Новости |
Шаляпинский «Музей-Театр»
«В Уфе я уже вдохнул пыль кулис,
уже узнал завлекающий гул зала перед поднятием занавеса
и, главное, свет рампы…».
Ф.И. Шаляпин «Маска и душа»
24 мая в Уфе состоялось историческое событие – открылся Музей музыки имени Федора Ивановича Шаляпина, первый в XXI веке. Уфа – город сценического дебюта великого певца и артиста. 18 декабря 1890 года здесь, на сцене городского театра, 17-летний Федор Шаляпин впервые выступил в роли Стольника в опере Станислава Монюшко «Галька». И именно с этой даты всю жизнь отсчитывались юбилеи его артистической деятельности.
Страницы истории
История создания нашего музея уникальная. Идея принадлежит дочери певца Ирине Федоровне Шаляпиной-Бакшеевой, которая побывала в Уфе в 1960-е годы и назвала город «колыбелью творческой жизни» ее отца. Затем были исследования уфимских краеведов, среди которых особое место занимает легендарная подвижница Галина Александровна Бельская. Она создала в Уфе в 1990-е годы Шаляпинский центр, вела масштабную просветительскую работу, стала инициатором появления в Уфе памятника Ф.И. Шаляпину, фестивалей, научных конференций, творческих конкурсов.
Заветной мечтой Г.А. Бельской было создание музея Шаляпина - и она начала собирать коллекцию и архивные материалы для фондов. Увы, при ее жизни, музейный проект не был осуществлен... Но эту важную работу продолжила Елена Петровна Замрий, нынешний руководитель Шаляпинского центра, став хранителем фондов будущего музея и популяризатором творчества Шаляпина в Уфе.
Я впервые услышала о шаляпинском музее от Г.А. Бельской еще в далеком 1999 году. Тогда эта мечта казалась заманчивой, но очень далекой. И я, конечно, предположить не могла, что, спустя годы, буду заниматься созданием музея великого артиста в городе его дебюта. Но гений Шаляпина покорил меня – и стал важной частью жизни. Вступив в Межрегиональный Шаляпинский центр, я познакомилась с выдающимися «шаляпиноведами» современности, стала посещать музеи и памятные места в нашей стране, связанные с именем артиста, спектакли из его репертуара, изучать книги и статьи, посвященные «царь-басу».
И вот осенью 2021 года в Министерстве культуры Республики Башкортостан была поставлена задача: создать научную концепцию музея, на основе которой будет сделан дизайн-проект. Так началась большая творческая работа над уникальным проектом.
Театр в каждом зале
Еще в октябре 2021 года у меня родилась идея «музея-театра». Вдохновило на нее посещение многих музеев в России и за рубежом. Везде я ходила с фотокамерой и блокнотом, изучала и фиксировала идеи, которые можно воплотить в нашем проекте. Стало понятно, как много может дать грамотная работа со звуком и светом, видеоэффектами и художественной визуализацией, объемными декоративными формами и компьютерными технологиями.
Музей, посвященный великому артисту, должен быть наполнен театрализацией, стать местом с особой творческой атмосферой, где залы превращаются в сценические декорации, а экспонаты становятся историческим «реквизитом». Первый зал «Уфа музыкальная» был задуман как своеобразный пролог к спектаклю, подобно оперной увертюре. А следующие залы – это новые акты представления: «Приезд Шаляпина в Уфу», «Дебют и бенефис», «Гримерная артиста», «Друзья и наставники», «Мировая слава». Так, согласно моей задумке, посетитель проходит путь Ф.И. Шаляпина от дебюта к триумфу.
Вместе с дизайнерами из компании «Дисплей-Арт» (г. Казань) мы стали искать возможности воплощения такой концепции в жизнь. Появился главный герой «спектакля» - Федор Шаляпин, рассказывающий о своих приключениях в Уфе и «сопровождающий» посетителя из зала в зал.
На эту роль я выбрала оперного певца-баса, приглашенного артиста Большого театра Владимира Байкова, имеющего внешнее сходство с Ф.И. Шаляпиным. В залах он озвучивает воспоминания певца из его мемуаров «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа». Также Владимир перевоплощается в несколько образов: ведущего, концертного исполнителя, артиста в ролях Стольника и Мефистофеля. Все эти образы последовательно возникают в залах музея: в «оживающих» зеркалах, на сцене зала «Мировая слава» и даже… в афишной тумбе.
Тумба с секретом
Афишные тумбы есть во многих музеях, посвященных артистам и театральным деятелям. Но может ли этот декоративный объект стать чем-то большим? Оказалось, может. В Музее музыки и театра в Стокгольме меня привлекла экспозиция с несколькими небольшими интерактивными «сценами», где на фоне картонных декораций двигались голографические фигурки актеров. Посетители смотрели мини-спектакли прямо в музее, один за другим! Это впечатление сохранилось у меня надолго. И захотелось так же показать дебютное выступление 17-летнего Федора Шаляпина в роли Стольника на уфимской сцене. Сам Шаляпин вспоминал, что спел свою партию хорошо, но после ключевой арии, кланяясь и отступая к своему креслу, сел мимо стула… Если у нас «музей-театр», то не лучше ли эту историю один раз увидеть, чем сто раз прочитать? Для этого я решила встроить интерактивную сцену прямо в афишную тумбу.
Итак, есть сцена и актер. Но нужно музыкальное сопровождение. Ария Стольника в исполнении Ф.И. Шаляпина, к сожалению, не сохранилась. Но среди архивных записей обнаружилась опера «Галька» в исполнении артистов Большого театра, сделанная в прошлом веке. Вот она, ария Стольника – та самая, которую описывал Шаляпин, цитируя ее текст в воспоминаниях. Она и стала нашей музыкальной основой.
Дальше – все, как в театре: костюмы и декорации. В поисках наиболее аутентичного костюма я обратилась в единственный в мире музей композитора С. Монюшко, который находится в поселке Смиловичи в Беларуси. Его сотрудники доброжелательно и оперативно отреагировали на мою просьбу. Они не только прислали копии архивных материалов о постановке оперы, но и подробно отсняли один из своих экспонатов – костюм Стольника из постановки Варшавского оперного театра 30-х годов ХХ века. Опираясь на старинные эскизы и фотографии, художники и костюмеры воссоздали костюм для уфимского музея. Еще не став экспонатом, наш костюм прошел проверку настоящим сценическим действом: в нем актер Владимир Байков сыграл роль Стольника на «сцене», спрятанной в афишной тумбе.
Мультимедийные находки
Есть в нашем музее еще один интересный видеоконтент. В зале «Гримерная артиста» обычное на вид зеркало над гримерным столом показывает посетителю неожиданное «отражение». В нем возникает артист, гримирующийся для образа Мефистофеля. Образец для этого грима мы взяли с одной из фотографий Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Арриго Бойто "Мефистофель" – и воссоздали его пошагово. Это потребовало внимательного изучения рисунка и мастерства гримера. А полностью увидеть этот сценический образ можно в зале «Мировая слава», где в одном из вариантов театрализованной экскурсии актер В. Байков исполняет арию Мефистофеля в гриме и костюме оперного «духа зла».
Съемки и аудиозапись для мультимедийного контента мы проводили в Казани – на родине Ф.И. Шаляпина. Для этого мы с Владимиром Байковым прибыли из Москвы – и два дня провели на съемочной площадке и звукозаписывающей студии. Я занималась сценарием и режиссурой съемок, артист перевоплощался в разные сценические образы и трижды за день менял костюмы и грим. Во время съемок все - гримеры, операторы, статисты, звукорежиссеры, менеджеры, фотографы, костюмеры, парикмахеры и даже техперсонал – погрузились в атмосферу театра и музыки. А актеры в костюмах позапрошлого века чинно прогуливались по «улицам Старой Уфы», представляя дворян, разночинцев, рабочий люд. Посетители увидят их в зале «Уфа музыкальная», в оживающих окнах с видом на старый город.
Еще одно мультимедийное решение я позаимствовала в Кисловодском музее истории и природы. Этот новый современный музейный проект впечатлил своей необычной демонстрацией экспонатов. В витринах установлены «смарт-стекла», которые превращаются в дисплеи и показывают дополнительную информацию и фотографии, посвященные выставленному предмету. Это уникальная возможность взаимодействия с посетителем, когда экспонаты рассказывают о себе сами! Такая технология в Уфе еще не использовалась – и дизайнерам пришлось разыскивать необходимое оборудование по всей России. Увидеть «смарт-стекла» в действии можно в центральной витрине нашего зала «Мировая слава».
Та же технология «умного стекла» использована и в зале «Уфа музыкальная». Она позволяет увидеть сначала фасад, а затем интерьер уфимского мещанского дома конца XIX века.
Экспонаты и дарители
Много оригинальных и неожиданных современных решений представляют экспозиции залов. Но не интерактивом единым жив наш музей. Самое ценное, что в нем есть, - это редкие и уникальные экспонаты эпохи, о которых надо рассказать отдельно.
Почти детективная история связана с фотографией Варвары Дмитриевны Паршиной – первой учительницы пения Ф.И. Шаляпина, которая давала ему в Уфе уроки вокала в 1891 году. Этот факт был установлен исследователями давно, но никто не знал, как выглядела легендарная уфимка. После долгих безуспешных поисков мне удалось найти фотографию Паршиной в одной из московских библиотек в архиве ее ближайшего родственника. Отныне портрет Варвары Дмитриевны украшает интерьеры уфимского музея, чем мы очень гордимся.
Туалетный стол-бюро первой половины XIX века, который в нашем музее «играет роль» гримерного стола в артистической комнате, я нашла в Плесе. Его история связана с семейством дворян Щулепниковых – друзей Ф.И. Шаляпина, живших в усадьбе на берегу Волги. Когда Федор Иванович побывал у них в гостях, он был очарован красотой Плеса и построил рядом дачу. Правда, жить в ней ему не довелось. Но старый дом, где в разное время размещались сельская коммуна, а затем санаторий, сохранился. Сохранился и этот уникальный стол-бюро красного дерева, который был перевезен из Плеса и отреставрирован уфимским мастером. Его приобретением мы обязаны меценату Уфимского Шаляпинского центра Ф.Х. Ишбулатову.
Представлен в экспозиции залов и уфимский быт конца XIX столетия. В зале «Уфа музыкальная» мы воссоздали уголок уфимского мещанского дома – и здесь представлены вещи со своей интересной историей. Редкое антикварное бра я приобрела у учредителя Арт-холдинга «Рахманинов», мецената и коллекционера Оксаны Куренбиной. А старинное кресло из своей коллекции она преподнесла нам в дар.
Какая радость, что работа над созданием музея подарила знакомство с интереснейшими людьми! Они давали консультации, помогали с экспонатами, оказывали всяческую поддержку. Общение с каждым из них открывало новые знания и возможности. Научный сотрудник подмосковного музея «Лопасня-Зачатьевское» Александр Савинов стал нашим консультантом по исторической реконструкции интерьера. Консультировалась с ним буквально по каждому антикварному предмету - и всегда получала исчерпывающие профессиональные комментарии.
Почетный президент Межрегионального Шаляпинского центра, Заслуженный работник культуры России Юрий Тимофеев передал Уфе личные вещи из семьи Ф.И. Шаляпина. Много лет Юрий Иванович был дружен с дочерью певца Ириной Шаляпиной-Бакшеевой – и получил эти предметы из ее рук. Отныне в наших фондах хранятся семейные реликвии Шаляпиных: театральный бинокль, костяной нож, старинная денежная купюра и памятная открытка с видом крымского курорта Суук-Су, где великий артист мечтал создать свой «Замок искусств».
Презентации и экранизации
Музей музыки имени Ф.И. Шаляпина стал пятым в России музеем, посвященным гению оперной сцены. И для того чтобы заинтересовать новым проектом самую широкую аудиторию, в течение трех лет мы проводили большую работу. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Кисловодске, подмосковных городах Балашиха и Абрамцево я встречалась с деятелями культуры и музейными сотрудниками, рассказывала о музее, участвовала в мероприятиях.
В 2022 году Благотворительный фонд Оксаны Федоровой пригласила уфимский Шаляпинский центр поучаствовать в съемках документального фильма «Шаляпин в Уфе», открывшего третий сезон Всероссийского телепроекта «Моя Россия. Музыкальное путешествие». Я занималась созданием сценария и консультировала режиссера монтажа, члены Шаляпинского центра выступили в качестве научных экспертов. В этом фильме, премьера которого состоялась в Уфе с участием Оксаны Федоровой - «Мисс Вселенной», идеолога проекта и его ведущей, впервые было рассказано о создании Музея музыки имени Ф.И. Шаляпина. Для нас это знаковое событие, тем более что состоялось оно в год 150-летия великого артиста.
В том же юбилейном 2023 году, в день рождения певца, мы впервые показали часть фондов создаваемого музея на выставке «Шаляпин в Уфе. История великого дебюта» в Национальном музее Республики Башкортостан. Выставку, созданную по моей концепции, ярко и творчески оформили художники Национального музея. Главный хранитель фондов на тот момент – председатель Уфимского Шаляпинского центра Елена Замрий – проводила интереснейшие экскурсии по выставке. За три месяца «Историю великого дебюта» узнали более 11 тысяч посетителей – уфимцев и туристов из разных городов России.
А в августе того же года огромное количество людей посетило презентационный уголок уфимского музея в Санкт-Петербурге, во время грандиозного празднования Дней Республики Башкортостан. В центре северной столицы, на территории Государственной академической капеллы, Национальный музей РБ представил ряд красочных экспозиций. Для меня было честью представлять среди них выставку Музея музыки имени Ф.И. Шаляпина, вызвавшую большой интерес у петербуржцев.
Логотип
Фирменный стиль музея – это его визитная карточка. Он должен с первого взгляда запоминаться, передавать самую суть проекта и вызывать определенные эмоции. Наш логотип подчеркивает уникальность именно уфимского музея. Портрет Ф.И. Шаляпина, который я включила в графический знак, это отсылка к первой фотографии Федора Шаляпина, сделанной им в Уфе в 1891 году. Графический шрифт, который я использовала в логотипе, относится к изысканному стилю «модерн» начала XX века – времени мировой славы артиста. А стилизованная буква «М», превращенная в скрипичный ключ, стала не только «музыкальной темой» нашего логотипа, но и отдельным узнаваемым символом, который уже используется на разных видах сувенирной продукции. Цвета также символичны: бордовый ассоциируется с благородством, славой, статусом, а мятный - с чистотой, юностью и жизненной энергией.
И снова в путь!
...Много лет мы приближали этот заветный момент – открытие в Уфе шаляпинского музея. И он настал! Ожили строки научной концепции, расцветились красками эскизы из дизайн-проекта, экспонаты заняли свои места за стеклами витрин, зазвучали в залах голоса и мелодии. Наша маленькая музейная сказка стала реальностью. Позади бессонные ночи и кропотливые поиски, перелеты и переезды с экспонатами «наперевес», беспокойные телефонные звонки и долгие часы, проведенные за компьютером и в библиотеках. Но остались яркие воспоминания, связанные с созданием музея, новые друзья и коллеги со всей России, любящие русскую музыку и творчество великого Ф.И. Шаляпина. Для меня это тот самый случай, когда путь к цели был не менее интересен, чем сама цель.
Анастасия БАРАНОВА,
автор и руководитель проекта «Музей музыки имени Ф.И. Шаляпина»,
старший научный сотрудник, вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
На фото:
1 - Фотография антрепренера С.Я. Семенова-Самарского и уфимский зимний театр,
где выступал Ф.И. Шаляпин
2 - Зал «Дебют и бенефис»
3 - Зал «Мировая слава»
4 - автор музейного проекта Анастасия Баранова
04.06.2024
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-
-21.09.24-
-04.02.25-