• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


27.09.2023

Анастасия Лясканова: «Народная песня – это как драгоценный камень!..»

В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» (г. Истра) 30 сентября (суббота) в 15:00 состоится концерт «Русская фантазия», в котором прозвучат русские народные песни и былины, духовные стихи, старинные и современные романсы.

«Фантазировать» на русские музыкальные темы будут Анастасия Лясканова (вокал) и Елена Гришина (гусли клавишные).

В преддверии концерта певица рассказала о своем творчестве и любви к русской народной песне, а также поделилась секретами авторского прочтения первоисточника.

Анастасия, что повлияло на выбор вашей профессии?

– Наверное, моя семья. Мне кажется, что петь я начала раньше, чем говорить. Помню себя очень маленькой, в детской кроватке, слушающей радио. Голос и музыкальные способности передались мне от моей музыкальной семьи: росла я с бабушками, дедушками, тетками. Когда собирались вместе, пели русские народные песни и романсы. У бабушки был огромный толстый песенник 1957 года, который мне перешел по наследству. Бабушка знала из него любую песню! Все родственники умели играть на семиструнной гитаре, на балалайке, а у папы был очень красивый сочный полетный голос (высокий баритон).

Вы считаете себя наследницей традиций Надежды Плевицкой, Александры Стрельченко, Изабеллы Юрьевой, Марии Пахоменко. Какие характерные особенности у каждой из этих певиц, что от них впитали?

– Для меня это не только выдающиеся певицы, но и великолепные женщины, отражающие дух своей эпохи. Каждая из них – яркая индивидуальность. Их исполнения, это как хрестоматия для любого певца.

Надежда Плевицкая – первая подняла народную песню на пьедестал «большой» концертной эстрады. Для меня ценно ее глубинная интонация, сила драматической передачи смыслового содержания, широкий диапазон вокальных красок. Я стараюсь, так же как она, искать свой яркий, выразительный интонационный язык для воплощения художественных образов в песне.

Александра Стрельченко – образец женственности, сценической культуры, совершенствования своего мастерства на протяжении всей жизни. На мой взгляд, ее голос обладал удивительной красотой. Всегда бережное отношение к русской песне, фольклору. глубина вокального мышления, искренность и простота исполнения.

Изабелла Юрьева – королева романса, одна из ярких и красивейших женщин своего времени, каждое ее исполнение – это шедевр. Для нее не было границ между «мужским» и «женским» романсом. Она поет и ей веришь!

Мария Пахоменко мастерски сочетала народный стиль и эстрадный вокал. Мне очень жалко, что она не спела и половины того, что позволял ее удивительной красоты голос, ее исполнительский потенциал. Потрясающей красоты женщина, безупречно-стильная, а ее голос, это как продолжение ее внешней и внутренней красоты.

Ваш первый альбом включал фольклор различных областей России. Какая песенная традиция вам ближе и представляет наибольший интерес?

– Народная песня – это как драгоценный камень!.. В каждой области или регионе – своя красота и индивидуальность. Это уникальное богатство, часть русской культуры и бесконечный источник вдохновения. Очень люблю песенную культуру и традицию русского севера и, во многом благодаря моему педагогу – Светлане Конопьяновне Игнатьевой, которая является художественным руководителем Государственного академического Северного народного хора. Там что ни песня, то диковинка!

Вы исполняете песни на разных языках славянских народов. Как находите материал, кто консультирует вас по произношению, по переводу?

– Это сложная и кропотливая работа. Она проделывается мною самостоятельно. Я много слушаю аутентичного материала. Выбираю понравившиеся мне песни, делаю транскрипции, вслушиваюсь в произношение, в исполнения национальных певцов. Конечно, если у меня была возможность проконсультироваться с носителем языка, это было удачей!..

Расскажите немного о своих авторских композициях.

– Всегда стараюсь исполнять песню по-своему, стараюсь переосмыслить, пережить ее, спеть так, чтобы было интересно зрителю. Мне нравится экспериментировать. Стараюсь бережно относиться к народной песне, особенно к авторскому материалу.

Большая ответственность, когда песня написана специально для меня, и я являюсь первым ее исполнителем. От меня зависит, будет ли эта песня жить и, какой ее услышит мир…

К примеру, в русской многоголосной песне Красноярского края «На синём море» очень интересное содержание. Первоначально я сделала редакцию этой песни для сольного исполнения. Затем мне захотелось спеть ее в более современной аранжировке, придать ей новое звучание. Так появилась в сопровождении виолончель, а затем возникла электронно-акустическая композиция. Песня «ушла» в соцсети и через какое-то время мне написала преподаватель детской музыкальной школы из Владимира, которая сделала красивую обработку этой песни уже для детского хора. Мне прислали эту запись хорового исполнения. Потом она получила высокую оценку на конкурсе, а самое главное, эта песня очень полюбилась детям. Для меня это значит, что она будет жить и звучать, а не останется на страницах фольклорного сборника.

Самое запоминающееся выступление в вашей жизни…

– Мне посчастливилось петь в Смольном соборе Санкт-Петербурга. Это удивительное ощущение, я была бесконечно счастлива. Голос мой взлетел, и я взлетела за ним!

 

Татьяна ЭСАУЛОВА
фотография из личного архива
Анастасии Ляскановой

27.09.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей