Новости |
Антон Танонов: «Боязнь нового –
болезнь в музыке XXI века».
2 октября в Санкт-Петербурге открывается фестиваль современной музыки «Петербургские дожди». В гостях у «Музыкального Клондайка» - художественный руководитель фестиваля, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Антон Танонов.
- Антон Валерьевич, год назад вы вступили в должность председателя «Союза композиторов Санкт-Петербурга». Можете рассказать, какие главные задачи вы определили для себя за это время? И что вам удалось сделать за год на этом посту?
- В 2018 году я вступил в должность директора филиала Союза композиторов России в Санкт-Петербурге. За это время, при поддержке Союза, мы провели ряд концертов и фестивалей. Получилось так, что сообщество нашей дружественной организации – Союз композиторов Санкт-Петербурга, – который включает в себя более 200 композиторов и музыковедов Петербурга, проголосовал за назначение меня на должность председателя.
Ситуацию, в которую я попал, можно назвать критической, потому что мы в этот момент фактически потеряли здание Союза композиторов на Большой Морской ул., 45. Закончился договор, и мы находились там фактически на птичьих правах. Главной задачей было закрепиться в доме, остаться там, потому что это родной дом композиторов с 1948 года.
Собственно говоря, с этой задачей мы справились. У нас сохранились: кабинет правления Союза, библиотека, студия звукозаписи. Мы имеем право проводить 60 концертов в год в нашем Дубовом зале. Мы вернулись в наше рабочее русло.
Следующая задача – поиск финансирования наших проектов. Это текущая задача, так как мы региональная общественная организация и нам приходится ее решать, исходя из данности правовой формы.
Жизнь у нас достаточно активная. В течение года мы проводим «Петербургский композитор – фест». На данный момент прошли 3 концерта, грядет ещё 3. Мы провели Международный конкурс композиторов «Светлая дорога» вместе со своими партнёрами из Китая. Было прислано около 90 партитур на этот конкурс, причём более 45 партитур из Китая, гала-концерт прошёл в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга с большим успехом. Поучаствовали в проекте в рамках саммита Россия-Африка. Петербургские композиторы представили open-air концерт своих произведений, посвящённых Африке.
Работают творческие секции, каждая по своему направлению: электронная музыка, киномузыка, симфоническая музыка, хоровая музыка. Композиторы приходят, показывают свои новые идеи, проекты и произведения.
- Одна из важнейших тем: кто не интересовался, наверное, и не в курсе, что до недавнего времени профессия «композитор» не была введена в реестр профессий. Вы были в числе экспертного совета, который занимался этим вопросом. Теперь, благодаря в том числе и вашей работе, композитор может быть оформлен в учреждение на ставку композитора. Какие шаги экспертный совет предпринимал и сколько длился данный процесс?
- Ну, этот процесс достаточно длительный. Инициатором был Алексей Львович Рыбников и, благодаря его поддержке и усилиям, его удалось реализовать. В процессе работы, как обычно, возникают детали. Например – как можно описать творческую профессию композиции? Вроде, казалось бы, невозможно.
Компетенции, если переводить на русский язык – те функции, которые должен выполнять композитор, и те навыки, которыми он должен обладать. Описание этой деятельности и было нашей задачей. И, конечно, она должна была быть юридически грамотно оформлена. Сама работа шла больше года. И в чем была сложность: один композитор пишет симфоническую музыку, другой электронную, другой делает аранжировки, а четвертый делает, только музыку для кино, и это все нужно прописать… Это достаточно большая задача, причём прописать именно понятно для работодателя.
Предположим, что у меня есть киностудия, и я заинтересован в создании киномузыки. Тут такая ситуация: хорошо, когда есть один композитор, который выполняет всю основную рутинную работу, но, с другой стороны, нужны разные краски, поэтому появление профессии «композитор» ни в коем случае не отменяет, что контракты заключаются с разными авторами. Но при этом, часто в договорах было написано «создатель музыкального контента»…
- Что только не называют контентом в современном мире, универсальное слово.
- Именно. На самом деле это оскорбительно, потому что хороший композитор пишет Музыку. Мы созидатели и создатели. Очень важно понимать работодателям, что у них появилась возможность открывать ставки в государственных бюджетных учреждениях для профессии именно композиторов. Первопроходцем стала Белгородская государственная филармония, где с 1 октября прекрасный белгородский композитор Николай Бирюков приступает к работе в качестве официального композитора филармонии.
- 2 октября в Санкт-Петербурге пройдёт открытие фестиваля «Петербургские дожди». Название имеет сразу несколько смыслов, включенных в одну концепцию?
- Было несколько значений. Под аккомпанементы петербургских дождей творили несколько поколений великих композиторов, писателей, художников. Это особая аура. Она, с одной стороны, какая-то метафизическая, а с другой стороны, очень реальная. В дождь действительно очень хорошо сочинять, это немножко похоже на белый шум, на розовый шум, который особым образом влияет на творческие процессы.
- Некое очищение.
- Да и обнуление. Это своего рода перезагрузка. Как небеса дарят земле целительную влагу, так и это прямая параллель с творчеством, что вдохновение приходит именно во время дождя.
Наш фестиваль будет немного и романтической направленности. Существует много фестивалей современной академической музыки, где заявлен зубодробительный авангард. Это прекрасно и замечательно, но хотелось бы все-таки разворачиваться к разной публике.
Наш фестиваль мультиформатный. Он включает и концерты симфонической музыки, хоровой музыки, музыки для русского народного оркестра, а также и то, что я часто называю коммерческой музыкой. То есть музыка петербургских композиторов в жанре саундтрека, эстрадных песен и мюзиклов, каким например, будет завершающий концерт фестиваля 17 октября в театре ЛДМ.
Открывается же фестиваль прекрасной симфонической программой, включающей мировые премьеры в Зале академической Капеллы с нашим любимым Международным симфоническим оркестром «Таврический» под управлением Михаила Голикова. В программе замечательный композитор и пианист Николай Мажара. Кстати, Николай выиграл конкурс Прокофьева и как пианист, и как композитор. В программе первого концерта фестиваля он представит Четвертый фортепианный концерт.
Также прозвучит замечательное произведение «Заклятие солнца» Леонида Резетдинова для кларнета и симфонического оркестра. Партию кларнета исполнит великолепный музыкант Лев Журавский, который в этом году завоевал третью премию и бронзовую медаль на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Прозвучит мировая премьера Концерта для виолончели с оркестром Александра Изосимова и закончится вечер масштабным произведением «ЧЕХОВЪ–симфония» Александра Радвиловича.
Концерт точно не оставит никого равнодушным, потому что заявлены очень разные стилевые направления, разные образные сферы. И, конечно, каждый из композиторов имеет уже свою аудиторию и своих поклонников.
- Антон Валерьевич, программа фестиваля очень разнообразна. Много новых имен, много имен уже известных. Тут, наверное, как раз применима та мысль, что новое можно построить только тогда, когда ты помнишь и чтишь прошлое. При создании фестиваля вам важно было сохранить нить преемственности? И некий символизм передачи знамени «композиторского мастерства»?
- Абсолютно. Понятие петербургской композиторской школы не виртуальное, оно абсолютно реальное. Особенно в моём случае, ведь я уже более 10 лет возглавляю кафедру специальной композиции и импровизации Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Для меня очень важно, чтобы мы опирались на достижения наших великих композиторов и XIX и XX века, и нить от Глинки до сегодняшнего дня ни на день не прерывалась. Хоть в пандемию, к сожалению, количество событий было сокращено, но многие композиторы, наоборот, совершили рывок вперёд.
В фестивальной программе представлены наши мэтры: Андрей Павлович Петров, Сергей Михайлович Слонимский, Василий Соловьёв-Седой, Вениамин Баснер… Я специально называю композиторов разных стилистических направлений, чтобы был понятен диапазон. И, конечно, с другой стороны, в фестивале «Петербургские дожди» принимает участие много молодых композиторов, которые только-только вступили в Союз, совсем недавно закончили консерваторию.
Можно будет послушать премьеры их произведений на эко-концерте под названием «Планета Земля II», который посвящён проблемам экологии. Композиторы вдохновились этими темами, и на сцене будет замечательный, опять же молодой «Ауэр-квартет» под управлением Элины Друх. Сам формат концерта – струнный квартет плюс электроника, поэтому это достаточно яркое, интересное событие.
- В одном из интервью вы рассказывали, что у вашего педагога Сергея Михайловича Слонимского кредо заключалось в том, «чтобы не создавать копию себя в ученике, а почувствовать внутренний маятник каждого из студентов и постараться направить его в нужном направлении».
За годы вашей преподавательской деятельности, какое кредо могло бы охарактеризовать ваш подход к студентам?
- Самое важное это, наверное, найти в каждом из студентов его органику. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, и очень часто это скрыто очень глубоко.
Если у вас будет хотя бы одна симфония, один фортепианный концерт, один мюзикл и одна опера, то вы обретаете понимание, что идёт, а что нет. Моя главная задача дать композиторам пробовать разное, а потом почувствовать, в каком направлении проявляется его талант.
Второй важный момент – мотивация, чтобы студенты верили в себя. В своё время, будучи молодым педагогом, я подошел к выдающемуся музыковеду и критику Леониду Евгеньевичу Гаккелю с вопросом, как мотивировать студентов. Тогда он ответил мне, что лучше всего – собственным примером. Поэтому, я стараюсь писать в разных жанрах, стилях, направлениях и приглашать ребят на концерты, что, кстати, делали и Сергей Михайлович Слонимский, Борис Иванович Тищенко.
Если ребята видят, что рядом с ними звучит симфоническая музыка, на концерты приходит публика, концерты получают горячий приём, то это сильно их мотивирует.
Гораздо хуже, когда они концентрируются на участии в каких-то определённых стилистических фестивалях и конкурсах. Я считаю, что эта традиция, которая сложилась во второй половине ХХ века в Европе, сейчас немножко себя изживает. Такой опыт тоже нужен для определённой стадии роста, но потом через это надо перешагнуть и общаться напрямую со слушателями.
- В современном мире композитор не может интересоваться только одним направлением? С учётом всего многообразия, которое вокруг нас сейчас существует.
- Конечно, иначе он будет существовать, словно как в замке из слоновой кости, и каждый раз сталкиваться с тем, что он немного как бы инороден. То есть он не понимает, что происходит вокруг, и публика его тоже очень часто может не воспринять.
Знаете, это путь самурая, то есть как бы духовная чистота в творчестве. Я таких композиторов поддерживаю, потому что они действительно сохраняют ясность творчества; они понимают, что они делают, но часто остаются наедине со своим творчеством.
Композитор может «замкнуться» на лидерах мнений и все новое воспринимать в штыки. Боязнь нового – болезнь в музыке XXI века, потому что всего очень много и сложно сориентироваться, но на то и есть классическое музыкальное образование, чтобы был крепкий базис, основа.
Можно выбирать то, что интересно, и следить за новинками. Например, коммерческая музыка. Да, там много своих минусов и у нас в России, я считаю, вообще колоссальное отставание в этой области, но, тем не менее, пресловутые чарты дают представление о сегодняшних поисках.
В поисках в области саунда – то, что попадает в топ 10, действительно крепко сделано с точки зрения профессиональных произведений. С художественной части, как обычно бывает, никогда не угадать, что же будет действительно хитом и останется после тебя. Но с точки зрения именно поисков, настроений в поп-музыке – в данном случае все хорошо. Но вот в классической и академической музыке у нас такой системы нет. Как если бы прошел месяц, появились 10 интересных произведений, и мы их обсуждаем, а потом они остаются в каком-то рейтинге.
Конечно, нельзя измерить гения, это понятно. С линейкой подходить к этому бесполезно, но, это даст систему отсчёта, и мы хотя бы будем знать фамилии композиторов.
Кстати, буклет фестиваля, который мы делаем в этом году: его задача, в том числе, заключается в том, чтобы образ композиторов был не абстрактным. Лицом фестиваля мы выбрали Анну Кузьмину. Она олицетворяет сегодняшнюю жизнь Союза композиторов Санкт-Петербурга, с одной стороны, а с другой, это переход к персоналиям.
Мне кажется, композитор это достаточно публичная профессия и его должны узнавать.
беседовала Александра САЙДОВА
фотографии из личного архива
Антона Танонова
01.10.2023
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-