Новости |
Лариса Соколова: «Привлечение студентов – это правильное решение»
В Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова прошел Всероссийский конкурс молодых лекторов для студентов творческих вузов.
Собеседник «Музыкального Клондайка» – председатель жюри конкурса, заведующий кафедрой «Музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, профессор Лариса Панфиловна Соколова.
– Лариса Панфиловна, Всероссийский конкурс молодых лекторов проходит в Ипполитовке не в первый раз. Расскажите, пожалуйста, о его истории.
– Идея проведения этого конкурса принадлежит нашему ректору. 16 лет назад Валерий Иосифович Ворона обратился к нашей кафедре с предложением провести конкурс молодых лекторов, который будет очень полезен для наших музыковедов. Мы решили попробовать, и уже первый конкурс показал, что это интересно и для студентов, и для преподавателей, которые готовили студентов к состязанию. Через 2 года конкурс расширился и из внутривузовского превратился в межвузовский. Потом к нам стали присоединяться участники из разных городов, разных творческих вузов страны, и конкурс стал всероссийским. Вот так ежегодно, отмечая все новых победителей, он и проводится, несмотря ни на какие обстоятельства. Даже в пандемию конкурс проходил в онлайн-режиме, и это было интересно.
– Правда ли, что это единственный конкурс молодых лекторов всероссийского масштаба?
– Насколько мне известно, пока это действительно единственный конкурс молодых лекторов для творческих вузов такого масштаба. Хочу еще раз подчеркнуть, конкурс очень важный. С годами к участию в нем присоединяются все больше студентов исполнительских специальностей: струнников, духовиков, вокалистов – не музыковедов, и они показывают очень хорошие результаты. Вот и в конкурсе этого года студенты-исполнители стали лауреатами 2-й и 3-й степени, и это замечательно.
– Каждый год тема конкурса меняется. Какие из них особенно запомнились? И почему на этот раз вы выбрали довольно непростую для лекторской практики тему «Из истории музыкального образования»?
– Действительно, каждый год мы определяем новую тему для конкурса. Они были разные: некоторые ориентированы на юбилейные даты (например, «М.И. Глинка и его время»), другие – на определенные жанры («Сказка в музыке» или «Музыка к мультфильмам»). Тема этого года связана с тем, что 2023-й год был объявлен Годом педагога и наставника. Мы сомневались, утверждая эту тему, но сомнения были напрасны. Результаты показали, что практически каждый из участников нашел свой интересный ракурс раскрытия этой темы.
ректор ГМПИ имени М.М. Иппоолитова-Иванова
В. И. Ворона и Л. П. Соколова
– Кто может стать участником конкурса? Из каких этапов он складывается?
– Мы объявляем о проведении конкурса как минимум за полгода, размещаем информацию на сайте института, рассылаем приглашения в творческие вузы страны, собираем заявки. Не могу сказать, как проводятся отборы в других вузах, но у нас студенты сначала демонстрируют свои лекторские возможности в группах, где происходит отбор, потом подаются заявки на участие, а дальше – собственно, конкурс. Участники из других городов, если не могут приехать, присылают видеозаписи своих выступлений. Эти видеозаписи оцениваются отдельно.
– Вы возглавляете жюри конкурса. Какие качества должны продемонстрировать участники, чтобы войти в число призеров?
– По условиям конкурса выступление должно быть по теме, хорошо выстроенным, направленным на слушательскую аудиторию, приветствуется презентация. Мы обращаем внимание на то, как конкурсант говорит, насколько правильно расставляет акценты, умеет ли он правильно подать себя перед слушателями. И нужно суметь уложиться в 15 минут.
Председатель жюри Л. П. Соколова
и лауреат I степени Д. Елистратова
– Выступления участников оценивают не только состоявшиеся профессионалы, но и начинающие музыканты, студенты Ипполитовки. Как это происходит, и часто ли выбор студентов расходится с мнением авторитетного жюри?
– Многолетний опыт показывает, что привлечение студентов – это правильное решение. Обычно мы собираем 20-25 студентов различных специальностей, которые слушают выступления конкурсантов. Они получают бюллетени с фамилиями соревнующихся, где могут оценить содержание выступления и форму подачи материала по 10-балльной системе. Потом все это складывается, и выводится средний арифметический балл – балл оценки студентов. Как правило, он мало отличается от оценки жюри. Но иногда очень помогает в принятии решения, когда мнения членов жюри расходятся.
– Что ждет победителей конкурса?
– В нашем институте победители конкурса очень часто приглашаются в качестве ведущих концертных программ как внутри учебного заведения, так и за его пределами. Таким образом они приобретают профессиональный опыт и развивают свои лекторские способности.
– Как видятся Вам перспективы развития конкурса?
– Конкурс действительно развивается. По его образу и подобию уже почти 10 лет в Ипполитовке проводится конкурс молодых лекторов для старшеклассников ДМШ и студентов училищ и колледжей, который тоже пользуется большой популярностью. Что касается взрослого лекторского конкурса, то в настоящее время он достиг хорошего уровня и получил достаточную известность. Мы надеемся, что интерес к нему будет расти, а приток участников будет увеличиваться. Будем рады встрече с представителями вузов из разных точек нашей страны и постараемся помочь молодым и талантливым ребятам найти себя, определить свою дорогу в жизни.
Беседу вела Виолетта Вансович
Фото предоставлено пресс-службой
ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
24.12.2023
Анонсы |
-20.09.24-
-21.09.24-
-26.09.24-
-04.02.25-