Новости


Подписаться на новости


21.09.2022

Галина Кольцова: «Так много планов!»

Московский ансамбль духовной музыки «Благовест» в этом сезоне празднует «полукруглый» юбилей – тридцатипятилетие. Праздничный сезон стартует 2 октября в Большом зале Московской консерватории, где коллектив исполнит внушительную программу «Москва! Как много в этом звуке…», объединившую кантату Чайковского «Москва» и мировую премьеру музыкально-поэтического повествования на слова Артемия Владимирова «Молчание преподобного Сергия» композитора Антона Вискова. С художественным руководителем коллектива заслуженной артисткой России Галиной Кольцовой в преддверии торжеств побеседовал музыкальный критик Александр Матусевич.

С какими итогами «Благовест» подошел к своему 35-летию?

Оглядываясь назад, трудно объять сознанием всё то, что удалось сделать Ансамблю за эти годы. Это и «Антология русской духовной музыки», и «Духовная музыка русской эмиграции», и «Музыкальная Библия», и «"Благовест" – детям» и многое, многое другое. И не знаешь, какие чувства тебя больше переполняют: удовлетворения ли от содеянного или жажда продолжения, создания нового, ностальгия по пройденному или неудержимое стремление «к новым берегам». Ансамбль подошёл к своему 35-летию в прекрасной художественной форме: в его состав влились новые замечательные артисты, которые сейчас познают эстетику коллектива, технические премудрости хорового исполнения, перенимая традиции у старшего поколения. Так много планов! В первую очередь, необходимо осуществить аудиозапись «Антологии русской духовной музыки»: шедевров Гречанинова, Чесноковых, Кастальского, Никольского, Черепнина. У Ансамбля сейчас есть все возможности запечатлеть этот потрясающий пласт русского музыкального искусства.

Кантату «Москва» вы намеренно выбрали в юбилейном концерте в связи с 875-летием столицы? Или были еще причины? Ведь произведение весьма популярное, звучит часто в концертных залах…

Исполнением кантаты «Москва» Петра Ильича Чайковского нам бы хотелось выразить свою безмерную любовь к родной столице, городу, в котором родился коллектив. Духовная суть русского национального искусства, выразителем которого служит творчество «Благовеста», нашло своё прекрасное воплощение в известной идее «Москва – Третий Рим». В кантате «Москва», в поэзии Майкова, в музыке Чайковского эта мысль отражена с потрясающей силой художественного выражения. Наконец, сами звуки великого русского композитора являются бесценным подарком и для слушателей, и для исполнителей в день нашей годовщины.

Юбилейная программа включает мировую премьеру – хоровое сочинение Антона Вискова с интригующим названием «Молчание…» Хор будет петь зарытым ртом, в чем секрет?

«Молчание преподобного Сергия» претворение одноименной поэмы выдающегося пастыря, проповедника, духовного поэта протоиерея Артемия Владимирова, с которым вот уже почти пять лет сотрудничает «Благовест». В литературном отношении это совершенно замечательное поэтическое переложение основных вех Жития преподобного, которые ассоциируются с клеймами на иконах Святого. Поэтому жанр своего сочинения Антон Висков определил как «Музыкальное Житие в шести клеймах». Можно провести аналогии со знаменитым живописным Сергиевским циклом Михаила Нестерова, даже некоторые названия совпадают: «Видение отрока Варфоломея», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного».

Почему «Молчание…»? Действительно, в сочинении много хоровых вокализов, некий соборный глас народа, объединённого духовным подвигом Радонежского. Ведь его «умнАя», безгласная молитва была действеннее и сильнее любого произнесённого слова. Очень важен образ птиц, которых также изображает хор: будто бы голоса небесных ангелов сопровождают все картины жития Преподобного. В исполнении будет участвовать замечательный оркестр Московской консерватории под управлением маэстро Вячеслава Валеева, звучание инструментов которого трактуется как нежный небесный фон на старинных иконах, да и звучание колоколов – неотъемлемая часть русской музыкальной палитры.

У вас многие годы есть композитор-резидент – что вас прежде всего привлекает в творчестве Антона Вискова?

Слово «резидент» у меня всегда ассоциируется со шпионским жанром. Антон – друг, сподвижник, соратник «Благовеста», человек, беззаветно любящий коллектив, чрезвычайно много для него сделавший и высоко ценящий тот вклад, который «Благовест» внёс в его собственную творческую судьбу. Его произведения «Благовест» с радостью ставит в одни программы с признанными классическими песнопениями. Кроме того, интонации Вискова обладают удивительным свойством летучести. Они постоянно воспроизводятся в сознании как исполнителей, так и слушателей. Много раз я была свидетельницей того, как люди после концерта шли и напевали именно его мелодии. Кроме всего прочего, Антон – глубоко верующий человек, и общение с ним накладывает заметный благоприятный отпечаток на всю творческую жизнь коллектива.

с протоиереем Артемием Владимировым

Сотрудничество с Артемием Владимировым длится уже не первый сезон – значит, оно плодотворно?

Одним из благодатных подарков судьбы стали для «Благовеста» совместные выступления с отцом Артемием. Этот удивительный человек без преувеличения стал для каждого участника ансамбля духовным отцом. Мы вдохновлённые и радостные идём на концерты с ним, работаем над сочинениями на его потрясающие стихи. Сейчас отец Артемий проводит с «Благовестом» большие циклы концертов в Камерном зале ММДМ, Рахманиновском зале Московской консерватории, а 2 октября состоится уже наше третье совместное выступление в Большом зале консерватории, юбилейный концерт «Москва! Как много в этом звуке...»

Каковы планы юбилейного сезона у ансамбля?

Продолжается наш масштабный проект «"Благовест" - детям», когда на сцену с маститыми артистами выходят юные исполнители. Это - передача традиций, это художественное воспитание, это, наконец, бесценный опыт для молодых. Учащиеся многих музыкальных школ Москвы вовлечены в это важное и увлекательное мероприятие. А как рады родители юных музыкантов! Посредством этого проекта необычайно расширилась слушательская аудитория коллектива. Конечно же, будет продолжаться работа с отцом Артемием над новыми концертными программами, посвящёнными важнейшим православным Праздникам, Житиям великих русских подвижников и святых. Будут также представлены концерты из цикла «Антологии русской духовной музыки», в которых прозвучат как шедевры отечественного песнетворчества, так и новые, недавно открытие произведения, отражающие всё богатство исторического пути хорового творчества в России.

После 24 февраля меняли ли вы что-то в репертуаре коллектива, может быть появились какие-то особые акценты – усилена, например, патриотическая тема?

Основная цель «Благовеста» - это духовно-музыкальное просветительство, пропаганда высоких художественных ценностей мировой музыкальной культуры. Для нас чрезвычайна дорога поддержка нашей деятельности, как Правительством Москвы, так и федеральной властью. Идея утверждения национального самосознания, воспитание патриотических чувств всегда была в центре внимания нашего коллектива, тем более, что именно звучание хора всегда было наиболее сильным для этого средством. В репертуаре «Благовеста» - программы «Поклонимся Великим тем годам», «Наша Родина – Россия», премьеры новых сочинений, среди которых я бы отметила ораторию Антона Вискова «Заветы князя Александра. Русский рубеж».

Несмотря на сложную политическую ситуацию, задам вопрос, в чем-то перекликающийся с предыдущим: как вы оцениваете вклад малороссийской традиции в формирование русской духовной музыки?

Для нас всегда композиторы украинского происхождения – Бортнянский, Березовский, Ведель – были своими, представляющими широкий благодатный поток русской духовной музыки. Свободное развитие и взаимопроникновение её многообразных традиций дало результаты невиданной художественной силы и обеспечило её существование на огромном историческом пространстве. В нашем репертуаре есть сочинение, которое пользуется огромной популярностью у слушателей – хоровой концерт Антона Вискова «Праздник Рождества», в основе которого легли колядки и щедривки украинского происхождения.

Грядет большой юбилей Рахманинова: как «Благовест» планирует откликнуться на него?

В связи с юбилейным годом Рахманинова, Антон Висков предложил Ансамблю реализовать весьма оригинальную идею: в творческом портфеле композитора есть музыка к Прологу оперы Рахманинова «Алеко», либретто которого было написано для Рахманинова по просьбе Шаляпина и так и не реализовано, музыку на него совсем недавно стилизовал Висков. Очень хотелось бы исполнить в концертном варианте эту музыкальную реконструкцию.

Как раз хочу спросить об опере. Сейчас все большее развитие приобретает жанр хоровой оперы – таковые сочинения пишут Родион Щедрин, Александр Чайковский и другие российские авторы. Как вы его оцениваете и нет ли планов у «Благовеста» обратиться к этому жанру?

«Благовест» ещё на заре своей творческой деятельности воссоздал один из ярких образцов старинного русского музыкального театра – «Пещное действо», которое вполне можно назвать хоровой оперой. Хоровой концерт Вискова «Праздник Рождества», его же «Мистерия Благовещения» также приближаются к этому жанру. Надо сказать, что артисты коллектива достаточно квалифицированы, чтобы профессионально выполнять все задачи по сценическому движению, сценической речи и т.д. Ведь в репертуаре коллектива – замечательные детские спектакли на стихи Юрия Энтина. Это «Алёна против дракона» Геннадия Гладкова, «Летучий корабль» Максима Дунаевского, «Русалочка» Евгения Крылатова. Несомненно, что обращение к жанру хоровой оперы было бы для нас очень ценно в плане расширения художественных границ нашего творчества, и мы с радостью поработали бы в этом перспективном направлении.

Беседовал Александр МАТУСЕВИЧ
фото предоставлены
Московским ансамблем духовной музыки «Благовест»

21.09.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей