Новости |
Школа мастерства
Стартовал марафон интересных и важных мероприятий навстречу 100-летию ассистентуры-стажировки и аспирантуры Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Финалом марафона будет большое празднование этой знаменательной даты в 2025 году. Об уникальном образовательном формате и творческих мероприятиях к знаменательному для российского музыкального образования юбилею рассказывает руководитель ассистентуры-стажировки Московской государственной консерватории, профессор, заслуженная артистка Российской Федерации Елена Павловна Савельева.
Немного официальной информации. «Школа высшего художественного мастерства» - так называлась аспирантура в 1925 году, в ней на творческом, научно–теоретическом, исполнительском и инструкторско–педагогическом отделах обучались музыканты-исполнители разных специальностей, композиторы, хоровики и музыковеды.
Традиции подготовки научно-музыкальных деятелей и педагогов-исполнителей и сегодня составляют основу для современных тенденций развития системы отечественного музыкального образования.
О замечательных педагогах - выпускниках ассистентуры-стажировки разных поколений можно написать не один том музыкальной энциклопедии.
- Елена Павловна, вы ведь тоже выпускница фортепианного факультета и ассистентуры-стажировки Московской консерватории, класс профессора Льва Николаевича Наумова. Расскажите о том, что это за образовательный формат, как он возник и как развивается.
- Ассистентура-стажировка - пожалуй, самая загадочная (как-то при мне её даже назвали «экзотической»), ступень высшего музыкального образования в России. Ни один из уровней высшего образования за прошедший ХХ век не претерпел такого количества трансформаций - от признания «творческих» диссертаций до отсутствия в Законе об образовании 1998г. даже упоминания о существовании такой формы подготовки... Зародившись в недрах аспирантуры, она уже в 1933 выделилась в отдельное творческое подразделение, но, тем не менее, связанное с аспирантурой через научно-исследовательскую деятельность. Так, проявивших при поступлении «способность к научно-исследовательской деятельности», а также «хорошие «общемузыкальные и пианистические (исполнительские) данные» комиссия «прикомандировывала» к двум руководителям – творческому и научному. Так, например, Яков Мильштейн был прикреплен к научному руководителю Григорию Михайловичу Когану, а по исполнительской «линии» - к Константину Николаевичу Игумнову. Кстати, сегодня практика прикрепления к научному и творческому руководителю не только сохранилась, но и стала обязательной.
Уже в 1939 году, после утверждения Положения об аспирантуре Советом Народных комиссаров ассистентура-стажировка была вновь слита с аспирантурой, различаясь главным образом сроком обучения и индивидуальными учебными планами (музыковеды -3 года, включая защиту диссертации; исполнители - 2 года, две концертные программы в год и выпускная программа, одна из них с оркестром!). Важнейшее значение придавалось педагогической практике, которая оплачивалась из расчета 50% ставки ассистента + стипендия. Исполнители имели по 2 «подопечных», музыковеды читали не менее 2-3 лекций в неделю... То, что мы сегодня называем компетентностным подходом, уже было сформировано почти сто лет назад! ..
Следующий важный этап в «биографии» ассистентуры-стажировки начался в 1956 году, когда выпускной экзамен исполнителей стал проводиться как кандидатский по специальности. Наряду с показом исполнительских достижений в виде концерта представлялась теоретическая работа по специальности, непосредственно связанная с исполняемой программой, так называемая «творческая» диссертация.
В архивных документах Консерватории 1969г. впервые упоминается ассистентура-стажировка как самостоятельная форма подготовки исполнительских и педагогических кадров.
В 1998 году возникла вдруг аспирантура... по творческо-исполнительским специальностям и только с принятием в 2012 году очередного Закона об образовании ассистентура-стажировка вновь заняла свое законное место в иерархии уровней образования. Казалось бы,- прекрасно, наконец-то! Но и здесь законодатели слукавили- вместо традиционной формы послевузовского образования ассистентура и аспирантура оказались уровнями внутривузовскими- третьим уровнем высшего образования, что не соответствует общемировым стандартам. Ассистентов-стажеров и аспирантов «разжаловали» до магистрантов. Но есть, безусловно, и радостные моменты. Диплом государственного образца теперь предусматривает присвоение выпускнику высшей исполнительской квалификации и право преподавания специальных творческих дисциплин в ВУЗе...
- Какие мероприятия предполагаются, что уже происходит и что планируется в будущем в рамках подготовки к 100-летию ассистентуры-стажировки?
- В этом году мы приступили к реализации Музыкально-просветительского проекта «Территория творчества» навстречу 100-летию ассистентуры стажировки и аспирантуры Московской консерватории.
В числе мероприятий: концерты ассистентов-стажеров в Малом и Рахманиновском залах Консерватории, Концертном зале им. Н.Я.Мясковского, ежемесячные концерты в Галерее искусств Зураба Церетели – там состоятся не только концерты, но и концерты-лекции, мастер-классы, презентации творческих проектов. Пройдут ежегодные гала-концерты выпускников разных лет в Большом зале консерватории. Отдельный формат творческих встреч мы планируем в пансионате Союза театральных деятелей «Руза-Актер» (г.Руза). Там уже состоялось открытие нашего проекта с участием Арсения Тарасевича-Николаева и Николая Ерохина, ставших уже сегодня председателями жюри конкурса, который тоже имеет названия «Территория творчества», о нем я еще расскажу подробнее. А мастер-классы, концерты-лекции будут проводиться в Рузе в августе каждого года.
- Предполагаются ли записи творческих мероприятий?
- Организационным комитетом трехлетнего Проекта «Территория творчества» было принято решение о создании нашим Медиадепартаментом концертной ретроспективы, в которой до 2025 юбилейного года будут представлены все специальности обучающихся в ассистентуре-стажировке. Записи концертов будут доступны на сайте Консерватории. Кстати, второй тур I Международного конкурса молодых музыкантов-исполнителей «Территория творчества», который состоится в Зале Н.Я.Мясковского 3-5 февраля 2023г., будет также записываться нашим Телевидением.
- Цикл концертов-лекций в галерее Зураба Церетели - можно узнать подробнее, почему выбран такой формат? Что еще в планах 2023 года и последующих лет?
- Формат концертов - лекция-концерт, концерт-презентация, концерт-мастер-класс, - очень востребован сегодня, он дает возможность представить наших исполнителей разносторонне, и как исполнителя, и как педагога, лектора; в рамках музыкально-просветительских мероприятий использовать навыки, полученные ими в практических курсах истории и теории исполнительского искусства, педагогики, риторики, философии и истории искусств...
Среди крупных мероприятий 2023 года выделю проведение Международного Конкурса творческих эссе ассистентов-стажеров разных лет. Сейчас идет разработка тематики конкурса и его номинаций. Весной конкурс будет официально объявлен и состоится в октябре-ноябре. Днем подведения итогов мы решили сделать День рождения ассистентуры и аспирантуры - 5 декабря. Планируем и международный конкурс научных статей аспирантов с публикацией статей победителей в Электронном журнале Общества теории музыки (журнал ВАК) в декабре 2024 года и Научной конференции молодых ученых в декабре 2025 года.
На материалах архива МГК и Музея им. Н. Г. Рубинштейна, личных архивов выпускников планируем к 2025 году организацию выставки «История Школы высшего художественного мастерства и научных школ Московской консерватории»
- Анонсированный конкурс «Территория творчества» - актуальный формат, молодежное жюри, огромная свобода выбора для юных участников и высокие профессиональные задачи для участников старших групп. Расскажите подробнее.
- Конкурс, как и весь проект в целом, призван представить новое поколение молодых педагогов Московской консерватории эффективно совмещающих педагогическую и концертно-просветительскую деятельность, как членов жюри. А общедоступный формат участия в конкурсе, по нашему мнению, способен мотивировать молодых и совсем юных музыкантов к участию в нем. Акцентируя мотивацию педагогов ДМШ и ДШИ, мы решили впервые выделить учащихся специальных музыкальных школ в отдельные возрастные конкурсные группы.
- Будет ли возможность повышения квалификации для педагогов, связанная с подготовкой учеников и студентов к столь престижному конкурсу? Планируются ли лаборатории и летние-школы в том числе?
- На сентябрь 2023г. запланирован мой авторский курс на Факультете повышения квалификации Московской консерватории, который будет целиком посвящен актуальным проблемам подготовки молодых музыкантов к участию в конкурсах. Состоятся встречи с педагогами-методистами, психологами, режиссёрами, риторами, звукорежиссерами. Итоги нашего Международного конкурса станут отправной точкой для обмена опытом в сфере педагогики, представления авторских методик по выявлению универсальных «конкурсных» компетенций... Информацию об авторских курсах заинтересованные коллеги смогут найти как на сайте Московской консерватории, так и на страницах «Музыкального Клондайка. Мы также планируем издание учебно-методического пособия по риторике для творческих вузов на базе опыта преподавания консерваторского курса «Тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссии и общения». Летние школы будут проводиться в Рузе в каждом очередном августе, накануне началаучебного года. Там есть замечательная возможность посетить концерты, мастер-классы, круглые столы и практикумы, и, что немаловажно, хорошо вдогонку отпуску отдохнуть :-) Именно там, в Рузе и возникла идея проведения нашего Конкурса, а его название - «Территория творчества»- оказалось абсолютно созвучным нашему предстоящему юбилею.
- Может быть уже есть запланированные финальные мероприятия марафона и празднование 100-летия ассистентуры-стажировки в 2025 году?
- Конечно. Во-первых, мы надеемся, что наш Конкурс станет ежегодным, пройдет Международная конференция молодых ученых, о которой я уже говорила, Гала-концерт звезд российской инструментальной, вокальной, хоровой, композиторской, дирижерской школ привлекут внимание публики и профессионального сообщества. Мы несомненно услышим музыкантов, чьи имена украшают сегодня афиши театров и концертных залов, произведения молодых композиторов, удостоенных престижных премий, дирижеров, управляющих музыкальными стихиями...
Беседовала Елена ЛАЩЕНКО
Фото из личного архива Е.П.Савельевой
12.12.2022
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-