Новости |
Дмитрий Калантаров: «Фестиваль возвращает привычку следить за премьерами»
В Москве объявлен список спектаклей, которые вошли в лонг-лист Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра». Сама церемония вручения премии, призванной отмечать достижения в области современного музыкального театра России, пройдёт с 10 по 20 ноября в Кузбассе при поддержке Министерства Культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Подробнее о том, к каким музыкальным постановкам стоит присмотреться и появятся ли достойные конкуренты нашумевшим в начале нулевых лицензионным мюзиклам – в интервью генерального продюсера премии «Музыкальное сердце театра» Дмитрия Калантарова.
Фотография предоставлена пресс-службой Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра»
- В этом году мы получили 96 заявок от театров со всей страны, 24 из них вошли в лонг-лист, который был объявлен буквально накануне. Здесь и московские премьеры, к примеру, «Свадьба Кречинского» Малого театра или «Авлабар, или Новая Ханума» МХТ им. Чехова. Много спектаклей из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары. Впервые в нашем фестивале участвует Донецкий республиканский академический молодёжный театр с мюзиклом «Кошка, которая гуляла сама по себе».
- Согласитесь, 2005-2007 годы – это время расцвета мюзиклов на российских сценах, тогда рецензиями о таких легендарных постановках, как «Ромео и Джульетта», «Эсмеральда» или «Призрак оперы», были заполнены все столичные издания. Не кажется вам, что сейчас интерес к мюзиклу несколько упал?
- Тогда была некая волна, когда к нам шли лицензионные мюзиклы. И само время – середина нулевых – ещё немного «шальных» денег… По тем временам было реально найти инвестиции в эквиваленте нескольких миллионов долларов и привезти любой популярный проект. Причём привозили их исключительно в Москву – во всех других городах подобные шоу могли мелькнуть лишь эпизодически на гастролях. Поэтому середина нулевых – это исключительно московская история. И это в преобладающем большинстве своём – лицензионные западные продукты. Но тогда появились и успешные попытки музыкальных театров нащупать свой путь развития в популярных жанрах, единичные постановки стали появляться как в Москве – это, конечно, «Норд-Ост» в 2001 году, так и в других городах. Сейчас мюзикл – явление, которое охватывает большинство российских городов, появляется множество талантливых детских спектаклей. Можно сказать, произошло успешное импортозамещение, возникли невероятно яркие постановки в регионах, к примеру «Владимирская площадь» Журбина в Перми в 2006 году.
- В чём отличие «Музыкального сердца театра» от других театральных фестивалей?
- Ещё в 2005 году мы предложили Правительству Москвы учредить ежегодную премию, которая отмечала бы достижения в сфере российских музыкальных постановок. Это и мюзикл, и оперетта, рок-опера, музыкальная драма, и много других жанров. Через год в столице прошёл первый фестиваль и презентация премии в концертном зале «Россия». В тот момент современный музыкальный театр в существующих российских конкурсах был вынужден конкурировать за немногие номинации вместе с оперой и балетом. Более того, часть номинаций в принципе ещё не существовала – к примеру, таких важных позиций, как автор либретто, не было в принципе, а авторов музыки к мюзиклам оценивали в одном ряду с оперными композиторами. Мы посчитали, что это неправильно и несправедливо, и создали свой российский аналог «Тони».
- Сейчас разговоры о необходимости развития, в том числе культурного, регионов страны – модная тема. Но вы ещё до возникновения этого тренда решили перенести проведение фестиваля и премии из столицы в другие российские города. Причём каждый раз выбираете для этого новый регион. Почему?
- Если в спектакле присутствует музыка, на такой спектакль всегда стремится самая широкая публика, он лучше воспринимается, поднимает настроение, у людей возникает желание прийти в театр вновь. Сейчас уже нет ни одного региона, уж точно – ни одного федерального округа, в театрах которых не шли бы музыкальные спектакли. У региональных театров появились амбиции – и основание для них, сильные команды, яркие новые идеи. И понимая, что есть запрос, есть зрительский интерес к музыкальным спектаклям, есть свои театральные учебные заведения, было логичным перенести праздничную церемонию подведения итогов нашего фестиваля в регионы. Ежегодно фестиваль меняет локацию и завершается в одном из крупных театральных центров России. Это привлекает к нему и больше внимания театралов (в Москве всё ж конкуренция за зрителя среди фестивалей необычайно высока), возвращает людям слегка забытую в последние годы привычку следить за премьерами, событиями театрального мира. Это и повышает статус самого региона. И если сначала после Москвы мы решили провести финал в традиционных музыкальных столицах – Питере, Новосибирске, Екатеринбурге – на сегодняшний день мы видим, что другие регионы уже способны составить достойную конкуренцию и по количеству и качеству собственных постановок. И в этот раз заключительная часть фестиваля «Музыкальное сердце театра» пройдёт осенью в Кемерово и Новокузнецке.
Елена ШИЛОВА
14.07.2023
Анонсы |
-22.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-