• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


22.03.2023

Большие смотрины творцов скрипок

Новые скрипки со всей России станут звучащими экспонатами Пятой всероссийской выставки скрипичных мастеров, которая будет проходить в Петербурге с 23 марта по 16 апреля. Центром этого события станет Шереметевский дворец, где расположен Музей музыки – филиал Музея театрального и музыкального искусства.

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив программа нынешней выставки станет самой масштабной за последние десятилетия. На ней, помимо мастер-классов, впервые пройдет «двойное слепое прослушивание» новых инструментов, и лучшие из них, отобранные экспертами, прозвучат в трех концертных программах. Запланирована и конференция, тема которой – импортозамещение и современные технологии в производстве музыкальных инструментов.

О предстоящем сборе творцов редкой профессии рассказывает художественный руководитель выставки, скрипичный мастер и реставратор Рафаил Ароев, создатель интернет-ресурса «Музыкальный мастер».

- Рафаил, сколько скрипок составит «ансамбль» выставки и какова ее география?
- Скрипок соберется три десятка, и привезут их мастера со всей страны - из Екатеринбурга, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Воронежа, Ростова-на-Дону. Самое большое количество инструментов представят москвичи и петербуржцы. Именно в наших двух столицах насчитывается наибольшее число специалистов скрипкостроения.

- Это слово недавно появилось в нашем языке?
- Да, это неологизм. И не всем мастерам он нравится. Но это короче многих других вариантов и, кстати, очень созвучно английскому violinmaker. Но как бы ни называлась эта сфера деятельности, важно то, что она востребована и очень немногочисленна по составу. На всю страну – порядка пятидесяти таких профессионалов. И большинство участвует в нашем проекте.



- Вы объявили, что это пятая выставка. А когда проходила первая?
- В 1913 году первую выставку организовало в Санкт-Петербурге общество "Друзья музыки". Потом после большой паузы она дважды проходила в Советском Союзе. Есть надежда, что в ХХl веке мы будет собираться чаще. Справедливости ради надо вспомнить, что в программе конкурсов имени Чайковского проходили и конкурсы скрипичных инструментов, где много было отмечено наших мастеров. Но потом стали чаще побеждать иностранцы, и этот конкурс прикрыли. Уже в наши дни, когда председателем оргкомитета конкурса Чайковского стал Валерий Гергиев, его спросили на пресс-конференции, не планируется ли возродить конкурс скрипичных инструментов? На этот вопрос маэстро отреагировал вопросом: "А что, у нас в стране разве есть скрипичные мастера?". И наша выставка – это в какой-то мере утвердительный ответ Гергиеву на его вопрос. Впрочем, Валерий Абисалович и сам знает, что у нас есть замечательные мастера. Одного из них – Юрия Почекина, который живет сейчас в Испании, регулярно приглашают в Мариинский театр для настройки смычковых. Это очень тонкая и почти незаметная работа, после которой инструменты обретают прекрасное звучание.


Фото А.Кочевни


- Мне в 70-е годы довелось познакомиться со скрипичным мастером Иваном Кривовым, которого называли Страдивари с Матвеева переулка. Осталось ли его имя в истории этой профессии?
- Да, Иван Петрович Кривов – один из корифеев ленинградской-петербургской школы мастеров, который вырастил немало прекрасных профессионалов. Один из них – Александр Злотников из Великого Новгорода, теперь уже сам ветеран. Мы считаем его вдохновителем нынешней выставки. Это он всех растормошил и меня взбудоражил, настроил, чтобы я все это организовал.

- В программу выставки впервые включено "двойное слепое прослушивание". Как все это будет организовано?
- За рубежом – в Италии, Германии, Франции такие прослушивания с 2008 года проходят регулярно. Причем в итальянском городе Кремоне даже устанавливается особый режим тишины, чтобы приборы точно фиксировали все параметры звучания инструмента. Двойным такое прослушивание называется потому, что исполнитель будет играть за ширмой отделяющей его от экспертов, причем играть он будет вслепую, в затемненных очках, что должно обеспечить полную объективность оценок. В экспертную группу входят народный артист России Михаил Гантварг, заслуженный артист России дирижер Аркадий Штейнлухт, другие музыканты с абсолютным слухом. А сыграть на тридцати скрипках предстоит солисту Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Филармонии Илье Козлову. Он тоже войдет в число экспертов, поскольку даст, как исполнитель, свою особую оценку каждому инструменту: насколько комфортно на нем играть. Таким образом, участникам прослушивания удастся дважды избежать субъективной оценки относительно акустических свойств инструмента – ни слушатели, ни сам музыкант не будут знать какой именно инструмент звучит. В результате по итоговой сумме баллов будут выявлены три инструмента-"фаворита", на которых 23 марта сыграют на концерте в Белом зале Шереметевского дворца музыканты камерного ансамбля "Дивертисмент" под руководством Ильи Иоффа. В любом случае это будет и ново, и интересно. А мастерам будут вручены свидетельства о том, что их скрипки признаны лучшими на нашей всероссийской выставке.



- Как сложилась ваша судьба в этой профессии?
- Я учился игре на скрипке в музыкальной школе, а делать и реставрировать скрипки меня учил один из лучших мастеров Петербурга Владимир Якименко. Одиннадцать лет проработал в детской музыкальной школе как реставратор по ремонту музыкальных инструментов. Первую скрипку изготовил в 2007 году. Всего за эти годы сделал пятнадцать скрипок, два альта и три смычка.

- Всего три?
- А что вы удивляетесь? Вообще считается, что хороший смычок сделать сложнее, чем хорошую скрипку. Потому что в этой палочке столько науки! Она должна быть определенного профиля, определенной толщины. У нас и на выставке всего четыре смычка будут представлены. Это совершенно особая сфера деятельности с целой базой точнейших расчетов. На всю Россию насчитывается лишь три таких мастера высочайшего класса, и все они работают в Москве. За их смычками приезжают даже из-за границы.

- Со стороны кажется, что скрипичные мастера – люди весьма обеспеченные. Так ли это?
- Про нынешнюю ситуацию я бы так не сказал. Так действительно было до того момента, когда в начале 2000-х на нашем рынке струнных не появились китайские инструменты хорошего качества и более дешевые в сравнении с нашими. Если бы, как раньше, был бы целевой отбор продукции частных мастеров, тогда, конечно, ситуация с изготовлением скрипок в стране была бы иной, поскольку у мастеров был бы и стимул, и уверенность, что их труд будет достойно оплачен. А на сегодняшний день мы как мастера по изготовлению скрипок даже не значимся в государственном реестре профессий РФ. Есть только такая: "Настройщик-ремонтировщик музыкальных инструментов". Кстати, что сейчас хорошо оплачивается, так это реставрация струнных.

- Чем же так притягательно лично для вас это дело?
- Знаете, я даже никогда об этом не задумывался. Просто нашел дело, которое мне по душе и которое приносит радость. К тому же есть надежда, что скрипки, которые мы делаем сегодня, переживут своих создателей.

- Наступает ситуация, когда старые скрипки, отслужив свой срок, становятся музейными экспонатами. Есть ли у нас мастера, которые востребованы современными солистами и оркестрами?
- С ними можно будет пообщаться на нашей выставке. Это, к примеру, москвич Николай Стасов, чьи инструменты приобретены целым рядом столичных оркестров. Это и смычковый мастер Владимир Дитковский, один из лучших в России, который и на международном уровне котируется. А в Петербурге живет замечательный мастер Роман Наумов, на инструментах которого играют музыканты Заслуженного коллектива России оркестра Филармонии, Мариинского театра и других известных коллективов. И вообще сегодня в России мастера делают очень солидные и серьезные инструменты, которые по уровню – по эстетическим и по звуковым качествам – не уступают инструментам их зарубежных коллег. Могу сослаться на мнение известного скрипача, народного артиста России Максима Федотова. У него в коллекции есть инструменты, сделанные Владимиром Якименко и Андреем Зубенко. И Максим на них играет, отмечая их высокое качество.

Фото из Архива Оргкомитета Выставки

- Скрипка готова... Сразу ли она может войти в строй?
- Скрипке обязательно надо раздышаться, разыграться. Этот процесс может длиться от года до полутора лет. А некоторые мастера считают, что сначала надо скрипку разыграть, потом опять вскрыть, немножко подрегулировать, закрыть и вот тогда можно считать, что она готова. Но это могут себе позволить те, у кого есть возможность производить скрипки в большом количестве и постоянно держать связь с теми музыкантами, которые приобрели эти инструменты для того, чтобы обеспечивать их сервисное обслуживание.

- Вы уже во второй раз организуете выставку скрипичных мастеров в Музее музыки. Какой вам видится перспектива развития этого дела у нас в стране?
- Лично мне очень хотелось бы более целенаправленно послужить такому важному делу, как объединение мастеров, чтобы у каждого из них был бы доступ к аудитории и самое главное – к сбыту своей продукции. Очень важно было бы развивать систему госзакупок с вовлечением частных мастеров, чтобы каждый мастер почувствовал уважительное отношение государства к его работе, к его таланту. Тем более, что востребованность к новому поколению струнных с годами будет только возрастать. И еще одна важная проблема требует решения на государственном уровне - открытие на базе одной или нескольких консерваторий нового обучающего курса по подготовке специалистов скрипкостроения с выдачей диплома, который бы котировался в любых учреждениях, чтобы человек на основании этого диплома получал бы работу и не чувствовал себя кустарем-одиночкой. Очень надеюсь, что наша выставка-2023 будет еще одним шагом в этом направлении.

Беседовал Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ
фотографии ил личного архива Р. Ароева
и архива проекта

22.03.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей