• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


30.03.2023

Татьяна Смелкова: «Педагогическая деятельность увлекла меня рано»…

В марте свой юбилейный день рождения отмечает заведующая кафедрой сольного пения, профессор института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, почетный работник высшего профессионального образования, заслуженный работник культуры Российской Федерации Татьяна Дмитриевна Смелкова. Татьяна Смелкова – педагог, воспитавший несколько поколений прекрасных исполнителей, замечательный методист, автор образовательных программ и учебных пособий, художественный руководитель Международного конкурса вокалистов им. Б. Т. Штоколова. «Педагогическая деятельность увлекла меня рано, еще в студенческие годы», - говорит Татьяна Дмитриевна. Накануне юбилейного вечера, который состоится 30 марта в Концертном зале им. И. С. Аврамковой Института музыки, театра и хореографии, главный редактор «Музыкального Клондайка» Надежда Кузякова побеседовала с Татьяной Смелковой.

- Татьяна Дмитриевна, великий Карузо говорил, что сколько на свете вокальных педагогов, столько и вокальных школ. Как вы, педагог с огромным стажем, можете это высказывание прокомментировать?

- Нельзя сказать, что он прям уж совсем неправ. Во-первых, все по-разному слышат, во-вторых, у каждого свой вкус - вкус к звуку, кто-то любит более сочные голоса, кто-то любит мягкое звучание… Это очень тонкое дело. Конечно,  у каждого педагога есть свое вИдение как работать над голосом с учеником. Другое дело, что есть общие понятия: дыхание, высокая позиция звука, положение гортани и так далее, все об этом хорошо знают. О резонаторах все педагоги говорят, но научить правильно пользоваться резонаторами и дыханием - это большое искусство.

- Вы руководите кафедрой сольного пения, значит, перед вами стоит задача объединить все эти личностные школы педагогов в некое целое, что, наверное, теперь уже называется «вокальной школой герценовского университета». Как вам удалось собрать такой, поистине «звездный», состав преподавателей? Перечень имен педагогов – словно афиша невероятного оперного гала. Лариса Шевченко, Ольга Бородина, Михаил Кит, Алексей Стеблянко, Татьяна Кравцова, Александр Морозов, Татьяна Павловская, Ольга Трифонова – это Мариинский театр, Николай Копылов, Елена Морозова, Наталья Миронова, Карен Акопов –Михайловский…

- Я думаю, что, в первую очередь, важна обстановка на кафедре. У нас она творческая, но при этом очень естественная и, надеюсь, комфортная. Очень важно, когда среди педагогов нет ревности. «Вот, у кого-то запели, у меня что-то не идет пока», - тут всякое может начаться (улыбается). У нас такого нет. Заседания кафедры – все решается коллегиально. Сейчас у нас и целый ряд молодых педагогов появился, наших выпускников, Глеб Перязев, Анна Князева и другие. Интересный момент – когда я слушаю на вступительных экзаменах абитуриентов, я практически сразу понимаю, кто к какому педагогу должен попасть в класс. Это даже сложно объяснить, работает, наверное, интуиция. Меня потом часто спрашивают, а как вы угадали?

Татьяна Смелкова и студент из Китая Чжан Юй

- Что самое важное должны, на ваш взгляд, понимать студенты в процессе обучения?

- Наше искусство прекрасное, но я считаю, что из всех видов музыкального искусства оно самое трудное. У нас «инструмент» - живой. На его состояние могут в любой момент повлиять разные факторы – погода, настроение, стресс… Сейчас много есть объявлений в Интернете – вокальные студии и отдельные  педагоги заявляют, дескать, за месяц поставим вам голос. Такого просто не может быть. Это процесс длительный, выработка правильных мышечных ощущений прежде всего, как в спорте. Если неверные ощущения стали привычными, их исправлять труднее. Мы объясняем студентам в таких случаях, что должно пройти время, чтобы мышцы перестроились с неудобного положения в удобное. Когда идет удобное звукоизвлечение, тогда певец уже может выразить музыку. В процессе обучения для студента очень важны самодисциплина, трудолюбие, требовательность к себе и терпение.

- Различаются ли подходы педагогов к российским студентам и к тем, кто приехал к нам учиться из-за рубежа?

- Только те, что связаны с особенностями фонетики родного языка иностранцев. У нас учится много китайских ребят, у них звукоизвлечение в разговорной речи очень низкое, гортанное. «Снять» с гортанного звучания - это большая работа. Но многие студенты очень быстро «схватывают», и можно уже в течение года с этой особенностью справиться, поставить на дыхание и на высокую позицию звука, и продолжать заниматься в нашем академическом направлении. Китайские выпускники успешно работают в своей стране, поют, многие преподают в университетах, занимая в них серьезные должности.

- А какими качествами, кроме чисто профессиональных, должен обладать педагог?

- Прежде всего, огромным терпением. Умением создать в классе особую психологическую атмосферу – быть мягким и в то же время требовательным, выстроить взаимопонимание. И – способностью прививать студенту настоящую культуру в самом широком смысле, не только вокальную, развивать его интеллектуально.

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото Дарьи Щипалкиной
из личного архива Т.Д. Смелковой

30.03.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей