Новости


Подписаться на новости


15.09.2022

Культура – неисчерпаемый источник социально-экономических преобразований сообществ и территорий

Осень 2022 года ознаменовалась значимыми событиями в сфере культуры нашей страны. Одним из таких событий стало решение Президентского Фонда культурных инициатив о грантовой поддержке конкурса среди городов Российской Федерации на звание «Культурная столица года». В соответствии с планом реализации проекта, осенью предстоящего 2023 года по результатам конкурсных процедур в торжественной обстановке будет назван город – первый обладатель переходящего статуса «Культурная столица года» на 2024 год. За комментарием по поводу предстоящего резонансного действа мы обратились к Александру Протасевичу – кандидату экономических наук, доценту Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им.М.В.Ломоносова.

- Александр Рудольфович, насколько неожиданным можно считать решение о запуске конкурса «Культурная столица года» в России?
- Это решение выглядит закономерным и своевременным. Дело в том, что инициатива по запуску ежегодного конкурса на переходящее звание «Культурная столица» среди городов России, предложенная Фондом с практически одноименным название «Культурная столица», уже  имеет свою историю. Сама методология дружественной конкуренции по модели «культурной столичности» в мировом культурном пространстве достаточно хорошо известна, ее эффективность и польза для развития самых разных территорий доказана многими наглядными примерами.  В нашей стране в начале двухтысячных был весьма успешный опыт применения этой методологии на уровне одного из федеральных округов, когда в период с 2001 по 2006 годы была реализована инновационная программа «Культурная столица Поволжья», по смысловому содержанию во многом опередившая свое время. Стоит отметить ключевую роль в реализации этой программы   Сергея Кириенко, который в то время являлся Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Пользуясь случаем, конечно, нужно выразить признательность руководителю программы Анне Гор и всей команде менеджеров  за тот заряд творческой энергии, которым они смогли вдохновить большое сообщество последователей этого проекта не только в ПФО, но и далеко за пределами округа. Казалось, что успех программы и сама логика развития событий вела к органичному переходу такого ежегодного конкурса среди городов на федеральный уровень. Но, в силу разных причин,  преемственность  на тот момент не случилась.  При этом сама идея не теряла актуальности, а методология конкурса стала с успехом применяться в некоторых регионах нашей многонациональной страны, активно обсуждаться в федеральных органах власти и на различных экспертных площадках. И вот, при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, появилось решение – реализация проекта по  проведению ежегодного конкурса среди городов России на звание «Культурная столица года» переходит в режим практического воплощения.

- Из заявочной документации проекта, с которой можно ознакомиться в открытом доступе, можно сделать вывод, что конкурс на получение статуса «Культурная столица года» – нечто большее чем броское название и набор культурных мероприятий. В чем суть, миссия конкурса?  

- Принципиальное отличие этого проекта от множества локальных культурных событий в том, что он, как бы парадоксально это не звучало,  не столько именно о культуре, сколько о стимулировании социально-экономического развития наших городов через актуализацию и использование во благо их разнообразных культурных ресурсов. Восприятие культуры в ее широком понимании как неисчерпаемого источника социально – экономических преобразований сообществ и территорий сегодня является фактом очевидным, особенно   на фоне колебаний на традиционных сырьевых рынках. Многочисленные ведущие международные исследователи и консультанты по культурному развитию территорий,     еще со времен известного социолога Патрика Геддеса и нашего именитого  соотечественника Вячеслава Глазычева сошлись во мнении, что современная культура – не дотационный придаток к экономике, а основа ее развития. Ключевая идея такого видения культуры – опора на человеческий творческий потенциал как главный ресурс и конкурентное преимущество.

В одном из своих интервью известный российский пианист и популяризатор музыкального искусства Даниил Крамер отметил: «Культура может зарабатывать деньги не хуже, чем на экспорте нефти. И, кстати, это хорошо понимает наш друг и конкурент Китай: он убежден, что вырастить конкурентоспособное население без культуры не получится. Вот, что я хочу, чтобы поняли у нас в Парламенте, Правительстве и в министерствах».       Мы видим, что  в последние годы такой подход к возможностям уникального культурного потенциала наших регионов и страны в целом становится все более заметным и уже нашел свое воплощение в ряде базовых государственных документов – от Основ государственной культурной политики 2014 года, до Национального проекта «Культура» и принятой в 2021 году Концепции развития творческих (креативных) индустрий. В этом смысле конкурс на звание «Культурная столица года» - это состязание перспективных программ развития городов России, предусматривающих синергетический эффект от объединения на межведомственном уровне культурных ресурсов широкого спектра в таких направлениях, как социально-культурная сфера, креативные индустрии, городская среда, туризм, территориальный маркетинг и многое другое.

- Каков механизм проведения конкурса и на какие его этапы стоит обратить особое внимание?

- До конца текущего года предстоит объявить конкурс. А это значит, что должны быть созданы структуры управления этим неординарным и ответственным процессом на содержательном и исполнительском уровнях, согласованы все необходимые регламентные документы, организована работа с целевыми аудиториями по разным организационным и коммуникационным каналам. Далее, в первой половине предстоящего 2023  года будут проводиться установочные семинары с участием представителей городов – потенциальных участников конкурса, будет проведен сбор заявок и организована работа экспертов, которым предстоит определить наиболее сильные заявки для участия в финальной части конкурса. Стоит обратить внимание на одну особенность конкурса: в целях обеспечения относительно равных конкурентных условий в нем не будут принимать непосредственное участие команды Москвы и Санкт-Петербурга. Являясь крупнейшими мировыми городами с мощным социально-экономическим потенциалом, по определению обладающими столичным статусом, эти мегаполисы в контексте конкурса будут играть важную роль  логистических и организационно - представительских центров.

В завершение этого марафона конкурсных событий, следующей осенью, на завершающей и самой интригующей стадии конкурса, будет назван город – первый обладатель престижного звания «Культурная столица года» в России. Вручение переходящего символа произойдет в ходе специального торжественного мероприятия в присутствии статусных гостей и журналистского сообщества. Есть все основания полагать, что 2024 год станет временем ярких впечатлений, вдохновляющих открытий в разных уголках нашей необъятной страны, встреч с позитивными, целеустремленными и творческими россиянами – представителями  Культурной  столицы года.

ИА «Музыкальный Клондайк»
фото из личного архива А. Протасевича

15.09.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей