Новости


Подписаться на новости


12.12.2022

Школа мастерства

Стартовал марафон интересных и важных мероприятий навстречу 100-летию ассистентуры-стажировки и аспирантуры Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Финалом марафона будет большое празднование этой знаменательной даты в 2025 году. Об уникальном образовательном формате и творческих мероприятиях к знаменательному для российского музыкального образования юбилею рассказывает руководитель ассистентуры-стажировки Московской государственной консерватории, профессор, заслуженная артистка Российской Федерации Елена Павловна Савельева.

Немного официальной информации. «Школа высшего художественного мастерства» - так называлась аспирантура в 1925 году, в ней  на творческом, научно–теоретическом, исполнительском и инструкторско–педагогическом отделах обучались  музыканты-исполнители разных специальностей, композиторы, хоровики и музыковеды.

Традиции  подготовки научно-музыкальных деятелей и педагогов-исполнителей и сегодня составляют основу для современных тенденций развития системы отечественного музыкального образования.

О замечательных педагогах - выпускниках  ассистентуры-стажировки разных поколений можно написать не один том музыкальной энциклопедии.

- Елена Павловна, вы ведь тоже выпускница фортепианного факультета и ассистентуры-стажировки Московской консерватории, класс профессора Льва Николаевича Наумова. Расскажите о том, что это за образовательный формат, как он возник и как развивается.

- Ассистентура-стажировка - пожалуй, самая загадочная (как-то при мне её даже  назвали «экзотической»), ступень высшего  музыкального образования в России. Ни один из уровней высшего образования за прошедший ХХ век не претерпел такого количества трансформаций - от признания «творческих» диссертаций до отсутствия в Законе об образовании 1998г. даже упоминания о существовании такой формы подготовки... Зародившись в недрах аспирантуры, она уже в 1933 выделилась в отдельное творческое подразделение, но, тем не менее, связанное с аспирантурой через научно-исследовательскую деятельность. Так, проявивших при поступлении «способность к научно-исследовательской деятельности», а также «хорошие «общемузыкальные и пианистические (исполнительские) данные» комиссия «прикомандировывала» к двум руководителям – творческому и научному. Так, например, Яков Мильштейн был прикреплен к научному руководителю Григорию Михайловичу Когану, а по исполнительской «линии» - к Константину Николаевичу Игумнову. Кстати, сегодня практика прикрепления к научному и творческому руководителю не только сохранилась, но и стала обязательной.

Уже в 1939 году, после утверждения Положения об аспирантуре Советом Народных комиссаров ассистентура-стажировка была вновь слита с аспирантурой, различаясь главным образом сроком обучения и индивидуальными учебными планами (музыковеды -3 года, включая защиту диссертации; исполнители - 2 года, две концертные программы в год и выпускная программа, одна из них с оркестром!). Важнейшее значение придавалось педагогической практике, которая оплачивалась из расчета 50% ставки ассистента + стипендия. Исполнители имели по 2 «подопечных», музыковеды читали не менее 2-3 лекций в неделю...  То, что мы сегодня называем компетентностным подходом, уже было сформировано почти сто лет назад! ..

Следующий важный этап в «биографии» ассистентуры-стажировки начался в 1956 году, когда выпускной экзамен исполнителей стал проводиться как кандидатский по специальности. Наряду с показом исполнительских достижений в виде концерта представлялась теоретическая работа по специальности, непосредственно связанная с исполняемой программой, так называемая «творческая» диссертация.

В архивных документах Консерватории 1969г. впервые упоминается ассистентура-стажировка как самостоятельная форма подготовки исполнительских и педагогических кадров.

В 1998 году возникла вдруг аспирантура... по творческо-исполнительским специальностям и только с принятием в 2012 году очередного Закона об образовании ассистентура-стажировка вновь заняла свое законное место в иерархии уровней образования. Казалось бы,- прекрасно, наконец-то! Но и здесь законодатели слукавили- вместо традиционной формы послевузовского образования ассистентура и аспирантура оказались  уровнями внутривузовскимитретьим уровнем высшего образования, что не соответствует общемировым стандартам. Ассистентов-стажеров и аспирантов «разжаловали» до магистрантов.  Но есть, безусловно, и  радостные моменты. Диплом государственного образца теперь предусматривает присвоение выпускнику высшей исполнительской квалификации и право преподавания специальных творческих дисциплин в ВУЗе...

- Какие мероприятия предполагаются, что уже происходит и что планируется в будущем в рамках подготовки к 100-летию ассистентуры-стажировки?

- В этом году мы приступили к реализации Музыкально-просветительского проекта «Территория творчества» навстречу 100-летию ассистентуры стажировки и аспирантуры Московской консерватории.

В числе мероприятий: концерты ассистентов-стажеров в Малом и Рахманиновском залах Консерватории, Концертном зале им. Н.Я.Мясковского, ежемесячные концерты в Галерее искусств Зураба Церетели  –  там состоятся не только концерты, но и концерты-лекции, мастер-классы, презентации творческих проектов. Пройдут ежегодные гала-концерты выпускников разных лет в Большом зале консерватории. Отдельный формат творческих встреч мы планируем в пансионате Союза театральных деятелей «Руза-Актер» (г.Руза). Там уже состоялось открытие нашего проекта с участием Арсения Тарасевича-Николаева и Николая Ерохина, ставших уже сегодня  председателями жюри конкурса, который тоже имеет названия «Территория творчества», о нем я еще расскажу подробнее. А мастер-классы, концерты-лекции будут проводиться в Рузе в августе каждого года.

- Предполагаются ли записи творческих мероприятий?

- Организационным комитетом трехлетнего Проекта  «Территория творчества»  было принято решение о создании нашим Медиадепартаментом концертной ретроспективы, в которой до 2025 юбилейного года будут представлены все специальности обучающихся в ассистентуре-стажировке. Записи концертов будут доступны на сайте Консерватории. Кстати, второй тур I Международного  конкурса молодых музыкантов-исполнителей «Территория творчества», который состоится в Зале Н.Я.Мясковского 3-5 февраля 2023г., будет также записываться нашим Телевидением.

- Цикл концертов-лекций в галерее Зураба Церетели - можно узнать подробнее, почему выбран такой формат? Что еще в планах 2023 года и последующих лет?

- Формат концертов - лекция-концерт, концерт-презентация, концерт-мастер-класс, - очень востребован сегодня, он дает возможность представить наших исполнителей разносторонне, и как исполнителя, и  как  педагога, лектора; в рамках музыкально-просветительских мероприятий использовать навыки, полученные  ими в практических  курсах истории и теории исполнительского искусства, педагогики,  риторики, философии и  истории искусств...

Среди крупных мероприятий 2023 года выделю проведение  Международного Конкурса творческих эссе ассистентов-стажеров разных лет.  Сейчас идет разработка тематики конкурса и его номинаций. Весной конкурс будет официально объявлен и состоится в октябре-ноябре. Днем подведения итогов мы решили сделать День рождения ассистентуры и аспирантуры - 5 декабря. Планируем и международный конкурс научных статей аспирантов с публикацией статей победителей в Электронном журнале Общества теории музыки (журнал ВАК) в  декабре 2024 года и Научной конференции молодых ученых в декабре 2025 года.

На материалах архива МГК и Музея им. Н. Г. Рубинштейна, личных архивов выпускников планируем к 2025 году организацию выставки «История Школы высшего художественного мастерства и научных школ Московской консерватории»

- Анонсированный конкурс «Территория творчества» - актуальный формат, молодежное жюри, огромная свобода выбора для юных участников и высокие профессиональные задачи для участников старших групп. Расскажите подробнее.

- Конкурс, как и весь проект в целом, призван представить новое поколение молодых педагогов Московской консерватории эффективно совмещающих педагогическую и  концертно-просветительскую деятельность, как членов жюри. А общедоступный формат участия в конкурсе, по нашему мнению, способен мотивировать молодых и совсем юных музыкантов к участию в нем. Акцентируя мотивацию педагогов ДМШ и ДШИ, мы решили впервые выделить учащихся специальных музыкальных школ в отдельные возрастные конкурсные группы.

- Будет ли возможность повышения квалификации для педагогов, связанная с подготовкой учеников и студентов к столь престижному конкурсу? Планируются ли лаборатории и летние-школы в том числе? 

- На сентябрь 2023г. запланирован мой авторский курс на Факультете повышения квалификации Московской консерватории, который  будет целиком посвящен актуальным проблемам подготовки молодых музыкантов к участию в конкурсах. Состоятся  встречи с педагогами-методистами, психологами, режиссёрами, риторами, звукорежиссерами. Итоги нашего Международного конкурса станут отправной точкой для обмена опытом в сфере педагогики, представления авторских методик по выявлению  универсальных  «конкурсных» компетенций... Информацию об авторских курсах заинтересованные коллеги смогут найти как на сайте Московской консерватории, так и на страницах «Музыкального Клондайка. Мы также планируем  издание учебно-методического пособия по риторике для творческих вузов на базе опыта преподавания консерваторского курса «Тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссии и общения». Летние школы будут проводиться в Рузе в каждом очередном августе, накануне началаучебного года. Там есть замечательная возможность посетить концерты, мастер-классы, круглые столы и практикумы, и, что немаловажно, хорошо вдогонку отпуску отдохнуть :-) Именно там, в Рузе  и возникла идея проведения  нашего Конкурса,  а его  название - «Территория творчества»-  оказалось абсолютно созвучным нашему предстоящему юбилею. 

- Может быть уже есть запланированные финальные мероприятия марафона и празднование 100-летия ассистентуры-стажировки в 2025 году?

- Конечно. Во-первых, мы надеемся, что наш Конкурс станет ежегодным, пройдет Международная конференция молодых ученых, о которой я уже говорила, Гала-концерт звезд российской инструментальной, вокальной, хоровой, композиторской, дирижерской школ привлекут внимание публики и профессионального сообщества. Мы несомненно услышим музыкантов, чьи имена украшают сегодня афиши театров и концертных залов, произведения молодых композиторов, удостоенных престижных премий, дирижеров, управляющих музыкальными стихиями...

Беседовала Елена ЛАЩЕНКО
Фото из личного архива Е.П.Савельевой

12.12.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей