Новости |
Ольга Косибород: «Хоровая жизнь разнообразна!»
Объединение людей, содействие сохранению культурных традиций и поддержание интереса к духовной музыке: таковы главные цели Международного хорового конкурса «Хрустальная часовня». В этом году он прошёл уже в четырнадцатый раз. Более 60 участников из разных городов нашей страны и Беларуси соревновались в Москве за Гран-при конкурса. Как удается в сегодняшней ситуации проводить международные фестивали и конкурсы, мы обсудили в интервью с почетным членом Российской академии художеств и организатором фестиваля Ольгой Косибород.
фото Антон Черев
- Наш конкурс «Хрустальная часовня» – прежде всего большой просветительский проект, главная цель которого – это сохранение и популяризация культурных, духовных традиций России. И православное песнопение, духовная музыка – базовая основа этой культуры.
Традиционно на конкурсе преобладает музыка славянских композиторов, а хоровые коллективы поют не только духовную музыку, но и классику, произведения современных композиторов и народную музыку.
Благодаря такому подходу, хоровые коллективы, ансамбли и солисты могут показать все свои возможности, а также умение исполнять разнообразный, разножанровый, разнохарактерный репертуар. В течение 14 лет конкурс неизменно собирает большое количество прекрасных хоровых коллективов России, Республики Беларусь, а до пандемии участниками ежегодно были коллективы из Европы и Южной Америки, Израиля и США – более чем из 15 стран мира.
До пандемии, в Израиле мы провели 8 фестивалей «Хрустальная часовня на Святой земле». Почему именно фестиваль, а не конкурс: устраивать конкурс, некое соревнование с оценкой, когда люди поют в Пещере Рождества Христова или возле Гроба Господня совершенно не хотелось! Все эти фестивали незабываемы, и хоры, которые участвовали в этих поездках, хотят вернуться к такому формату.
Несмотря на все сложности, хоровой конкурс продолжал свою работу и во время пандемии, временно перейдя в online формат, и даже расширился. Именно в это время конкурс стал вокально-хоровым. Как только очный формат разрешили проводить вновь, появились и новые конкурсные проекты: Международный Рождественский конкурс солистов и вокальных ансамблей, Международный вокально-хоровой конкурс «Хрустальная часовня на Невских берегах» и Международный хоровой конкурс «Хрустальная часовня на Белой Руси».
Не смотря на уход с конкурсных площадок западных коллективов, география наших участников продолжает расширяться.
Конечно, организация крупных фестивалей это всегда проблема, но это проблемы, которые решаются. Главное в таких мероприятиях – чувство дружбы, уважения, творчества, которые всегда сопровождают жизнь людей поющих хором.
- Если мы обратимся к прошедшему XIV Международному конкурсу, кто получил Гран-при – «Хрустальную часовню»?
- Гран-при у нас получили два коллектива с противоположных концов нашего Союзного государства. Это хор Гомельского музыкального училища из Белоруссии и вокальный ансамбль «Прелестные глазки» Детской музыкальной школы № 6 из города Петропавловск-Камчатский. Вот они и разделили Гран-при, великолепно исполнив конкурсную программу: духовные православные песнопения, произведения народной и классической музыки. Кстати, сам Гран-при у нас всегда настоящее произведение искусства. Раньше это была маленькая Хрустальная часовня, а уже несколько лет – это прекрасные декоративные работы Елены Зурабовны Церетели.
- Как возникла сама идея этого Международного хорового конкурса и с чем связано его название – «Хрустальная часовня»?
- Увидев впервые зал «Яблоко» в Галерее искусств Зураба Церетели, я поняла, что это то место, где должна звучать духовная музыка. Именно там мы провели первую в Москве «Ночь в музее»: тогда мы получили письмо из Парижа, что теперь являемся участниками этой программы «Ночи» в музеях мира. Пришло более 3000 зрителей. Хоры выходили и пели и пели…. Я хотела закончить концерт, говорила слушателям, что они на метро не успеют, но они только улыбались: «пойте ещё!».
Хоровая музыка звучит в стенах Галереи превосходно, и тогда я решила, что здесь есть все условия для крупного хорового конкурса. Тем более за десятилетия моей работы уже возникли крепкие связи с лучшими коллективами в нашей стране и за рубежом, все обсуждали, что нам нужен свой фестиваль духовной музыки. Но какое выбрать название для конкурса? На Гоголевском бульваре, во дворе Музея современного искусства стоит часовня Александра Невского. Она воплощена Зурабом Константиновичем в хрустале и создана в Гусь-Хрустальном. Она необыкновенной красоты. Я ее ночью увидела, шел снег. Она стояла как красавица посреди двора, подсвеченная прожекторами! И в это время забили колокола Храма Христа Спасителя. Тут вопрос был решен. Я сказала, что у нас будет фестиваль и конкурс «Хрустальная часовня».
- Вы руководили коллективом «Гофман-хор» при Российско-немецком Доме, известны ваши международные хоровые акции, такие как исполнение в Большом зале Консерватории совместно с Фрайбургским симфоническим оркестром и хором мессы Генделя «Сотворение мира» в 1994 году или Девятой симфонии Бетховена в зале Церковных соборов в 2001-м. Почему вы в итоге решили сосредоточиться на русской духовной музыке?
- Я также продолжаю руководить этим хором уже более 30 лет, только теперь мы обрели новый дом и имя – хор Российской академии художеств. В нашем репертуаре всегда очень много духовной музыки! И не раз, выступая за рубежом, мы были приглашены исполнить наши произведения на христианских богослужениях, далеко не только в православных соборах. Я так же создаю большие хоровые проекты, но хоровой конкурс – это особое мероприятие и мне важно, чтобы оно было тематически однородно. А все сочинения духовной музыки объединяет общая идея совершенства человека, стремление к высокому идеалу.
Все наши участники, проходят конкурсное прослушивание не как очередной экзамен, а как приятное, радостное и торжественное событие.
Конкурс «Хрустальная часовня», прежде всего, про возможность любого участника, любого уровня подготовки заявить о себе.
Для этого создана очень детальная градация возрастных категорий, с учетом сроков обучения, специализаций обучения и так далее.
С этим же учетом составляются и конкурсные программные требования. Конкурс проводится в прекрасных залах, акустика и атмосфера которых позволяет всем участникам продемонстрировать все широкие возможности своего мастерства.
Прекрасной традицией конкурса, стал неизменный состав вокального и хорового жюри и председателей, которые всегда готовы открыто общаться с участниками.
Еще одной особенностью нашего конкурса, является создание сводного хора «Хрустальной часовни» из ее участников и исполнение этим большим коллективом крупных хоровых сочинений. Это мессы, оратории, кантаты Дворжака, Перголези, Гайдна, Сальери, Эшнера, Ханта… Возможность исполнения этих произведений в соборах Петра и Павла в Москве и Санкт-Петербурге дорога нашим конкурсантам не меньше, чем призовые места
Во все, самые тяжелые времена, люди собираются вместе и поют. На хор никакие времена не действуют.
Хоровая жизнь разнообразна, ярка и дарит необыкновенное ощущение радости, сотворчества и единства!
Елена Шилова
Фотографии из личного архива
О.Л. Косибород
11.09.2023
Анонсы |
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-