• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


30.12.2022

Дмитрий Ходанович: «Сцена Концертного зала РАМ имени Гнесиных на фестивале «Баян и баянисты» стала для меня настоящим «Байконуром»!

Совсем недавно, в конце декабря, в Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Российской академии музыки им. Гнесиных и Благотворительного фонда Фридриха Липса проходил XXXIV Международный музыкальный фестиваль «Баян и баянисты». Пять фестивальных дней подарили московской публике и гостям столицы незабываемые встречи с музыкантами мирового уровня. В одном из концертов уже не впервые выступил лауреат международных конкурсов Дмитрий Ходанович. Известный баянист является также вице-президентом Московской федерации джиу-джитсу и многократным победителем и призером всероссийских и международных турниров по этому виду боевых искусств.

После выступления Дмитрий поделился своими мыслями об участии в фестивале, рассказал о своих творческих планах и ответил на вопросы, интересные для каждого исполнителя…

Дмитрий Ходанович

Дмитрий, ваша музыкантская судьба складывалась непросто…

– Это действительно так. Будучи студентом 3-го курса музыкального училища, я завоевал золото престижного Международного конкурса «Гран-При» во Франции и стал солистом «Москонцерта». В первой половине «лихих» 90-х объехал с сольными концертами всю страну – тогда еще СССР. Я застал «край» той эпохи, когда гастрольная жизнь, что называется, била ключом: иногда случалось давать и по три концерта в день! Но это был рубеж эпох. И в это сложное время надо было выжить! Росла моя молодая семья, а также моя страсть к музыке и спорту... Цели, которые я себе поставил, говорю откровенно, требовали финансовой независимости. Я погрузился в самообразование: изучал философию бизнеса, психологию ведения переговоров, перечитал «гору» книг по личностному росту. Все это позволило мне в начале нулевых создать своё дело, свою успешную финансовую модель. Но на тот момент мне пришлось пожертвовать музыкой – страшно признаться, но я практически 10 лет не брал в руки инструмент. К тому же, мой любимый Учитель – заслуженный артист России, композитор и педагог Владимир Михайлович Бонаков в то время выступал с концертами и жил в Германии. Когда он вернулся, мы решили организовать его юбилей. Владимир Михайлович выбрал свой любимый концертный зал – Зал Музея Глинки, но поставил мне одно условие – поздравить его на этом концерте моим выступлением! Взять в руки баян после 10-летнего перерыва – это было новой ступенью преодоления себя, новой поставленной целью.

Какое место в вашей жизни занимает фестиваль «Баян и баянисты»?

– «Баян и баянисты» для меня фестиваль особенный. Вскоре, после «возвращения» в профессию, я познакомился с Александром Анваровичем Гатауллиным, возглавляющим фестиваль, стал чаще выступать, принимать участие в различных баянных мероприятиях. Для своего первого концерта на фестивале «Баян и баянисты» в 2016 году я выбрал супер сложную программу «Хроматическую фантазию и фугу» Баха, «Трансцендентные этюды Листа» и произведение Владимира Бонакова – баянисты знают, насколько технически непросто играть его произведения. Саша после заявления моей программы назвал меня «самоубийцей» (смеется)…

У меня с тех пор к фестивалю – особая благодарность. Скажу даже так, для баяниста фестиваль «Баян и баянисты» – это старт в «музыкальный космос». А для меня сцена Концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных на фестивале «Баян и баянисты» стала настоящим «Байконуром»!

Что играли на фестивале в этот раз?

– Своей большой внутренней победой считаю исполнение Прелюдии и фуги Соль диез минор С. И. Танеева. Это яркий виртуозный, удивительно красивый цикл, имеющий немалые технические трудности, – композитор даже создал его вариант для двух фортепиано. Перед началом исполнения я сказал несколько слов о личности Танеева, любимого ученика Чайковского. Мало кто знает, что премьеры всех своих фортепианных опусов Петр Ильич доверял именно ему. Сергея Ивановича музыканты называли «музыкальной совестью Москвы». На концерте 17 декабря мои коллеги отметили, что и Танеев, и Чайковский, которого я также играл, прозвучали как-то по-новому, а для исполнителя – это самое главное! После фестиваля я получил приглашения выступить в наших замечательных консерваториях и институтах Краснодара, Ростова-на-Дону и Петрозаводска.

Что делаете, когда не довольны своим выступлением?

– Для артиста момент неудовлетворенности абсолютно нормален. Это может и должно стать той естественной частью самокритики, которая помогает в объективной оценке самого себя. Когда понимаешь, что не удалось то, что задумал, самое главное – найти причину. Пока ты молод, чёткий «диагноз» твоей неудаче поставит твой наставник-учитель. Но, когда взрослеешь, нужно научиться этот «диагноз» поставить самому себе самостоятельно. Для меня очень важным являются качество и концентрация в занятиях. Но все решает сцена. Владимир Михайлович в таких случаях всегда говорил: «Что мешало»? Так подхожу к этому и сейчас – убираю все, что мешает концентрации и психоэмоциональной подготовке. Кстати, так я поступаю и при подготовке к спортивным турнирам.

Каковы сейчас ваши достижения в этой области?

– Я являюсь победителем уже пяти международных турниров, и недавно мне вручили новую степень – 4-й дан. Это налагает дополнительную ответственность. Я часто повторяю, что и на татами, и на сцене, и в жизни следую клятве, которая произносится при вручении первого желтого пояса: «Следовать пути справедливости, упорно тренироваться, совершенствовать технику, воспитывать волю!».

Что, на ваш взгляд, определяет музыкальные предпочтения исполнителя?

– Конечно же, его окружение, и не только музыкальное. Мне повезло, я родился в музыкально-педагогической семье. Бабушка преподавала литературу, русский и украинский языки в школе. Родители работали в музыкальной школе, а по вечерам играли в народном и эстрадно-джазовом оркестре. Классика звучала во мне с самого раннего детства. Потом, вместе с Владимиром Михайловичем Бонаковым, давшим мне полную свободу выбора, мы играли много разной музыки, включая и современных баянных композиторов Зубицкого, Золотарева, Дербенко, Шендерева. Музыкальный вкус и эстетические предпочтения – это то, что заложено в детстве, то, что тебя окружало, то, чем жили твои родные и близкие. Обращусь к любимому произведению Владимира Высоцкого – «Балладе о борьбе», там есть такие строки: «Если путь прорубая отцовским мечом, / Ты солёные слёзы на ус намотал, / Если в жарком бою испытал что почём, – / Значит, нужные книги ты в детстве читал!».

Дмитрий Ходанович и Владимир Бонаков

Расскажите о своем инструменте.

– Мне часто задают вопрос, почему мой баян так звучит? Это мой первый инструмент, с которым я практически сроднился. Родители подарили его мне 14-ти летнему. Баян «Юпитер», конструкция Волковича. Голоса сделаны выдающимся мастером Гусевым, и он признаёт, что это его лучший «аккорд». А, как известно, «аккорд» – это душа баяна. Благодаря механикам Виктору и Сергею Васильевым, а также директору фабрики «Юпитер» Баринову Сергею Михайловичу и его заместителю Роману Чернову, – мой инструмент всегда в форме.

Корпус баяна делается из дерева и с годами лучше резонирует, звучит более богато – становятся слышны все обертоны. Бывает, подходишь к инструменту, а он не играет – вот тогда я начинаю искать проблему в себе. Но, если душевный контакт и любовь в высшем смысле этого слова существуют, тогда и музыка, и жизнь, и… инструмент звучит! А от меня, как от исполнителя, это требует еще большего усердия!

Что в творческих планах?

– У меня есть правило: выхожу на сцену, когда мне есть чем поделиться со зрителем. Сейчас хочу доделать то, что по различным причинам я пока не успел. Мечтаю сыграть новые транскрипции этюдов Листа, Шопена, гениальные Скерцо №2 Шопена и Токкату Равеля. Эти произведения впервые были мною услышаны в исполнении Рахманинова и Гилельса.

 «Всё, что отнимает жизнь, возвращает музыка». Часто эту фразу приписывают Джону Леннону… Как вы прокомментируете ее?

– Вообще-то это слова Генриха Гейне; их часто приводил в своих письмах мой кумир Сергей Васильевич Рахманинов. Композитор также считал, что музыка не должна обладать только краской и ритмом, она должна выражать более глубокие чувства…

То, что эту цитату говорил и Джон Леннон – это здорово! Ведь музыканты группы «Битлз» уникальны тем, что простым, но в тоже время современным языком, смогли достучаться до людских сердец. А настоящая музыка, когда она касается души и сердца, она, действительно, возвращает жизнь!

Беседовала Татьяна Эсаулова
Фото из личного архива
Дмитрия Ходановича

30.12.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей