Новости


Подписаться на новости


09.07.2022

Ирина Чернова:
«Они увидели специальность изнутри»

Накануне вечером в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга завершился IX Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой. На протяжении недели этот праздник музыки радовал и вдохновлял его участников и всех, кто приходил в этот, один из лучших академических залов северной столицы. Об особенностях организации конкурса в этом году и о том, какая работа предшествовала его проведению, мы побеседовали с исполнительным директором Культурного центра Елены Образцовой Ириной Черновой.

Ирина Чернова, фото Анатолий Медведь

- Ирина Алексеевна, расскажите, как поменялся конкурс в этом году?

Одно из главных отличий IX Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой этого года – работа участников с психологом.  Мы приняли во внимание тот факт, что дети и молодые люди испытывают большой сценический стресс. Ранее на нашем конкурсе каждый год работал фониатор.

В этом году, так как лично наблюдала за некоторыми детьми, в том числе читала сводку посещения, я поняла, что именно тем детям, которые посещают психолога каждый день  во время проведения конкурсных туров, легче переживать конкурсную гонку.  Наш психолог специально подготовила арт-терапевтическую помощь для погашения вот этого нервного стресса, чтобы дать ребёнку возможность спокойно раскрыться, потому что мы понимаем, что зал и сцена Академической Капеллы предполагают, конечно, большое мастерство владения собой. Но дети, когда выходят из класса,  попадая на эту огромную сцену, видя эту роскошь, чувствуя объем звучания, и то, как отличается звук их голоса, пугаются и просто начинают петь как бы в себя.

- Что касается психологической поддержки, важно отметить изоляцию последних двух лет. Для детей это огромная часть жизни.

- Мы ни одного конкурса не провели полностью дистанционно. Вот так нам помог Бог или Небо, или Планета Елена Образцова – как я всегда говорю, она нам в трудную минуту помогает. В 2020 году в августе мы смогли провести очно этот конкурс.  Некоторые педагоги из регионов просто не могли к нам приехать. Хотя мы предоставляли каждому такую возможность.

Сейчас у нас возник очень интересный проект под названием «Летняя творческая лаборатория». Дети занимались перед началом конкурса с 25 по 30 июня с 11:00 утра до 18:00 вечера. Они каждый день занимались с коучами по иностранной фонетике вокальной музыки, с концертмейстерами,  с экспертами культурного центра. Наши эксперты – Мария Литке (солистка Михайловского театра), Наталья Михалёва (заведующая вокальным отделением Музыкально-педагогического  училища №3 Санкт-Петербурга), Наталья Суханова (председатель цикловой комиссии вокального искусства Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова) – очень скрупулёзно помогали детям. Были дети, которые не участвовали в конкурсе, потому что эти дети готовились к поступлению в музыкальное училище. С ними занималась Наталья Суханова. И вы знаете, мы очень рады, что Каролина Руденко (Оренбург), Шикина Алиса (Омск), Лапина Вероника (Белгород) поступили в училище. С другими детьми, которые готовились к конкурсу, занимались Мария Литке и Наталья Михалёва.

Каждый вечер мы посещали театры. Для участников это прошло не только как одна из форм освоения культурной программы, но и в формате обучения. У каждого было домашние задание. Например, мы пошли на «Лючия ди Ламмермур» на Новую сцену Мариинского театра, где выступала в главной партии Оксана Шилова. После спектакля я дала им домашнее задание с такими вопросами: когда «Лючия» была поставлена в Санкт-Петербурге (естественно, в дореволюционное время),  кто считается в современном оперном мире лучшей исполнительницей Лючии, и кого вы знаете из сегодняшних Лючий, которые на ваш взгляд могут конкурировать с такими непревзойденными исполнительницами, как Мария Каллас и Джоан Сазерленд.

Этот интеллектуальный «нарост» даёт возможность участникам чувствовать себя свободно. Это показали Семен Штепа, Софья Созоненко, Дана Непочатова. Даже то, что Дана не прошла во второй тур, это не важно. У этой девочки очень большой потенциал, очень большой голос. Вы знаете, есть даже медицинский термин «пубертатный период», когда тело вырастает, но ребенок пока не может им управлять. К большому сожалению, она не прошла во второй тур, но показала очень значительные успехи. Я, во всяком случае, эти положительные моменты увидела. Конечно, с ними каждый день работал психолог, и с ними каждый день работал режиссёр, педагог по сценическому мастерству. Мы показали, какие шаги предпринимают молодые певцы, когда приходят в оперный театр. Они увидели эту специальность изнутри.

А педагогов, конечно, я призываю не торопиться брать взрослый репертуар. Понятно сейчас у нас пришло то время, когда нужно привести всё в соответствие. Потому что эти мучительные поиски русских опер 18-20 века… которые находятся в забытом состоянии.

- Закинуты на дальнюю полку, под слоем пыли…

- Да, и мы сейчас этот момент в третьей группе пересмотрим, и с возможностями нашего информационного партнера и спонсора «Музыкальный Клондайк», положение программы конкурса Елены Образцовой на 2024 год претерпит большое изменение.

фото Анатолий Медведь

 - Как только вы, совместно с экспертами, подготовите положение, мы его разместим.

- Безусловно. Еще, хочу добавить, что мы подали заявку в реестр Министерства образования Российской Федерации «Одаренные дети России». Сейчас каждое утро мы ждем ответ на нашу заявку. Пока она находится в статусе «На рассмотрении».  Вчера на нашем конкурсе присутствовала Шмелёва Елена Владимировна (руководитель Фонда «Талант и успех» Образовательного центра «Сириус»), и ей очень понравился наш концерт. Я спросила Ирину Владимировну: «Как вы думаете, наши конкурсы имеют быть право в реестре “Одаренные дети России”?». Хотя лично я считаю, что они очень высокого уровня. Но если наши конкурсы войдут в реестр, то появятся новые возможности. Например, родители смогут обратиться в эту программу и даже компенсировать расходы на подготовку детей к конкурсу, и будет идти финансовая поддержка – предположим, компенсация расходов на дорогу, ведь у нас многие приезжают из других городов. Для нас это очень важно.

Сейчас финансовое состояние сложное, но мы стремимся сохранить высокий уровень проведения. Мы нашли возможность сохранить денежные премии, они будут выплачены.  Мы пришли к тому, что делим эти премии между двумя-тремя участниками, потому что в этом году как никогда оказалось очень много ярких ребят.

Елена ЛАЩЕНКО
фото предоставлены пресс-службой
Культурного центра Елены Образцовой

09.07.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей