Новости


Подписаться на новости


20.06.2022

Спектакли, в сердце которых – музыка

Среди большого количества проводимых в России музыкальных и театральных фестивалей и конкурсов есть один, который имеет поистине уникальный характер. Это национальный фестиваль с «говорящим» названием «Музыкальное сердце театра». Обращенный к широкой аудитории театральный фестиваль-конкурс объединяет музыкальные и драматические театры, представляющие современные оперы, рок-оперы, оперы-драмы, саунд-драмы, мюзиклы, оперетты, музыкально-драматические спектакли, различные экспериментальные формы, словом, спектакли, рассказывающие истории, в сердце которых – музыка. Правда, за исключением традиционных оперы и балета. Так определяют содержание своего фестиваля-конкурса его создатели и организаторы. «Музыкальный Клондайк» пригласил к беседе продюсера фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» Дмитрия Калантарова.

Дмитрий Калантаров

- Дмитрий, и все же – как вы определяете те жанры, которые могут быть допущены к участию в фестивале-конкурсе? Что за спектакли, на ваш взгляд, имеют вот то самое «музыкальное сердце»?

- Конечно, в основе всего должна быть музыка, обязательно присутствовать музыкальная драматургия. Это «синтетические» спектакли, в которых на равных существуют музыка, пение, танец, актерская игра, очень важно оформление, свет, костюмы. Наличие оркестра не исключается, но не является обязательным требованием. Главное, чтобы не было именно вокальной фонограммы, чтобы это было живое исполнение.

- «Музыкальный Клондайк» уделяет большое внимание разным жанрам музыкального театра. А вы у нас – впервые. Поэтому давайте расскажем нашим читателям все с самого начала. Как возникла сама эта идея, какова цель проекта?

- Появление, видимо, с одной стороны, было связано с тем, что возникло такое ложное ощущение, что мы стоим на пороге развития мюзикла в нашей стране. Речь идет о начале 2000-х. Тогда появилось определенное количество постановок, и казалось, что потихонечку Тверская улица может превратиться в наш отечественный Бродвей. А с другой стороны, при этом было видно, что у нас есть свои достижения, свой собственный путь развития жанра. И хотелось выявить и каким-то образом премировать лучшие работы, пробить, проложить им дорогу, в том числе и на зарубежный рынок.

Вот так возникла эта история сначала у нас с актрисой, певицей, режиссером и продюсером Натальей Громушкиной. А потом уже Алексей Львович Рыбников, автор, создатель самого, наверное, популярного, гениального произведения, по крайней мере, за последние 50 лет – «Юноны и Авось», и целого ряда других постановок, поддержал нас. Так зародились в 2005 году национальная премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра».  И мы совместно этот проект развивали и продвигали. Потом был перерыв, когда мы сосредоточились на продюсировании мюзиклов («Алые паруса», «Маяковский» и ряд спектаклей, в том числе с участием юных актёров) и гастрольной деятельности, а через девять лет снова вернулись к фестивалю-конкурсу, переформатировав его. Очень было приятно, что несмотря на девятилетний перерыв, в 2021 году огромное количество людей поддержали наше начинание по возрождению проекта, который состоялся благодаря Президентскому фонду культурных инициатив, Министерству культуры РФ, программе Большие гастроли, а также поддержке Новосибирской области. Многие прилетели в Новосибирск на церемонию вручения премии. Хотя пришлось лететь через полстраны – кто с Дальнего Востока, кто из Москвы, из Санкт-Петербурга. Прилетели, чтобы разделить со своими коллегами радость момента, когда они получали награды.

Дирижер, музыкальный руководитель Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» Владимир Сапожников на вручении приза
«Лучший музыкальный руководитель» за спектакль «Cabaret»

- А в чем заключалось переформатирование проекта?

- Поначалу мы шли, если можно сказать, по «масочной» (прим. ред.: имеется в виду фестиваль «Золотая маска») схеме. Мы все номинированные спектакли привозили в Москву. В середине 2000-х это еще было нам под силу проводить в Москве даже без какой-либо государственной поддержки.

Потом, спустя какое-то время, мы немножко изменили схему, когда уже стало понятно, что скорее всего, такой формат мы просто не вытянем даже организационно, тем более, экономически. К тому же, многие спектакли уже приезжали на ту же самую «Золотую маску» либо просто были показаны в столице на гастролях региональных театров. Поэтому мы стали сначала проводить сам оценочный конкурс, а потом уже привозить в Москву те спектакли, которые не видела московская публика.

Так, в 2010 году мы привозили мюзикл «Вестсайдская история» новосибирского театра «Глобус», спектакль, который у нас получил несколько наград. В частности, Алексей Анатольевич Людмилин как дирижер и Юлия Чуракова как исполнительница роли Аниты. После этого триумфа Юлия осталась в Москве, сейчас блистает в московских мюзиклах. Она стала победительницей «Большого мюзикла», который в прошлом году проходил на канале «Культура». Мы сделали недельные гастроли «Вестсайдской истории» на сцене МДМ. Затем мы стали думать, что нужно найти такой формат, чтобы это было и востребовано, и жизнеспособно. Как раз во время пандемии удалось сосредоточиться на уточнении концепции проекта, его содержания и формата. Мы сформулировали нашу концепцию с тем, чтобы способствовать развитию музыкального театра именно в российских регионах, проводить фестиваль-конкурс за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В Министерстве культуры России уже активно развивались грантовые направления. И мы получили поддержку. Первым городом, где прошел обновленный фестиваль, оказался Новосибирск. Это неслучайно, много наших лауреатов именно оттуда, и у нас давние творческие отношения с театром «Глобус», возглавляемым Татьяной Николаевной Людмилиной.

Кроме того, мы учли еще один немаловажный момент – гастроли не всегда дают возможность обеспечить стопроцентное качество спектакля. Адаптировать спектакль к новой площадке, как правило, за один день – невозможно. Невозможно чисто физически – освоить звук, справиться с пространством, даже на самой лучшей сцене. Поэтому мы, формируя фестивальную афишу, стараемся брать те спектакли, которые можно с определенной степенью вероятности без ущерба для качества показать в другом городе. Например, в прошлом году в Новосибирске из 14 наших номинантов, которые вошли в шорт-лист, были показаны 11 спектаклей.

Директор-Художественный руководитель Новосибирского музыкального театра, заслуженный артист РФ Леонид Кипнис на вручении приза "Лучший продюсер"
за спектакль «Фома» (Новосибирский музыкальный театр).

 

- Как осуществляется отбор спектаклей, кто и как их оценивает?

-  У нас подробно это прописано в Положении. Театры представляют профессиональную видеозапись спектакля. У всех сегодня такая возможность есть. Кстати, мы понимаем, что можно отснять и смонтировать даже лучше, чем спектакль есть на самом деле. Можно снять так, чтобы были определенные акценты на исполнителей или с фокусом на те или иные номинации, скажем, если речь идет о художнике-постановщике или костюмах. И далее заявки попадают на трёхэтапную систему оценки. Сначала видеозаписи отсматривает Малый экспертный совет, формируя лонг-лист, затем Большой экспертный совет, в который уже входят представители цехов театральных профессий, из состава Академиков, формируют шорт-лист. И далее, по спектаклям, которые вошли в шорт-лист, уже идет голосование наших академиков, а их более ста, из всех российских регионов, где так или иначе представлен музыкальный театр, определяются победители по каждой номинации. А их у нас в этом году восемнадцать.

Композитор, дирижёр, музыкальный продюсер, аранжировщик. Член Союза композиторов России Евгений Загот на вручении приза «Лучшая музыка» (композитор)
за спектакль «Винил»
(Северский музыкальный театр, Северск)

- Расскажите нашим читателям, кто такие ваши академики, и почему они так называются.

- Академики – это члены нашей Академии современного музыкального театра, выдающиеся деятели культуры и профессионалы в этой области, причем представители всех цехов: либреттисты, композиторы, авторы текстов песен, режиссеры, хореографы, художники, сценографы, художники по свету, руководители театров. И те специалисты – эксперты, преподаватели высшей школы, представители СМИ, которые обладают широким кругозором и определенной насмотренностью, понимают, что такое хорошо, что такое плохо. Их более ста человек. Этот список был утвержден нашим президентом Максимом Исааковичем Дунаевским, который с прошлого года возглавляет наш фестиваль и премию. В дальнейшем предполагается, что для того, чтобы стать членом академии, необходимо получить рекомендации, как минимум двух действующих академиков. В отдельную структуру мы нашу академию пока не оформляли, хотя некоторые наши академики ратуют за то, чтобы мы чуть ли не подменили бы собой и министерство культуры, и Российское авторское общество, и Ассоциацию музыкальных театров (улыбается). Но каждый должен заниматься своим делом. Основная задача, чтобы академики своим авторитетом, своим решением присуждали награды. Никаких других задач на сегодняшний день у академии нет. Точно так же, как существует в мировой практике.

Российский режиссёр театра и кино, актёр, художник, педагог, телеведущий, автор стихотворных переводов, неоднократный лауреат премии «Золотая маска» Алексей Франдетти на вручении приза «Лучший спектакль для детей и подростков»
за спектакль «Питер Пэн»
(Московский областной государственный театр юного зрителя)

- Скажите, а что вы ждете от фестиваля этого года?

-  «Обкатка» обновленного формата у нас уже прошла. Поэтому будем работать так же. Кроме того, у нас планируется более расширенная лаборатория, прием заявок уже начался и продлится до 31 июля. В лаборатории, кроме авторов и режиссеров, планируется задействовать и артистов, из которых, по системе квотирования, половина будет местных, из Екатеринбурга, а половина из других театров. Куратор лаборатории – композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Пантыкин. Также будут и мастер-классы. Предполагаются онлайн-трансляции и лаборатории, и мастер-классов, так что их аудитория должна вырасти многократно. Мы также продолжим практику присуждения премии зрительских симпатий – зрители будут иметь доступ ко всем видеозаписям, которые отсматривают академики, и возможность голосовать на официальном сайте проекта musicalheart.ru. Отдельно выделяем лучший спектакль для детей и подростков. Вообще, в этом году спецпроект Фестиваля – профессиональный детский музыкальный театр. Мы планируем собрать и представить на площадке Екатеринбурга ведущие коллективы этого направления и развеять ложное убеждение, что если на сцене выступают дети – то это самодеятельность. Отдельного внимания заслуживает направление театральной педагогики.Наш фестиваль готов развиваться как круглогодичная платформа для повышения квалификации молодых специалистов и развития профессиональных практических навыков в сфере музыкального театра в регионах России.
Мы успешно провели в рамках лаборатории мастер-классы с зарубежными специалистами. Надеемся подготовить более устойчивый выход на международный уровень, пригласить к межкультурному диалогу страны-партнеры.

Композитор Ким Брейтбург и художественный руководитель Музыкального театра Кузбасса им. А.Боброва Владимир Юдельсон на вручении приза зрительских симпатий за спектакль «Парижские тайны». Справа – Анастасия Стоцкая.

- Как «Музыкальное сердце театра» коррелируется или, наоборот, противостоит «Золотой маске», «Видеть музыку»?

- Мы никоим образом не конкурируем c «Золотой маской». Это авторитетный, самый большой, глобальный конкурс, но в нем современный музыкальный театр отдельно не выделяется, идет вместе с оперой и балетом. Хотя, при этом, мы идём немного впереди, у нас побеждали работы, которые впоследствии становились лучшими спектаклями, в том числе, у «Золотой Маски». К примеру: «Продюсеры» Et Cetera (Москва), «Лёнька Пантелеев» ТЮЗ им. А. А. Брянцева (Санкт-Петербург) и «Антигона» Театр-Театр (Пермь). Безусловно, если кто-то из постановщиков или исполнителей в современном музыкальном театре сделал настолько замечательную работу, что она может в результате сравниваться с другими жанрами, то можно за них только порадоваться. Наша основная цель – в ежегодном режиме выявлять лучшие работы в области современного музыкального театра, отмечать их и как некие эталоны представлять их профессиональному и зрительскому сообществу.

А с фестивалем «Видеть музыку» мы уже ведём диалог об объединении усилий по проведению совместных инициатив, о чём мы вскоре сообщим отдельно.

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА
Фотографии предоставлены АНО «Музыкальное сердце театра»
Заявки на участие в лаборатории фестиваля
«Музыкальное сердце театра»-2022

musicalheart.ru/festival-2022

20.06.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей