Новости


Подписаться на новости


09.12.2022

Сергей Поляничко:
«Мы хотим идти в ногу со временем»

Сергей Поляничко, основатель и художественный руководитель Российского рогового оркестра – уникального коллектива, занимающегося возрождением популярного в России XVIIIXIX вв. жанра роговой музыки, – рассказывает об идее и воплощении проекта «Роговая музыка в цифровом веке».

фото Даниил Рабовский

Роговая музыка – уникальный жанр русской культуры, никогда не выходивший за пределы России. Попытки скопировать этот жанр не увенчались успехом ни в одной стране. Все роговые оркестры были крепостными – удивительно, но именно существовавшее в России крепостное право сыграло положительную роль в их становлении. Жизнь крепостных музыкантов была тяжела, так как репетиции оркестров часто превращались в жесткую муштру.

Первый роговой оркестр появился в 1751 году по велению Семена Кирилловича Нарышкина, который приказал своему главному музыканту Яну Марешу подготовить к императорской охоте нечто очень необычное, чтобы удивить императрицу. Созданный Марешем роговой оркестр поразил императрицу Елизавету Петровну, и роговая музыка быстро стала модным жанром. Роговые оркестры зазвучали при дворах известных вельмож. Но за следующее столетие интерес к ней постепенно угас.

В 1883 году роговой оркестр должен был играть во время коронации Александра III – это предписывал протокол торжественной церемонии. Но к тому времени оркестры исчезли. Тогда начальник Придворного оркестра Константин Штакельберг изготовил комплект копий инструментов XVIII века специально для игры на коронации и пригласил музыкантов. Это было первое возрождение рогового оркестра – тогда он назывался Императорский Егерский хор. Инструменты, изготовленные по заказу, сохранились и сейчас находятся в Доме музыки в Шереметевском дворце. Они стали прототипами наших современных инструментов. Таким образом, сегодня мы играем на копиях копий.

В последний раз роговая музыка прозвучала на коронации Николая II 14 мая 1896 года, после чего полностью исчезла – как казалось, навсегда.

«Воплощаем мечту создателя рогового оркестра»

В начале XXI века нам удалось возродить звучание рогового оркестра. В современном коллективе играют 20 музыкантов. В репертуаре есть произведения, которые исполняются только роговым оркестром, но есть и аккомпанементы, в которых музыканты выступают как солисты. И тут есть один очень важный момент. Первоначальная идея Яна Мареша была в том, чтобы роговой оркестр стал аккомпанирующей группой для солирующих инструментов. Поскольку в оркестрах играли необразованные крепостные, он не смог научить их играть на сольных инструментах – зато смог научить играть в роговом оркестре. Мечта Яна Мареша прожила во времени более 250 лет, и только сейчас, в XXI веке, мы воплощаем его мечту.

Роговые оркестры были разными по количеству музыкантов.  В первом – нарышкинском – оркестре было 16 инструментов и 16 музыкантов. А в Императорском Егерском хоре, который собрался для коронации Александра III в 1883, играло 300 человек.

Когда в 2006 году мы сделали первый комплект, в нем было 74 инструмента, и этих нот хватало, чтобы исполнять несложный репертуар. Этим комплектом мы пользовались около 4 лет. Создавали репертуар, учились играть, набирались опыта... В конце концов, инструменты перестали нас устраивать. Тем более, что первый комплект состоял из цельных инструментов, которые нельзя было разобрать. Возникали неизбежные сложности с их перевозкой – невозможно было выехать на гастроли. Тогда мы изготовили второй комплект – гораздо лучше первого, с учетом всех замечаний, – и тоже играли года четыре. Но, когда я предложил расширить и усложнить репертуар, выяснилось, что 74 инструментов для этого не хватает. Знаете, когда один человек играет один звук, возникают огромные сложности с аранжировкой. Для того, чтобы исполнять сложные композиции, мы изготовили дополнительные инструменты, и в нашем репертуаре появились «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Времена года» Вивальди, «Лунная соната» Бетховена, «Реквием» Козловского, который не исполнялся 218 лет.

Сегодня в репертуаре рогового оркестра порядка 60 произведений, а комплект насчитывает 106 инструментов. Размер самого маленького – 7 сантиметров, самого большого – 3 метра. Все они изготовлены вручную.

Кроме регионов России, мы объездили 27 стран: неоднократно играли в США, в Китае, Бахрейне, Италии, практически по всей Европе.

«Наша задача – к декабрю потрясти мир»

Оркестр существует уже 17 лет, и первые четырнадцать лет мы играли в основном популярную классику. Но в какой-то момент я осознал, что это привлекательно в основном для людей старшего поколения. Тогда я стал искать возможности выйти за рамки классической музыки и привлечь внимание молодежи.

Первым опытом стала space-opera «Космиты» композитора Дарьи Новольянцевой. Мы исполнили ее только один раз – 2 декабря 2020, в Санкт-Петербурге. Наша премьера совпала с началом локдауна. Публики в зале не было, но мы смогли организовать онлайн-трансляцию концерта.

А потом случился счастливый момент знакомства с композитором Муратом Кабардоковым – нас познакомил маэстро Михаил Голиков. Мурат писал тогда ораторию «Александр Невский», куда включил роговой оркестр. Это был первый эпизод нашей с ним совместной работы. После этого пришла идея проекта «Роговая музыка в цифровом веке», и в конце 2021 года Мурат написал программу «Погружение», где роговой оркестр появился на сцене в совершенно новом амплуа. В ней 12 произведений. Сейчас мы работаем над новой мультимедийной программой «Сны», которую представим 26 декабря в зале Академической капеллы Санкт-Петербурга при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Там тоже будет 12 произведений.

Эти программы и красивы и сложны. Это аудиовизуальные проекты, в которых музыка сопровождается медиакартинами. В прошлом году мы работали над «Погружением» с медиахудожницей Ксенией Сангиной. В новой программе вместе с Муратом Кабардоковым участвует Андрей Свибович – известный российский интердисциплинарный художник.

Роговая музыка интересна и в аутентичном виде, но мы хотим идти в ногу со временем. Проект «Роговая музыка в цифровом веке» – это идея создания цикла современных программ рогового оркестра, в которых мы скрещиваем звучание аутентичных инструментов XVIII века с новейшими технологиями наших дней. В новых программах мы предлагаем слушателям необычные сочетания тембров и уникальное, неповторимое звучание.

В 2021 году мы получили поддержку Санкт-Петербургского комитета по культуре. А в 2022 стали победителями конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Я благодарен Фонду за поддержку и верю, что наши программы будут высоко оценены публикой.

«7 лет – ради 40 минут на сцене»

Удивительно, что роговой оркестр совершенно органично вплелся в палитру  современного мира. Условно говоря, мы «оживили динозавра» – но ему комфортно в нашем веке, и нет ощущения, что это анахронизм. Роговой оркестр – действительно уникальное явление, и он может звучать в любом веке. Наша задача – создать современный репертуар, сделать его известным и интересным для публики разных поколений.

В 2006 году, когда мы только начинали работу, мы пробовали совмещать роговые инструменты со струнными. Очень хорошо роговой оркестр звучит вместе с голосом и медными духовыми. А однажды у нас был безумный эксперимент: мы решили сыграть «Времена года» Антонио Вивальди. Было ощущение, что это недостижимая цель для рогового оркестра, и после трех лет работы кто-то даже намекал: пора смириться... Но если не сдашься, то победишь! Мы подобрали ключи к этой двери. И такая открылась красота!

Да, мы работали над Вивальди семь лет. Семь лет работы – ради 40 минут на сцене...

«Один из музыкальных символов Петербурга»

Изначально роговой оркестр предназначался для того, чтобы позабавить императрицу, и в первые годы после создания он играл только для избранных людей. Но постепенно барская забава превратилась в искусство. Оркестров становилось больше, они стали чаще участвовать в церемониальных, светских, городских культурных событиях. Существовала красивая традиция «Невских серенад» – роговые оркестры, сидя на плотах, играли, проплывая по каналам города...

Но век Просвещения, в котором родился жанр роговой музыки, невозможно сравнить с XXI, Цифровым веком. Мир изменился: другие темпы, ритмы, ценности, смыслы. Человечество переехало в цифровой мир. И во всем этом многообразии роговой оркестр стал удивительной музыкальной машиной времени.

Сегодня мы – единственный на планете оркестр, и роговую музыку вживую можно услышать только там, где мы выступаем. В залах всегда аншлаг. И это касается не только столиц. Например, в конце весны, после выступления в Зарядье, мы выступали в Новоуральске, Екатеринбурге, Калининграде, в городах Ленинградской области. В залах – ни одного свободного места!

В наши дни интерес к академической музыке невысок. Великие театры живут за счет потока туристов, которые предпочитают посещать места надежные, проверенные временем, – культурные символы. И я бы хотел, чтобы Российский роговой оркестр стал одним из символов Петербурга, его музыкальной визитной карточкой. Чтобы туристы, приезжающие в наш город, потом рассказывали: «Мы слушали роговой оркестр!» – и осознавали ценность события.

Сегодня интересующиеся музыкой люди имеют просто гигантскую, практически неограниченную возможность выбора. И многие из тех, кто считает себя музыкантами, даже не имеют музыкального образования. С одной стороны, это прекрасно – для тех, кто стремится узнать больше. С другой стороны, это деформирует вкус слушателя. Мы не должны превращать музыку в фастфуд. Поэтому наши программы предназначены для образованной, интеллектуальной аудитории. Мы хотим, чтобы наша музыка запомнилась публике и осталась во времени.

Елена БОКОВА
фото из личного архива
Сергея Поляничко

09.12.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей