную тематику. В Новом Завете петушиный возглас имеет совершенно определённое значение, связанное с отречением апостола Петра. Таким образом, пришла мысль построить на уже существующей теме новое произведение на данный сюжет.

Дмитрий: Моя супруга, известная органистка Елизавета Бородаева, выиграла в этом году Международный конкурс имени Микаэла Таривердиева, и сочинение «Уральский аметист», которое было удостоено «лауреатства», посвящено ей, так как она родом с Урала. К тому же, так сложились звезды, что именно в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, в котором находится орган-юбиляр, которому и посвящен конкурс «Новые классики – Organ Taurida», мы познакомились в 2018 году. Я решил, что просто обязан принять  участие в этом замечательном проекте!

Эдуард: Инициатива моего участия в конкурсе целиком принадлежала Марии Веретениной – молодой талантливой певице из Эстонии. Именно для Марии я написал свой первый вокальный цикл на латинские канонические тексты. Одно сочинение из цикла – «Ave Maria» – было представлено на конкурс и впоследствии отобрано жюри для исполнения на Гала-концерте лауреатов в Большом зале Московской консерватории.

Как вы оцениваете конкурс «Новые классики – Organ Taurida»?

Анастасия: Конкурс «Новые классики – Organ Taurida» несет очень важную миссию: раскрытие новых имен среди современных композиторов и поиск новых ярких произведений. Собственным примером могу подтвердить то, что конкурс способствовал написанию новых произведений для органа,  ведь если бы не он, произведения «Отречение» могло бы и не быть. Очень ценно то, что оно теперь прозвучало в нескольких городах России! Хотелось бы выразить благодарность организаторам конкурса, идейным вдохновителям, их единомышленникам, членам жюри, исполнителям-органистам и всем, кто оказывал содействие и поддержку этому важному культурному проекту!

Дмитрий: Понравилось решительно все, размах, уровень, организация, тема, а самое главное, что после окончания конкурса идет огромная поддержка композиторов, принимавших участие в проекте: их сочинения исполняются в лучших залах России, произведения будут изданы, новая музыка обретает долгую жизнь в руках потрясающих исполнителей. В этом большая заслуга организаторов и идейных вдохновителей проекта. Это просто невероятно!

Эдуард: К сожалению, мне не удалось присутствовать на Гала-концерте и насладиться живым звучанием голоса и органа под сводами необыкновенного, легендарного Большого зала Московской консерватории. Но все же я был мысленно со своими музыкантами.   Благодарю их за профессионализм и проникновенное, чуткое исполнение моей музыки (Константин Волостнов – орган, Мария Веретенина – сопрано).

С самого первого и до последнего момента коммуникация на конкурсе была выстроена безупречно. Дистанционно я получал всю интересующую меня в рамках конкурса информацию, не говоря уже о содействии организационного комитета в приглашении из-за рубежа на концерт Марии Веретениной. За это хочется выразить организаторам конкурса особую благодарность!

Было ли чему поучиться у других участников?

Анастасия: Конечно, было очень приятно быть в финале со многими состоявшимися композиторами, познакомиться с новыми для себя музыкальными языками, ведь на гала-концерте в Большом зале Московской консерватории звучала музыка композиторов из самых разных стран. Я искренне поздравляю победителей конкурса и желаю им дальнейшего продвижения и творческого роста! Интересно было узнать оценку профессионального жюри и видеть возможности, которые открываются перед композиторами после этого конкурса: исполнение произведений на разных концертных площадках по всей России, сольные концерты композиторов-органистов, публикации их сочинений, видеозаписи, статьи и интервью в прессе. Всё это служит популяризации новых произведений, органного искусства в целом и дополнительной мотивацией молодым композиторам!

Дмитрий: Все участники были разные, индивидуальные в своем видении музыки и звучании инструмента, но объединяет всех одинаково профессиональный подход к написанию органной музыки. Конечно, было чему поучиться, композитор учится и развивается всю свою жизнь.

Эдуард: Конкурс продемонстрировал высокий композиторский уровень. Как ни странно, но мои предпочтения в распределении лауреатских званий полностью совпали с решением жюри.

Я очень жду публикации нот, отобранных на Гала-концерт произведений. Мне кажется, было бы большим подспорьем прослушать в очередной раз концерт, держа в руках партитуры сочинений, – там действительно есть, чему поучится.

Эдуард Кипрский

Эдуард Кипрский, фото - Александр Шапунов

Какие творческие планы, будете писать музыку для органа в будущем?

Анастасия: Сочинение музыки, в том числе для органа, для меня больше чем хобби – это скорее стиль жизни и главная её цель. Я бы хотела получить высшее профессиональное образование по специальности «Композиция» и продолжить работать в более крупных жанрах, а также писать для больших составов. Сейчас я работаю над новым произведением для органа, фортепианным трио и редактирую предыдущие сочинения. В будущем собираюсь продолжать писать органную музыку как для инструмента соло, так и для ансамблей с его участием. У органа безграничные возможности, и мне бы очень хотелось показать это людям!

Дмитрий: Я сейчас работаю над новым сочинением для гитары и органа — «Фантазией на Рождественские темы» для концертов, которые совсем скоро пройдут в России. Надеюсь, произведение найдет путь к сердцу слушателей.

Сочетание гитары и органа уникально и открывает большие возможности для смешения разных стилей, фактурных приемов, гармонических и тембровых красок. Это два инструмента, оригинальный репертуар для которых ведет свою историю от ренессанса до современности, и в наши дни они завоевывают все новые вершины популярности у слушателей. К слову сказать, на днях открылся новый органный зал в городе Сатке на Урале и моё сочинение «Уральский аметист» в исполнении блистательного органиста Владимира Скоморохова удостоилось чести открывать инаугурацию нового органа. 

Эдуард Кипрский

Эдуард Кипрский, фото - Вера Кипрская

Эдуард: В этом учебном году я выпускаюсь из Санкт-Петербургской консерватории и сосредоточен сейчас, главным образом, на своих дипломных работах.

Очень скоро на лейбле Bomba-Piter выйдет дебютный альбом моей музыки – «В ансамбле с композитором» (In Ensemble with the Composer Eduard Kiprsky). В альбом вошли вокально-фортепианные дуэты, камерно-инструментальные сочинения, а также произведения для солирующих инструментов – скрипки и арфы. Также в этом году в Петербурге планируется запись моего струнного квартета «памяти Д. Д. Шостаковича» квартетом имени Танеева. 

Несколько лет назад на музыкальном фестивале «Звезды белых ночей» я выступал в дуете с выдающимся органистом и композитором Тьерри Эскешем. В программу вошли сочинения Сезара Франка, Камиля Сен-Санса, Жана Лангле и самого Тьерри Эскеша. В моей памяти живо сохранилось впечатление от этого концерта: богатство красок, гармонических наслоений, излучаемых от этих двух поистине королевских инструментов в их взаимодействии, – именно такой волшебный дуэт мне хотелось бы в будущем воплотить в жизнь.

Беседовал Антон Урбан

Фото предоставлены организаторами и участниками конкурса

12.11.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей