• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


04.07.2023

Алексей Паршин:
«Будущее у органистов есть!»

В Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова открылась кафедра органа. В новом учебном году обучение органистов в Ипполитовке охватит все уровни подготовки: это и среднее профессиональное образование, и специалитет, и ассистентура-стажировка.

Собеседник «Музыкального Клондайка» — известный музыкант, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, и. о. заведующего кафедрой органа ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, профессор Алексей Александрович Паршин.

Алексей Александрович Паршин
фотограф Геннадий Семизоров

Алексей Александрович, вы настоящий эксперт органного дела и очень много делаете для его развития. Скажите, в чём вы видите миссию новой кафедры Ипполитовки?

В том, чтобы её студенты получили возможность всестороннего, глубокого изучения различных направлений европейского органного искусства XVI-XX столетий в сочетании с традициями отечественного органного исполнительства. Минимум три наших педагога имеют, помимо российского, ещё и европейское органное образование, а также опыт его применения сквозь призму отечественных музыкально-педагогических традиций, который востребован везде, где хотят получить настоящую школу. Но это лишь одна сторона вопроса. Знания — это ещё не школа. Школа — это когда они неразрывно связаны с практическими навыками, с обретением живой, лаконичной, по-музыкантски выверенной и энергоёмкой техники игры, чем я, собственно, и занимаюсь всю жизнь.

— Имена преподавателей кафедры уже известны?

Это Елена Цыбко — лауреат европейского и международного конкурсов, кандидат искусствоведения, исполнитель с 19-летним органным педагогическим стажем в Московской консерватории; Алексей Шевченко — лауреат международных конкурсов, доцент факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории; кандидат искусствоведения, музыковед и органист Анна Петрова; главный органист Римско-католического кафедрального собора в Москве Марина Омельченко, которая в течение многих лет занималась у Гюнтера Роста в прославленном университете в Граце (Австрия); лауреат всероссийских и международных конкурсов Екатерина Спиркина, учившаяся в Миланской Школе музыки имени Клаудио Аббадо у авторитетного знатока традиций музыкального Возрождения и барокко, профессора Лоренцо Гиельми.

Все педагоги не просто замечательные исполнители, но и вдумчивые, великолепно образованные, требовательные учителя. А других бы я и не пригласил.

Органная гостиная Ипоплитовки
фотография из архива Алексея Паршина

— В институте вами уже создан прекрасный, с большой любовью оформленный органный класс. Какие инструменты там находятся?

Один духовой, немецкой фирмы «Alfred Führer» (1967), второй цифровой, «Viscount» из серии «Престиж». Есть и клавесин «Sperrhake». Ждём орган в Малый зал, где осенью начнёт работать концертная гостиная Ипполитовского института и будут проходить органные концерты. Готовим инструменты для индивидуальных занятий студентов и аспирантов.

— Какие особенности обучения органистов представляются вам особенно важными?

Помимо общепринятых дисциплин (специальность, аккомпанемент, генерал-бас, ансамбль, исторические и теоретические предметы), мы считаем необходимым для органиста мастерское владение клавесином и обучение навыкам дирижирования. В идеале хорошо бы добавить к этому основы христианского богословия и исторический танец — но это пока только планы.

— В следующем году в стенах Ипполитовки пройдет VII Международный конкурс органистов Валерия Кикты, расскажите о нем подробнее.

Как основатель этого конкурса, я необычайно рад, что Валерию Григорьевичу Кикте понравился ипполитовский инструмент (он действительно очень высокого качества, приходите — услышите!) и атмосфера нашей «Органной гостиной». Маэстро дал добро на проведение там седьмого конкурса, который будет проходить в два тура: первый по записям и финальный в Ипполитовке. Подробную информацию можно найти на сайте института. Я счастлив, что целому ряду органистов этот конкурс уже дал путёвку в жизнь.

В.Кикта и А.Паршин в Органной гостиной
фотограф Мария Паршина

— В последнее время возникли сложности с закупкой органов за рубежом. Есть ли перспективы открытия их производства в России?

В России всегда есть перспективы, как и талантливые люди, которые могут этим заниматься. Надеюсь, что их начинания найдут поддержку.

— Насколько востребована профессия органиста в наше время и что ждёт её в будущем?

Будущее органистов зависит, в первую очередь, от их реальной профессиональной подготовки. К счастью, эпоха «всё равно в органе никто ничего не понимает» уходит в прошлое, как и та часть публики, которая вежливо терпит «пустое сотрясение воздуха» (по выражению А. Ф. Гедике).

Кроме того, если говорить о будущем, то, в первую очередь, надо вести речь об учителях. Замечательно, что сейчас открывается много органных классов в детских музыкальных школах и школах искусств. И самое отрадное, что туда приходят работать профессионалы экстра-класса. Но, с моей точки зрения, наше дело нуждается в серьезном педагогическом укреплении среднего звена, и мы надеемся внести свой посильный вклад в решение этой задачи.

Если наша цель — не только научиться хорошо играть, а развиваться в русле отечественных, устремлённых ввысь и вглубь традиций, то да, будущее у органистов есть!

Беседовала Виолетта ВАНСОВИЧ
фотографии 
предоставлены пресс-службой
ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова

04.07.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей