• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


24.04.2024

Двадцать лет спустя, или музыкальная сборная Москвы

Московскому молодежному камерному оркестру, яркому, востребованному музыкальному коллективу с большой историей, исполнилось 20 лет. Собеседник «Музыкального Клондайка» — основатель, художественный руководитель и главный дирижер оркестра, президент фонда «Русское исполнительское искусство», и.о. ректора ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валерий Иосифович Ворона.

— Валерий Иосифович, для Вас этот концертный сезон оказался богатым на юбилеи — 20 лет оркестру, 30 лет возглавляемому Вами фонду...

— Да, юбилейная пора у нас большая, но для меня все они объединяются в один общий юбилей. Невозможно отделить оркестр от фонда «Русское исполнительское искусство» и института имени М.М. Ипполитова-Иванова, на базе которого он возник и продолжает существовать по сей день.

— В чем виделась Вам главная задача оркестра, когда он создавался? И как это было?

Сначала возникла самая крупная негосударственная стипендиальная программа «Золотой талант», которую с 2002 по 2009 гг. мы проводили с фондом «Русское исполнительское искусство» при поддержке наших крупных меценатов. В то время еще не было ни президентских грантов, ни стипендий Министерства культуры, и эта программа очень помогла выявить новую генерацию молодых талантливых музыкантов, поддержать маститых педагогов, на которых держится наша школа. Создание оркестра произошло по инициативе самих стипендиатов и, таким образом, сразу образовалась своего рода «молодежная музыкальная сборная Москвы».

— Ваш коллектив стал первым молодежным оркестром нового времени?

Да, и первые десять лет мы оставались единственным молодежным коллективом такого уровня. К счастью, необходимость и востребованность подобной инициативы была оценена общественностью. После окончания или еще в процессе обучения молодым музыкантам необходима практическая профессиональная подготовка, которая поможет им стать настоящими оркестрантами. Неслучайно уже после нас появились Всероссийский юношеский симфонический оркестр, Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Мы рады, что это направление разрастается.

— Следите ли вы за судьбой участников оркестра и стипендиатов фонда разных лет?

— Имена многих из них хорошо известны. Среди них Борис Андрианов, Александр Бузлов, Даниил Коган, Никита Борисоглебский, Игорь Федоров, Денис Шаповалов, Алена Баева, Сергей Сухобрусов, Александр Будников, Максим Гусев, Анастасия Тимошенко, Светлана Безотосная, Иван Бессонов, Александра Довгань, Тимур Зангиев, Юрий Медяник, Арсентий Ткаченко, Михаил Кирхгофф, Сергей Михеев, Игорь Берендеев, Андрей Колясников… Всех не перечесть.

— Как вам удается все это время поддерживать существование оркестра без какой-либо финансовой помощи?

Это, конечно, непросто. Но, во-первых, у нас есть отличительная национальная черта, которую не встретишь больше нигде. В России всегда было много проектов, которые можно назвать народными. Объединяя свои ресурсы, неравнодушные люди создавали храмы, социокультурные проекты, памятники… Собственно этим и занимается наш фонд «Русское исполнительское искусство», в этом вообще суть общественных организаций. Во-вторых, создание оркестра было молодежной инициативой, а их общество должно уметь слышать и поддерживать. И, наконец, поскольку состав оркестра постоянно обновляется, в его деятельности всегда присутствуют энергетика и энтузиазм. Ну, а если говорить о серьезной перспективе, наш оркестр давно заслужил, чтобы у него появилась постоянное государственное обеспечение, опыт приобщения молодежи накоплен немалый, его нужно развивать.

— Репертуар оркестра очень обширен, есть ли произведения, которые бы Вы назвали «визитными карточками» коллектива?

— Такие произведения есть, благодаря нам они стали общеизвестными и сейчас активно исполняются другими коллективами. Во многом, именно они определили наши успехи и творческую судьбу. Это сочинения, аранжировки, фантазии наших современников А. Раскатова, С. Дрезнина, В. Мишле, Е. Подгайца, И. Кадомцева, Ю. Холопова и др., которые зачастую писались специально для оркестра, и мы были их первыми исполнителями. Последний пример — Вариации на тему Паганини С. Дрезнина для четырех скрипок с оркестром, которые были впервые исполнены на нашем февральском гала-концерте в Большом зале Московской консерватории.

- Звёздным гала-концертом «Двадцать лет спустя…» оркестр очень успешно начал празднование своего юбилея. Какое продолжение следует?

Концерт действительно получился событийным. Для нас большая честь, что выдающиеся музыканты, с которыми мы много лет сотрудничаем (многие из них в начале карьеры были стипендиатами фонда), откликнулись и безвозмездно выступили с оркестром на нашем юбилее.

А дальше у нас запланирован юбилейный концертный тур, который пройдет в разных городах России, в том числе на недавно присоединенных территориях. Оркестр покажет несколько новых программ, одну из них он представит уже 20 июня в Рахманиновском зале консерватории. Программа называется «Музыкальные новости» и будет состоять преимущественно из премьер!

— Оркестр много и успешно участвовал в международных проектах. Что происходит в этом направлении?

— У нас есть большой опыт создания совместных молодежных оркестров России и других стран — российско-датского, российско-итальянского, российско-корейского и др., а также опыт проведения фестивалей молодых музыкантов России и других стран. Последний такой проект был осуществлен летом прошлого года в рамках культурной программы Второго саммита Россия-Африка. Специально для концерта открытия фестиваля «Ритмы Африки» на Московской площади Санкт-Петербурга нами был создан оркестр, в который вошли участники оркестра «Капосока» - ангольские студенты, обучающиеся в разных городах России, и молодые солисты Московского молодежного камерного оркестра.

— Создание ММКО — один из долгосрочных проектов фонда «Русское исполнительское искусство». Как фонд отметил свой 30-летний юбилей?

Мы отпраздновали его масштабным мультимедийным проектом «Музыкальные вершины великих эпох России», который показали в Светлановском зале Дома музыки и который вызвал большой общественный резонанс. Впереди много новых интересных идей и проектов, но ММКО продолжает оставаться очень важным и лично для меня очень дорогим.

Беседу вела Виолетта ВАНСОВИЧ
фотографии предоставлены пресс-службой ММКО

24.04.2024



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей