• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


18.04.2023

Сергей Кондрашев: «Моя задача как дирижёра – пропагандировать русскую музыку!»

Корреспондент информационного агентства «Музыкальный Клондайк» встретился с заслуженным артистом России, художественным руководителем и главным дирижёром Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергеем Кондрашевым. 

- В Москве большое количество оркестров. Можете рассказать об отличительных чертах Симфонического оркестра радио «Орфей»? Чем ваш оркестр, на ваш взгляд, выделяется среди других коллективов?

- Симфонический оркестр радио «Орфей» принципиально отличается от других оркестров целями и приоритетами в своей деятельности. Нашей первой и главной задачей является создание контента для радио «Орфей». Музыкальный коллектив радио - звукозаписывающий, и это основной вид деятельности оркестра. Музыкальные треки оркестра звучат в эфире радиостанции и даже в оформлении радио «Орфей» звучат живые инструменты оркестра, а не компьютер. Мы продолжаем пополнять российские фонды звукозаписи в области классической музыки на постоянной основе. Я не знаю других оркестров в России, которые занимались бы тем же самым постоянно и ставили эту задачу себе как приоритетную.

- Как определяется репертуарная политика оркестра? Чей голос решающий в ее определении?

- Вопрос определения репертуарной политики коллегиальный в нашей большой организации. Радио «Орфей» является медиа-холдингом, в который, кроме непосредственно радиостанции, входят четыре музыкальных коллектива, старейшая нотная библиотека и многие другие подразделения. Возглавляет весь холдинг генеральный директор-художественный  руководитель. Конечно, определяя стратегические направления в репертуаре, я советуюсь с руководством холдинга. Но отвечу коротко, что мои личные творческие взгляды в первую очередь обращены на русскую музыку. Наша музыкальная культура невероятно объёмна и многообразна. Далеко не всё это богатейшее наследие известно нашим слушателям. Моя задача как дирижёра российского оркестра – пропагандировать русскую музыку.

- Одна из важных сторон вашего репертуара - исполнение партитур, которые не звучали или звучали очень давно. Мы говорим про работы с архивами радио. Что наиболее интересно было вам, как дирижеру в этих проектах?

- Интересен в первую очередь сам процесс поиска и открытия неизвестных  рукописей и партитур. Очень часто эти раритеты написаны непосредственно рукой автора, среди которых были такие гиганты русской музыки, как Николай Голованов, главный дирижёр Большого театра первой половины ХХ века. Когда ты открываешь такие рукописи и проводишь первую репетицию с неизвестной музыкой – это самые волнительные моменты в работе.

- Вы много и достаточно часто работаете с театром «Кремлевский балет». Существует такое мнение, что музыка для балета «дансантная» и пишется «под ногу» артистов балета. Можете рассказать о роли оркестра? Справедливо ли говорить, что оркестр выполняет роль аккомпанемента и не более того? Например, Чайковский писал великую балетную музыку. Звучит ли она так, как написано в партитуре или она видоизменяется «под ногу» исполнителей?

- Достаточно послушать адажио из балета «Щелкунчик», чтобы опровергнуть мнение о том, что вся балетная музыка написана «под ногу». Это потрясающая, великая симфоническая музыка, которая роскошно звучит и на концертной эстраде вне театра. Также приведу для примера первый акт балета «Щелкунчик», который даже во время спектакля наш оркестр играет как настоящую симфоническую партитуру, пронизанную сквозным  драматургическим развитием, и именно балет танцует под эту «балетную симфонию», а не оркестр аккомпанирует балету «под ногу». Я соглашусь с тем, что балетная музыка до Петра Ильича Чайковского отличалась более прикладным характером и более зависела от хореографии, но таких сочинений не так много в репертуаре оркестра и «Кремлевского балета». Артисты, хореографы и деятели балета невероятно благодарны нашим гениальным соотечественникам Чайковскому и Прокофьеву, поднявшим музыкальный уровень этого вида искусства на невиданную ранее высоту и создавшим такие шедевры для оркестра и балета. Музыкальный уровень и творческая ценность созданных ими партитур и сейчас, спустя столетие, остаётся никем не превзойденной.

- Если бы вам предложили создать идеальную афишу, которая была бы интересна вам и публике, из каких произведений вы бы ее составили?

- Я бы составил эту афишу из произведений совершенно разных жанров: из симфонической музыки, из оперной, из балетной. Кстати, уникальность оркестра радио проявляется ещё и в том, что мы очень универсальны. Мы играем музыку всех стилей и жанров, созданных для симфонического оркестра. У оркестра такие программы есть! К сожалению, не существует этого идеального компромисса именно сегодня между желаниями публики и желаниями исполнителя. Публика сегодня хочет слышать в концерте некий «хит-парад» сочинений и мелодий, которые она знает на слух, и невероятно радуется, когда их узнаёт. Но если исполнителям играть только такие сочинения, чем часто грешат сегодня программы филармоний и программы продюсеров, стремящихся получить как можно больший доход от продажи билетов, то вкус публики, её интеллектуальный кругозор, да и музыкальное искусство в целом совсем перестанут развиваться. Я бы очень не хотел, чтобы классическая музыка превратилась в индустрию развлечения. Всё-таки культура – это немного другое.

- Что услышит публика в исполнении оркестра в этом календарном году? Есть ли интересные проекты и коллаборации?

- В этом году предстоят новые открытия в области почти забытого в России жанра – симфоджаза. Главное в этом жанре было сделано в прошлом веке в СССР, а потом вместе с развалом большой страны забыто. В 2023 году мы восстанавливаем эту историческую и музыкальную несправедливость. Так что приглашаем истинных любителей и знатоков джаза 30 октября в Московский международный дом музыки на фестиваль «Энергия открытий», где прозвучит музыка Николая Капустина, Виктора Кнушевицкого, Александра Варламова и многих других. Кстати, именно судьбе Александра Варламова посвящён всем известный фильм «Мы из джаза!». 

Александра САЙДОВА
фото предоставлены пресс-службой
радио «Орфей»

18.04.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей