Новости |
«Оперный диалог Россия-Италия»:
Культурный мост
В Генуе в Театре Рина и Гови, в рамках международного проекта «Оперный диалог Россия-Италия», прошли два значимых мероприятия: 26 марта к 160-летию со дня рождения итальянского композитора Пьетро Масканьи была исполнена одноактная опера «Дзанетто», а 2 апреля в честь 150-летия гения русской музыкальной культуры Сергея Васильевича Рахманинова прозвучали вокальные и инструментальные сочинения композитора.
Корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с организатором проекта «Оперный диалог Россия-Италия» Ириной Волковой и поговорил с ней об этих событиях.
Ирина Волкова. Фотограф: Вера Хамёнок
- Ирина, два ярких юбилея и два замечательных композитора. Расскажите, как проходила подготовка к концертам?
- На протяжении длительного времени у меня зрела идея организовать в Генуе ежегодный фестиваль русской музыки и литературы по аналогии с тем, который проходит у нас в Новаре. Несмотря на то, что идея эта родилась в сложный период, я от нее не отказалась. Но начать решила с концертов, которые могут стать культурным мостом сегодня между Россией и Италией.
- Как проходил выбор репертуара?
- Проблемы с выбором программы концертов не стояло. К 160-летию Пьетро Масканьи выбор сразу пал на одноактную оперу «Дзанетто», которую сам композитор называл лирической сценой. Удивительно, но эта опера практически совсем не ставится в итальянских театрах и для самих итальянцев ее исполнение стало приятной неожиданностью.
Тема следующего концерта была определена в один миг – 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова, гения русской культуры. По правде говоря, до этого момента я по-настоящему не подходила так близко к творчеству Сергея Васильевича. Будучи студенткой, считала, что мне еще недостаточно духовной зрелости, технической подготовки. Теперь понимаю, что ее всегда будет недостаточно. На протяжении всей своей жизни мы учимся, совершенствуемся и только так движемся вперед.
Думаю, что мне очень повезло в это непростое время. В Италии, когда я озвучила свою идею, меня сразу поддержали мои итальянские друзья -музыканты, коллеги, и благодаря нашим совместным усилиям у нас получилось провести эти два мероприятия. Интересный момент: самые первые решения по проекту были приняты с директором театра Рина и Гови Джильберто Лацаротти в День России в июне прошлого года, озвучены Генеральному Консулу РФ в Генуе Ведринской Марии Евгеньевне и получили положительный отклик. С этого момента началась активная работа и, вместе с тем, сложная в организационном плане.
Вечер к 150-летию С. Рахманинова. Фотограф: Вера Хамёнок
- Когда началось ваше плотное сотрудничество?
- Наша дружба с Генеральным Консульством РФ в Генуе и с Российским Центром Науки и Культуры в Риме, который возглавляет Пушкова Дарья Алексеевна, началась с фестиваля русской музыки и литературы в Новаре.
Невозможно словами выразить всю благодарность за ту помощь в организации культурных проектов, которую они оказывают. Когда чувствуешь такую поддержку, вырастают крылья, огромное желание делать больше и лучше.
С театром Рина и Гови нас связывает давняя дружба. Именно в этом Театре несколько лет назад состоялся мой дебют в Генуе в роли Мамы Лючии в опере Пьетро Масканьи «Сельская честь».
- Я знаю, что к каждому событию вы подходите обстоятельно: не только с музыкальной и исполнительской частью, но и с визуальным сопровождением.
- В театре недавно прошла реконструкция, и наш проект как раз попал в первый сезон обновленного театра. Для одноактной оперы Пьетро Масканьи «Дзанетто», которая написана всего для двух солистов, решено было использовать огромный экран и цветную песочную анимацию, которая в Италии является большой редкостью. Уникальные песочные картины в цвете создала московская художница Лилия Чистина.
Необыкновенно талантливая Лилия очень тонко смогла передать состояния героев и ту эпоху, в которой происходит действие оперы.
Для музыкального вечера, посвященного Сергею Рахманинову, была представлена презентация, которую специально приготовила для нас профессор Генуэзского Университета Наталья Осис. В презентации были представлены не только фотографии, интересные факты из жизни и творчества русского композитора, но и художественные переводы тех романсов, которые звучали в исполнении российских оперных певцов. Таким образом, итальянская публика могла полностью погрузиться в атмосферу и прочувствовать поэтическую и музыкальную силу каждого произведения.
Александра Кирсанова в роли Сильвии
в опере П. Масканьи Дзанетто
Фотограф: Вера Хамёнок
- На концерты вы пригласили исполнителей из России. Можете рассказать, кто принимал участие в данных мероприятиях?
- Очень важно отметить, что в мероприятиях участвовали вместе российские и итальянские исполнители. Это одна из тех задач, которые мы ставили перед собой, создавая изначально «Оперный диалог Россия-Италия».
Интересное сотрудничество получилось с молодым пианистом, выпускником Генуэзской консерватории Риккардо Пинна.
На роль Сильвии была приглашена сопрано из Екатеринбурга Александра Кирсанова. Молодая талантливая певица, лауреат международных конкурсов. Она уже успела завоевать любовь итальянской публики, успешно дебютировав на сцене оперного театра в Новаре, исполнив партию Тоски в опере Дж. Пуччини «Тоска» и партию Леоноры в опере Дж. Верди «Трубудур». Александра Кирсанова на протяжении нескольких лет принимает участие в оперном летнем фестивале в Орвието, где исполняет ведущие партии лирического сопрано. Фестиваль организует «Spazio Musica» под руководством известной итальянской оперной певицы, вокального педагога Габриэллы Равацци.
Работа над оперой Пьетро Масканьи «Дзанеттто» проходила в Италии под руководством Габриэллы Равацци и Мауро Тромбетта. Необходимо было прочувствовать все тонкости стиля исполнения, фразировки.
______________________________
Александра Кирсанова: Это потрясающий проект, который объединяет многих музыкантов во имя Музыки. Прекрасная возможность отдать дань уважения таким гениям, как Пьетро Масканьи и Сергей Рахманинов, чьи знаменательные даты праздновал весь мир.
Романсы русского гения Сергея Рахманинова особенны и абсолютно уникальны в своей целостности, чувственности и глубине. Одно то, что предоставляется возможность прикоснуться к этим произведениям искусства, уже бросает в дрожь от восторга. Я благодарна всем участникам концерта в их искренности и любви к этой прекрасной музыке.
До этого времени у меня ещё не было возможности познакомиться с восхитительной музыкой Пьетро Масканьи, в особенности с такой редкой оперой, как « Дзанетто», полной изумительных музыкальных линий и драматизма. В союзе с контральто Ириной Волковой и пианистом Риккардо Пинна, а также благодаря восхитительным картинам из песка Лилии Чистиной, мне кажется, у нас получилось создать красивый спектакль.
Я бесконечно благодарна организаторам проекта и Консульству Российской Федерации в Генуе за возможность творить и нести прекрасное в мир.
______________________________
- Какие произведения составили программу концерта к 150-летию Сергея Рахманинова?
- Были представлены жемчужины вокальной лирики великого композитора среди которых «Не пой, красавица при мне..» на стихи А.С. Пушкина, «В молчанье ночи тайной» на стихи А. Фета, «Сирень» на стихи Е. Бекетовой, знаменитый Вокализ. Начало концерта, когда прозвучал романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева в безупречном исполнении Александры Кирсановой, сразу задало определенную тональность. Зал мгновенно заполнился магическими журчащими потоками рахманиновских гармоний, в которых было столько энергии, света и любви!
В концерте выступила также молодая российская певица из Москвы, сопрано Вера Хаменок.
В музыкальном вечере, посвященном Сергею Рахманинову, вместе с российскими солистами принял участие известный итальянский пианист, концертмейстер Франческо Барбаджелата.
Сюрпризом для всех было выступление старейшего генуэзского ансамбля мандолинистов, который в этом году отмечает 100-летие со дня образования. В их исполнении прозвучала прелюдия до-диез минор. Необычное звучание, но произведение было исполнено на высоком профессиональном уровне.
Ансамбль мандолинистов г. Генуи
Фотограф: Вера Хамёнок
- Поделитесь вашими впечатлениями после концертов? Как их приняла публика?
- Публика очень тепло нас принимала. Я могу только сказать свои ощущения как участник мероприятий, как солистка. Приятной неожиданностью стал приезд моих итальянских друзей из Новары, директора культурного центра «Мир» Кристины Авогадро. Вместе с культурным центром «Мир» мы проводим фестиваль русской музыки и литературы в Новаре.
______________________________
Кристина Авогадро: Я очень люблю русскую культуру и в особенности русскую музыку. Культура и искусство – главное звено для объединения народов и стран. В настоящее время эти начинания нужно поддерживать.
Впечатления от концерта потрясающие. Я люблю романсы Рахманинова, но не все из прозвучавших на концерте я слышала ранее. Поэтому, концерт подарил мне возможность еще больше и глубже познакомиться с его творчеством.
С моими учениками мы часто читаем биографии русских деятелей культуры: композиторов, поэтов, художников. Безусловно, в год 150-летия Сергея Рахманинова мы не могли не воспользоваться случаем обратиться к истории его жизни, чтобы в Италии знали Рахманинова.
______________________________
Фотограф: Вера Хамёнок
- Планируете ли вы, в ближайшее время, концертные проекты? И где они пройдут: в Италии или России?
- Я благодарна дирекции театра Рина и Гови за предоставленную возможность и содействие в реализации данных проектов. Сегодня это смелый поступок. В июне-июле будет планироваться следующий сезон, будем думать.
Сейчас в ближайшей перспективе перед нами стоит непростая задача. Мы должны завершить в Генуе Первый Международный конкурс юных вокалистов «Мелодия моей России», финальный концерт которого будет приурочен ко Дню России.
Конкурс мы проводим впервые. Он состоит из двух частей. Основная прошла в Москве, а вот вторую часть мы завершаем в Италии среди русских соотечественников.
- Совсем скоро в Подмосковье состоится Творческая Лаборатория. Можете рассказать, что ждет ее участников?
- Обычно мы проводим мастер-классы для взрослых вокалистов, но сегодня решили расширить палитру. Участников творческой лаборатории ждут занятия с вокальным педагогом, итальянским баритоном, артистическим директором театра в Вербании маэстро Мауро Тромбетта. Это уникальный человек, музыкант высочайшего уровня, имеющий огромный опыт за плечами не только исполнительской практики, но и педагогической. На протяжении многих лет Маэстро Тромбетта руководит крупными оперными театрами Италии. Помимо занятий вокалом, участникам будут предложены занятия актерским мастерством, пластикой, фонетикой итальянского языка, искусством макияжа, театрального грима.
В современном мире при сегодняшней конкуренции артист должен уметь грамотно преподнести себя, создать свой индивидуальный образ.
В рамках творческой лаборатории будут организованы круглые столы для преподавателей, фотосессии для портфолио.
Александра САЙДОВА
фотографии предоставлены пресс-службой
международного проекта «Оперный диалог Россия-Италия»
Фотограф: Вера Хамёнок
24.04.2023
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-