• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


25.07.2012

ЧИТАЙТЕ В АВГУСТЕ

ОЛЬГА РУДНЕВА: «приходите на наши концерты, и вы почувствуете, как прекрасна ЖИЗНЬ»

 
Каждое творение несёт в себе черты создателя, и всякий коллектив такой, каким его делает руководитель. «Ансамбль виолончелистов Санкт-Петербурга под управлением Ольги Рудневой» – уникальный в своём роде, и его артистический образ воплощает исполнительскую и эстетическую идею своего создателя и руководителя. Редкий инструментальный состав (8 виолончелистов и пианист), эксклюзивный репертуар, сочетание академичности и популярности, традиции и эксперимента наряду с мастерством и артистизмом исполнителей, праздничной атмосферой концертов делают его неповторимым и стильным. Художественным руководителем Ансамбля, генеральным директором, менеджером и одной из его солисток является О.И.Руднева – известный педагог и виолончелистка, преподаватель и ведущий методист в Санкт-Петербургском музыкальном колледже им. Н.А.Римского-Корсакова. Ансамбль сотрудничает с композиторами, организовывает международные композиторские конкурсы; в его библиотеке около 300 произведений в разных стилях и жанрах, рассчитанных на широкую аудиторию. Просветительство, популяризация виолончели, жизнеутверждающее начало – главное в творчестве замечательного коллектива.
Ольга Ивановна очень занятой человек, но она нашла время ответить на вопросы и высказать взгляды на проблемы музыкального образования:
– У Вас большой опыт работы в ансамблях и оркестрах, а преподавать Вы начали ещё студенткой и руководили детским виолончельным ансамблем. Появление профессионального концертного коллектива под Вашим руководством закономерно?
- Идея появилась давно. Мне интересней работа в ансамбле, чем в оркестре: можно создать что-то новое. Сначала это был детский коллектив. Мы часто выступали, исполняя довольно сложные программы, были в Великобритании, Германии. Большинство из тех учеников стали профессиональными музыкантами.
Нынешний Ансамбль создан в 2000 году и сформировался не сразу. Для ощущения себя частью целого надо обладать многими качествами: это влюблённость в свой инструмент, интерес к совместному музицированию, ответственное отношение. В нашем коллективе все очень доверительны и дружелюбны. Проект создан для души. И немного для зарабатывания денег... В ансамбле не просто профессионалы, но хорошие люди, с которыми приятно работать, общаться, отдыхать.
– Большинство участников – Ваши бывшие ученики, это создаёт безусловные преимущества и «выстраивает» ансамбль. Почему всё же октет?
- Да, это сближает нас еще больше и позволяет говорить о единой школе. Есть «костяк», который играет вместе с самого начала, и те, кто пришёл позже. Все участники официально работают в других местах, в основном - в оркестрах. Желающим влиться в коллектив всегда иду навстречу: если музыкант справляется, «вписывается» в ансамбль, – приглашаем на замены. Дальше показывает время.
Почему восемь? Четыре проигрывают перед классическим квартетом; шесть, как хорошая хоровая партитура, но мало для объёмного звучания, схожего с оркестровым; восемь – в точку: знак бесконечности...
– Руководить ансамблем – нужна педагогическая и организационная хватка. А Вы производите впечатление человека мягкого. Как удаётся держать и развивать коллектив «равнозначимых индивидуальностей» без подавляющего руководства и соперничества?
- Я категорически против соперничества среди музыкантов. Я за дружное соревнование-состязание, за радость совместного творчества. Изначальная идея – коллектив, где все на равных, нет зависти и авторитарного подавления, каждый чувствует себя значимым, любой может высказать своё мнение. Правильное определение - «равнозначимые индивидуальности». Моя роль руководителя ненавязчива. Стараюсь дать музыкантам возможность мыслить и искать истину самостоятельно. Обсуждать, экспериментировать, доказывать – значит чувствовать себя живым. Это повышает самооценку и раскрепощает участников ансамбля, даёт возможность полного самовыражения и свободы в музыкальном диалоге на сцене. Конечно, такая форма руководства опасна, и меня воспринимают как «одну из», могут «погрызть» за излишнюю мягкость характера и лояльность. Но мне важнее чувствовать рядом с собой единомышленников, уверенных в себе и при этом готовых помочь другим.
– Постоянное обновление репертуара, поиск новых средств и форм, новые программы и проекты… Это всё Ваши идеи?
- Поиск нового – неотъемлемая составляющая прогресса, без которого невозможно творческое «бурление» коллектива и поддержка интереса у слушателей. Вся деятельность Ансамбля направлена на то, чтобы наша аудитория не только получала удовольствие от исполняемой музыки, но и просвещалась, знакомилась с новыми композиторскими именами, проживала новые эмоции. Люди уходят с концертов в позитивном, радостном настроении. Снова хочется жить, любить, творить... Музыкотерапия... Идеи, в основном, мои, но музыканты также участвуют в процессе.
– Вы как-то сказали, что Ваш ансамбль, пожалуй, единственный в Питере, который играет «новую, хорошую и понятную музыку». Вы делаете акцент на доступности: «искусство в массы»?
- Я сторонник того, что произведения искусства должны создаваться художником, прежде всего, для самовыражения, и оно часто направлено на кого-то, которого надо незаметно увлечь за собой. Но в доступной форме. Если людям непонятно, не нравится, они больше не придут. Музыка должна иметь интонацию, на то она и МУЗЫКА. Понятно, образно, ярко, запоминается – наш вариант.
– Есть ли у Вас программы для детей? В стране остро стоит «детский вопрос», много различных фондов, в том числе и деятелей культуры. Не кажется ли Вам, что государство переложило заботу о детях на общество?
- Есть ощущение, что заботу о детях государство перекладывает на общество, а общество – на государство. Многочисленные фонды не что иное, как частная инициатива отдельных людей. Но они не решат проблемы сохранения нравственного и физического здоровья детей, а значит - нации. Этим должно заниматься и государство, и фонды, и все мы, взрослые.
Пока мы не делаем концертов для детской аудитории. Но в декабре предстоит сыграть 2 отделения в МЗФ как раз для детского абонемента. Благотворительность присутствует на наших концертах всегда: некоторое количество детей-сирот, инвалидов, многодетных семей посещают наши концерты бесплатно.
– Что бы Вы посоветовали педагогу-инструменталисту для развития качеств коллективного исполнительства учащихся? Можно ли использовать европейский опыт музыкального образования?
- Ансамблевое музицирование – верный путь повышения у детей интереса к занятиям музыкой. А музыка, как сказала моя выпускница школы, сделала ее лучше. Через игру в ансамбле развивается ладовый и гармонический слух, чувство ритма, эмоциональность, умение читать с листа, что важно для будущих оркестрантов. Поэтому начинать играть в ансамбле следует как можно раньше. Но преподавателю надо внимательно подойти к выбору репертуара, посильного для ученика.
В современных условиях западные методики могут быть полезны: пора дифференцировать учебные программы ДМШ и формировать группы школьников с учётом их желания и возможностей. Это сделает работу преподавателя более эффективной, а для учеников – привлекательной. Ведь задача школы – приобщить детей к музыке, научить их любить и воспринимать её.
– На сайте Ансамбля http://www.cellomusic.info есть такая фраза: «приходите на наши концерты, и вы почувствуете, как прекрасна ЖИЗНЬ» – это Ваше кредо?
- В целом, да. Жизнь, действительно, прекрасна, удивительна. Наслаждаться ею великое счастье. Еще большее счастье дарить эту радость людям.
Беседу проводила Марина ЧИСТОВА
 
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
   ЧИТАЙТЕ В  АВГУСТОВСКОМ ВЫПУСКЕ  ГАЗЕТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"
 
 
 
 

НОМЕРА НАШЕЙ ГАЗЕТЫ ЗА 2012 ГОД

 

 

 

25.07.2012



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей