Новости |
Валерий Ворона. Часть 1. «Человечество существует для музыки, это его
космический язык...»
Собеседник «Музыкального Клондайка» - известный скрипач, дирижер, и.о. ректора ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, президент фонда «Русское исполнительское искусство», заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валерий Ворона.
В.И. Ворона
- Валерий Иосифович, почему вы назвали свой фонд «Русское исполнительское искусство»?
- Русская исполнительская школа – уникальное явление в мировой культуре, сопоставимое, скажем, с таким феноменом, как школа итальянской живописи эпохи Возрождения. Важно только учитывать, что изобразительное искусство материально, каждое движение кисти художника остается в веках, а искусство исполнителя хранится только в памяти его современников. Это главная особенность, которая определяет специфику нашей профессии, ее эксклюзивность. Да и по комплексу качеств, которыми должен обладать исполнитель, по энергетическим, интеллектуальным и временным затратам эта профессия не имеет себе равных. На ее освоение уходит не менее 20 лет. Однажды прикоснувшись к инструменту в раннем детстве, исполнитель уже не может его оставить ни на один день до конца жизни. Исполнительская школа формируется веками, знания и навыки здесь передаются из уст в уста, от педагога к ученику. И если хотя бы одно звено в этой цепи поколений окажется потерянным, то все вековые накопления могут исчезнуть.
Еще в конце XIX века мировая пресса заговорила о том, что виток развития мирового исполнительского искусства замкнулся на России. И вот уже более 150 лет наша страна является одним их основных генераторов процессов, происходящих в мировом исполнительском искусстве. Россия произвела здесь подлинную революцию в лучшем смысле этого слова! Сегодня осталось не так много сфер деятельности, где Россия на протяжении полутора веков занимает ведущие позиции в мире.
Между тем эпоха русского исполнительского искусства все еще не отражена должным образом ни в мировом информационном пространстве, ни в истории мировой музыкальной культуры. Это один из аргументов, который обусловил выбор названия фонда. Первоначально он именовался «Ассоциация «Русская исполнительская школа».
- Вы были одним из первопроходцев в создании новых общественных, благотворительных организаций в постперестроечное время. С какими трудностями вы столкнулись?
- 1991-й год стал одним из поворотных моментов в российской истории. Это было непростое, неоднозначное, но интересное время. С одной стороны, в обществе царила эйфория, настало время больших надежд. С другой – реальность, как это часто бывало в нашей истории, не до конца оправдала эти надежды. Но в 1991 году в обществе впервые появилась возможность проявлять инициативу, влиять на ситуацию и реализовывать свои идеи. Мы собрали наших соратников, всю музыкальную элиту того времени, с целью консолидировать усилия, направленные на то, чтобы не растерять наши великие исполнительские традиции в сложное, переходное время. Мы поставили себе задачу использовать новые возможности и ресурсы, появившиеся в результате демократизации, для воплощения наших планов и проектов.
Наверное, многие помнят те лихие 90-е, когда старые структуры перестали существовать, а новые еще не были созданы. Мы действовали, во многом, по наитию, путем проб и ошибок осваивали новую для себя территорию. Естественно, наряду с успехами были и трудности. У нас не было никаких тылов – ни чиновничьих, ни партийных. Наша мотивация была связана исключительно с творческой, образовательной сферой. Мы хорошо видели, где там узкие места, требующие поддержки, и, исходя из этого, строили свои планы. Нам в какой-то степени везло, наши проекты нашли отклик в бизнес-сообществе. Нас поддерживали частные лица, крупные представители деловых кругов, такие структуры, как Банк «Империал», «ОНЭКСИМ Банк» и другие.
- Какими были ваши первые проекты?
- Наш самый первый проект, реализованный еще в 1993 году, поддержал «Банк «Империал». В Костроме тогда проходил большой фестиваль, посвященный 380-летию династии Романовых, и центральным событием фестиваля стала инициированная нами постановка оперы М. Глинки «Жизнь за царя», показанная в Ипатьевском монастыре, где и происходили воссозданные в опере события. Это была постановка Большого театра, которая транслировалась на 15 стран.
Следующая заметная акция была организована в октябре 1993 года — через день после известных событий у телецентра «Останкино» мы в прямом эфире устроили концерт, посвященный защитникам телецентра.
Среди значимых акций 90-х отмечу цикл телепрограмм «Звезды в Кремле», которые ежемесячно шли по Первому каналу в течение трех сезонов, что сегодня даже невозможно себе представить. Запомнились и крупные мероприятия, связанные с юбилеями выдающихся деятелей культуры того времени — Квартета имени Бородина, А. Солженицына, М. Ростроповича, В. Третьякова и других.
Ну, и самым ярким событием, которым ознаменовались 90-е годы, стало учреждение Большого русского приза «Слава» и международной премии «Глория», присуждаемой лучшим музыкантам мира. Она задумывалась как аналог Нобелевской премии от имени России. Этот проект поддержал выдающийся маэстро М. Ростропович. Мы провели две церемонии вручения премии в 1997 и 1998 годах и почувствовали, какой это важный и нужный проект, интерес к нему был огромный во всем мире.
А завершающим аккордом 90-х стал «Мост культуры Россия-Япония», инициированный М. Ростроповичем, в котором принял участие оркестр New Japan Philharmonic во главе с дирижером Сейдзи Одзава. Это мероприятие посетили президент РФ Борис Ельцин и премьер-министр Японии Рютаро Хасимото.
В.Ворона вручает премию Ю.Башмету
- То было время больших надежд, в какой степени осуществились ваши мечты?
- Взрыв общественной активности, новые возможности, появившиеся в 90-е годы, дали повод говорить о «русской мечте» по аналогии с «американской». В этом смысле я могу я считать себя счастливым человеком: моя «русская мечта» осуществилась.
По мере своих сил мы старались влиять на ситуацию с музыкальной культурой и образованием. Нам удалось объединить людей, музыкальное сообщество, для решения нужных нашей стране, нашей культуре задач. На примере деятельности одной организации мы смогли показать, что время брюзжания на кухнях закончилось, и можно активно действовать, реализовывать свои инициативы и мечты.
Тогда мы были одни из первых. Сейчас эта сфера активно развивается, количество общественных организаций растет, и это тот ресурс, который помогает выявлять инициативную часть общества и использовать ее энергию для успешного развития социума. Общественные организации снимают часть нагрузки с государства, их деятельность способствует стабильности и прогрессу, я думаю, она должна поддерживаться на всех уровнях. Ведь когда человеку удается реализовать свою мечту, его жизнь приобретает осмысленность.
- Насколько важен в наши дни вопрос развития музыкальной культуры и исполнительского искусства - с учетом происходящих в мире политических, экономических и прочих метаморфоз?
- Мы, музыканты, убеждены, что человечество существует для музыки, что это его космический язык. Может быть, я кого-то удивлю, и мое видение покажется кому-то преувеличенным и даже утопичным, но у меня нет сомнений, что спасение России, нашей культуры и мира в целом заключается именно в развитии музыкальной культуры, прежде всего, и культуры в целом. Что я имею ввиду? Сейчас много горят об особом пути России, я думаю, что по факту он давно определен. Россия давно избрала свой путь в сторону культуры. Нетрудно заметить, что как только наша страна взошла на Олимп мировой культуры, у нас обозначился прогресс во всех областях, и началась эпоха огромных достижений. Чем это вызвано? Когда гуманитарное и, в первую очередь, музыкальное образование стоит во главе угла, уровень развития общества и его интеллектуальная насыщенность резко возрастают.
Передовые страны, такие, как Китай, Япония, Южная Корея, тщательно изучили наш опыт, убедились в его продуктивности и вкладывают в эту сферу огромные средства. Дивиденды, которые они в результате получают, не сможет дать никакой бизнес-проект. Они исчисляются не столько в цифрах, сколько в создании почвы для уникальных достижений по всем направлениям жизнедеятельности.
У нас существует самая развитая в мире система музыкального образования, к созданию которой приложил руку и основатель нашего института Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Но сейчас эта система нуждается в обновлении. Ветшает, прежде всего, ее материальная база. В этом плане мы начинаем отставать от других стран, где эта задача заявлена как государственный приоритет.
В Китае, например, уже стоит вопрос об обязательном музыкальном образовании. А в Японии, в Токио, существует около 10 консерваторий, где на платной основе обучается очень много народу. Конечно же, не все они работают потом по музыкальной специальности. Все дело в том, что музыка, как ничто другое, прекрасно развивает мышление, креативность и духовность. После такого образования хорошо складывается карьера в любой сфере.
К слову, создав наш фонд «Русское исполнительское искусство», которому в этом году исполняется 30 лет, мы сразу поставили вопрос о необходимости музыкального всеобуча.
- А как бы вы могли охарактеризовать то, что происходит сейчас у нас?
- Парадокс нынешней ситуации в том, что мы, являясь мировым лидером музыкальной культуры и образования, должны у себя внутри доказывать, насколько это важно.
У нас всегда была система непрерывной передачи профессионального опыта, долгое время она успешно функционировала. Мы следовали этому даже в самое трудное время. В лихие годы гражданской войны мы созидали, формировали музыкально-образовательную систему. В годы Великой Отечественной войны мы ее сохранили, эвакуировали ее лучших представителей. Но самыми провальными оказались 90-е годы, которые нанесли серьезный ущерб всей сфере нашей деятельности и подорвали престиж профессии музыканта и педагога: она не стала кормить, и молодые люди перестали идти в профессию. В результате сейчас наша школа держится на профессорах уходящего поколения, которых можно пересчитать по пальцам одной руки.
В последние годы ситуация начала меняться к лучшему, слово «культура» стало звучать чаще, появилась система поддержки культурных проектов через фонды президентских грантов, что вызвало новый виток развития отечественной культуры. Это вселяет большой оптимизм. Вместе с тем, учитывая складывающуюся мировую конъюнктуру, нам нужны еще более кардинальные изменения.
- В чем вам видится решение этой проблемы?
- Мы сейчас серьезно задумываемся над тем, как в нынешней непростой ситуации, в момент, когда мир стоит перед стратегическим выбором дальнейшего пути, не потерять наши конкурентные преимущества. И мы имеем вполне реальное представление, как это сделать. У нас уже есть новые проекты, разработанные с учетом происходящей революции в области информационных технологий. Активно развивать такие проекты – это, пожалуй, единственный способ не потерять наше лидерство. Иначе через очень короткое время мы будем вынуждены покупать свои же передовые музыкально-образовательные методики у других стран. Не хотелось бы, чтобы мы остались в истории как поколение, растерявшее полученное от наших великих предшественников наследие, сформировавшее облик России как страны великой культуры.
Беседовала Виолетта ВАНСОВИЧ
Фото из архива ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
Продолжение следует…
19.06.2023
Анонсы |
-22.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-