• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


28.12.2023

Филипп Копачевский: «Не нужно много работать над тем, что на взгляд музыканта, получается»

Гость Музыкального Клондайка – молодой пианист, лауреат многих музыкальных конкурсов, ассистент Московской консерватории им. П.И. Чайковского Филипп Копачевский.

В интервью Филипп рассказал об учебе в классе профессора Доренского, опыте преподавания и своём отношении к музыкальным конкурсам.

- Вы лауреат восьми международных конкурсов, в числе которых Международный конкурс пианистов им. Шуберта, Международный конкурс пианистов в городе Энсхеде и многих других. Какое у вас отношение к конкурсам? Считаете ли вы, что участие в них необходимо для построения карьеры молодому музыканту?

- У конкурсов есть свои плюсы и минусы, которые, кроме того, можно по-разному интерпретировать. Хорошая сторона конкурсов – это то, что они побуждают к работе. Музыкант готовится, совершенствуется и в итоге выходит на сцену, пробует себя. Также конкурсы часто дают хороший старт или развитие в карьере, у победителя появляются концерты. Из минусов, прежде всего, субъектиность исполнительской интерпретации. А также нервозная и не самая комфортная атмосфера соперничества, на мой взгляд, чуждая музыке. Выбирают и принимают решения все равно конкретные люди, члены жюри, но у каждого из них свои вкусы, предпочтения. Мне кажется, широкой публике стоит принимать во внимание тот факт, что в жюри конкурса могут быть разные музыканты, что может влиять на результат как позитивно, так и негативно. Но опыту конкретных членов жюри нужно доверять и принимать их решение, даже если кому-то кажется, что что-то неправильно. Поэтому всегда так много споров вокруг результатов того или иного конкурса. Но важно помнить, что, несмотря на результат, хороший музыкант всегда найдет свою публику, а публика – его.

- Совсем скоро в Москве пройдет Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей «Территория творчества», где вы являетесь председателем жюри в номинации «Фортепиано». Это будет ваш первый опыт в качестве члена жюри?

- Нет, это не первый опыт, было несколько конкурсов, где я был в качестве члена жюри, в том числе Московский международный конкурс пианистов имени Владимира Крайнева. Это всегда очень ответственная работа, хочется быть объективным и не пропустить настоящий талант, несмотря на различные обстоятельства, успехи или неудачи.

- Что на ваш взгляд является самым важным в оценке конкурсантов?

- На конкурсе нужно выдавать результат здесь и сейчас, и умелый конкурсант сможет подойти к самому конкурсу на пике и выдать этот максимум. Заметьте, я сказал именно умелый конкурсант, но не музыкант. Конкурс и концерт различаются, как бы мы не пытались стереть эти границы, но психология разная. У всех, даже самых лучших музыкантов, есть успешные выступления, а есть неудачи. Для меня всегда важно услышать именно потенциал, зерно, даже если, допустим, вмешались какие-либо внешние факторы, или качество записи не очень удачное, концертный потенциал музыканта важнее, чем сиюминутные результаты.

- Много ли вы занимаетесь и как считаете, сколько необходимо посвящать времени игре на инструменте молодым людям, чтобы добиться серьезных результатов?

- Необходимое количество часов за роялем  - это очень индивидуальный вопрос. Я не люблю заниматься много в дни концертов, и в целом считаю, что дело не в количестве часов, а в их качестве. Гленн Гульд говорил про игру на рояле так: «Вряд ли я забуду за ночь, как это делается». Не нужно много работать над тем, что на взгляд музыканта, получается. Каждый находит свой индивидуальный режим. Но при этом в детстве необходимо много заниматься, нарабатывать репертуар, учиться думать самостоятельно.

- Был ли у вас уже опыт обучения, и планируете ли в будущем преподавать?

- Я довольно давно начал преподавать, но в основном это было в формате мастер-классов. А с этого сентября я начал преподавать в качестве ассистента у профессора Владимира Овчинникова в Московской консерватории, так что занятия с учениками теперь стали полноценной частью моей жизни. Мне кажется, это очень полезно, в том числе и для педагога, ведь очень часто, обучая чему-то ученика, мы учимся сами, получаем возможность взглянуть на что-либо с другой стороны. Я пока не готов иметь свой класс по причине большой концертной занятости, на нынешнем этапе это было бы не очень честно по отношению к ученикам, как мне кажется. Свой собственный класс – это огромная ответственность. Я очень рад работать с Владимиром Павловичем Овчинниковым, у него замечательные студенты, и если я могу чем-либо им помочь, то делаю это с огромной радостью.

- Вы учились у прекрасного пианиста и преподавателя Сергея Леонидовича Доренского. Какие воспоминания у вас остались об учебе в его классе?

- Сергей Леонидович был прекрасным педагогом, чутким, умеющим распознать индивидуальность в ученике и помочь ее развить. Поэтому у него так много звездных выпускников, и при этом все они – очень разные. По такому же принципу он выбирал ассистентов к себе в класс. У меня была возможность работать с тремя его ассистентами: Павлом Нерсесьяном, Андреем Писаревым и Николаем Луганским. Это всегда были три разных взгляда на одну и ту же проблему. Никогда не забуду его уроки, посвященные Шопену: мазуркам, третьей сонате, - тому, что он сам великолепно играл и понимал. До сих пор, когда в моей программе появляются произведения Шопена, я всегда вспоминаю наши встречи.

- Поделитесь планами ваших будущих выступлений, проектов.

- Помимо гастролей, в ближайшие месяцы у меня планируется несколько интересных проектов в Московской филармонии. В Концертном зале им. Чайковского я буду играть два фортепианных концерта Шопена в один вечер, а позже – сольный концерт. Плюс продолжится цикл всех фортепианных концертов Рахманинова, юбилей которого мы отмечаем весь этот год, и многое другое.

Беседовал Антон Урбан

 Фотографии Юлианны Асиновской

28.12.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей