• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


06.03.2023

Николай Азаров: «В моем лексиконе нет слова «требую»…

Накануне своего юбилея гостем «Музыкального Клондайка» стал Николай Николаевич Азаров – один из ярких современных представителей хорового сообщества России, замечательный дирижер, педагог, художественный руководитель Государственного академического Московского областного хора имени А.Д. Кожевникова и Академического хора русской песни радио «Орфей».

- Юбилей - хороший повод для подведения каких-то предварительных итогов, осознания того, с чем человек приходит к юбилейной дате. С каким ощущением вы подошли к этому рубежу?

- Всегда в этих ситуациях сразу хочется повторить известные очень и весьма характерные слова о том, что «раньше и девушки были красивее, и вода мокрее» (улыбается). Ну, а если говорить о том, с какими результатами… Не знаю, наверное, я все же доволен.

- Вы руководите двумя коллективами. Можно ли говорить о том, что у вас основные принципы художественного руководства одинаковые?  А если есть разница, насколько она велика? Существует же такое мнение, что академисты не должны заниматься народниками, народники – академистами…

- Что касается каких-то технологических вещей, разница очень несущественная. Народный хор, по сравнению с академическим, ограничен по диапазону. Вернее, не то, чтобы ограничен, просто у женщин используется другая тесситура, у мужчин все так же, как у академистов.  Понятно, что репертуар тоже отличается. Но если мы говорим не о технологиях, а об отношениях в коллективе, они, конечно, принципиально неправильные, что в одном коллективе, что в другом. Потому что я не сторонник, скажем так, очень жестких методов руководства. Всегда пытаюсь людей понимать и идти им навстречу. И, кстати, когда я работаю с тем или иным хором, у меня нет в лексиконе слова «требую». Я всегда только прошу. Но мне кажется, что обычно, когда я чего-то прошу у коллектива и певцов, отказов не бывает. Я считаю, что когда людей сильно «строишь», за минуту опоздания наказываешь рублем, и так далее, и так далее, то артисты хора в итоге перестают заниматься музыкой в том виде, в котором я ее себе представляю. Очень важно правильно выстраивать репетиционный процесс. У артистов народного хора музыкально-теоретическая подготовка уступает подготовке академистов, поэтому с ними надо просто репетировать больше.

Однако, несколько лет назад у нас было совместное исполнение двумя хорами «Перезвонов» Гаврилина. Так вот, народники спели эту музыку наизусть. Академисты не спели, а они спели, потому что я их об этом попросил. Академистов тоже просил, но они меня не услышали, пели по нотам (улыбается). А вообще, руководителю надо точно чувствовать грань, где заканчивается музыка и начинается ремесло, и наоборот.

- Вы свободны в выборе репертуара? Или его диктует руководство, или диктует обстановка, или диктуют тренды?

- Руководство ничего не диктует, слава Богу. Иногда могут пожелания высказывать, которые мы, конечно, стараемся удовлетворять. Но это крайне редко происходит. Однако, с Академическим хором русской песни пока мы более свободны. За последние годы сделано несколько программ, включая те же «Перезвоны», включая ту же «Свадебку» Стравинского, программа из произведений Пахмутовой, программа, посвященная Людмиле Зыкиной, программа военных песен, которая постоянно обновляется, конечно, программы народных песен. То есть мои задумки осуществляются. С Академическим Московским областным хором ситуация немного сложнее. Как практически любой академический хор, он в основном работает на заказ. Поступает звонок из того или иного оркестра: «Давайте, споем вот это?» - «Давайте». Свои программы академическому хору продавать площадкам непросто.

- Вы предвосхитили следующий вопрос – о ваших взаимоотношениях с концертными площадками.  

- У нас есть хорошие планы с ведущими московскими площадками. Например, программу из произведений Георгия Свиридова с Московским областным хором планируем сделать к дате его рождения – 16 декабря, в Доме музыки. Мы много работаем именно с Домом музыки, и еще с Залом Зарядье. «Свадебку» Стравинского с Хором русской песни надеемся сделать в Зарядье, может быть, 9 Мая споем там и военную программу, если получится. В Московской областной филармонии есть свой оркестр, кстати, он сейчас немного расширяется, так что по репертуару ГАМОХ  будет больше возможностей.

- Недавний концерт Академического хора русской песни радио «Орфей», который был в Доме музыки, порадовал звучанием не только хора. Тот ансамбль народных инструментов, который всегда выполнял функцию аккомпанемента, просто поразил своим современным уровнем. Не скрою, когда объявили, что сейчас прозвучит знаменитая оркестровая картина «Сеча при Керженце» из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», я подумала, что же это будет, с таким небольшим составом… А было замечательно. Я понимаю, что вы уделяете им особое внимание, и в результате они вышли совершенно на иной уровень…Еще и поэтому у коллектива появляются новые возможности.

- Да, у нас есть маленький, но свой оркестр народных инструментов.

Когда я пришел в коллектив, стало понятно, что этом оркестре есть несколько очень хороших музыкантов, очень-очень хороших музыкантов и людей, не безразличных к тому, чем они занимаются. И постепенно в оркестре, рядом с этими людьми стали появляться молодые ребята, очень сильные исполнители, домристы, балалаечники…Вот старожилы коллектива меня, как говорится, подначили. Мол, мы можем больше.  эти старожилы этого коллектива, они-то меня и подначили. Мол, мы можем больше. Ну, давайте смотреть, что вы можете. И результаты вот этих наших смотрин, они на этом концерте (Концерт Николая Диденко и Академического хора русской песни радио «Орфей» с программой русской музыки в Большом зале ММДМ 11 февраля 2023 – прим. ред), в общем-то, уже и случились.

- А кто вам эти замечательные оркестровки делает, что так замечательно звучит музыка, написанная для значительно бОльшего состава?

- Для всей классической части программы – а в ней звучали не только арии, но и увертюры, и инструментальные фрагменты из опер Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, - оркестровки делал Игорь Васильевич Кантюков, прекрасный музыкант.

- Это было потрясающе.

- Мне иногда говорят, ну, какой может быть Россини с балалайками? Я отвечаю, послушайте сначала, потом говорите.

- На этом концерте была видеопроекция, хотя и совсем небольшая. То есть, вы, вероятно, считаете, что добавление визуализации нужно современным концертным программам?

- Безусловно. Конечно, всегда есть опасная черта, надо не перегрузить тем, что мы называем видеорядом, так, чтобы публика забыла, что там на сцене кто-то поет или играет, и стала только смотреть картинки. А если для создания некой атмосферы, почему, собственно говоря, и нет? Тут много можно сделать хорошего, используя современные технологии.

- Можно поговорить поподробнее о том, что еще будет интересного в этом, юбилейном для вас, году?

- Так случилось, что в этом году 150 лет со дня рождения Рахманинова и Шаляпина. Шаляпину мы воздали должное в концерте Николая Диденко и Академического хора русской песни радио «Орфей» 11 февраля. С Государственным академическим Московским областным хором имени Андрея Дмитриевича Кожевникова у нас будет Рахманинов – Литургия Св. Иоанна Златоуста 2 апреля в Зале Шнитке Дома музыки и 12 июня в том же зале Всенощное бдение. А 16 декабря, как я уже говорил, Свиридов. Концерт памяти Александра Юрлова (в этом году 50 лет со дня кончины выдающегося хорового дирижера), Пять хоров на стихи русских поэтов, и во втором отделении – «Пушкинский венок» – в Камерном зале Дома музыки.

И оба хора снова соединятся в исполнении хоровой симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны» в Светлановском зале Дома музыки 17 ноября. Это будет театрализованное действо, собственно, как его и задумывал композитор. Будет потрясающий чтец, народный артист России Александр Трофимов из Театра на Таганке. А совсем скоро, 4 апреля,  у меня будет интересный эксперимент, давно хотел это сделать. Мы споём Реквием Моцарта. Казалось бы, дело обычное. Но… Дирижёр – Игорь Артурович Дронов – мой одноклассник по Хоровому училищу, однокурсник по Консерватории, потрясающий музыкант, дирижёр с большой буквы и его ансамбль Премьера из Мерзляковского училища… Эти подростки абсолютно гениально играют!

А с Хором русской песни у нас концерт, посвященный Людмиле Зыкиной 3 ноября в Театральном зале Дома музыки. В следующем сезоне у нас с хором абонемент получился в Доме музыки, три концерта, следующие два: 27 декабря – «Зима-раскрасавица» и 7 мая 2024 – программа военных песен. Но идут разговоры и о том, чтобы, может быть, повторить к концу 2023 концерт с нами Николая Диденко, с программой, которая была 11 февраля, он прошел очень хорошо.

- Этот концерт вообще был совершенно особенный. Когда думаешь о нем, сразу вспоминается такое замечательное слово «духоподъемно».

- А это как раз то, что называется патриотизмом. Патриотизмом, который воспитывается через эмоции, которые возникают, когда человек слышит эту великую музыку.

- Возвращаясь к теме юбилея и к теме такого вот, промежуточного подведения итогов. Вот оглядываясь назад, кого вы можете назвать из тех людей, благодаря которым вы именно тот, какой сейчас есть?

Респондент: В первую очередь, мои корни в Московском хоровом училище им. А.В.Свешникова (в 1991г. на базе училища создана Академия хорового искусства, Н.Н.Азаров с 1989 вел в АХУ преподавательскую и административную работу, с 2009 по 2015 – ректор – прим.ред.). Виктор Сергеевич Попов, Лев Зиновьевич Конторович. И вообще все в училище - от воспитателей в интернате до преподавателей гармонии, сольфеджио и всех остальных предметов. Московская консерватория, ее великое «старшее» (для того времени, когда я учился) поколение – Клавдий Борисович Птица, Константин Михайлович Лебедев, Борис Иванович Куликов, Владислав Геннадиевич Соколов…  Это люди, которые были почти иконами в восприятии молодого человека, каким я был тогда.

 

                                                                                                       Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото Петра Колчина из личного архива Н.Н. Азарова

«Музыкальный Клондайк» сердечно поздравляет Николая Николаевича Азарова с юбилеем! 

06.03.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей