Новости |
Андрей Батурин: «Жизнь заставляет все успевать»
Андрей Константинович Батурин – президент Союза композиторов Евразии, известен не только своим многожанровым творчеством – он автор академической музыки, более 400 песен, музыки к кинофильмам и цирковым программам. Андрей Константинович – человек активной жизненной позиции и много внимания уделяет общественной и волонтерской деятельности. С Андреем Константиновичем Батуриным беседует Екатерина Горбачёва.
– Андрей Константинович, какие у вас новости, мысли, чем вы сейчас живете? У вас всегда что-то интересное происходит, вы никогда не останавливаетесь.
– Сейчас жизнь такая, она заставляет всех всё успевать, я не один такой, я, как и все, в движении. Тем более сейчас сложная ситуация, идёт спецоперация, и каждый из нас как-то посильно в ней участвует и помогает стране. Мы собираем гуманитарную помощь с народным артистом России Андреем Соколовым, актером театра «Ленком», которую сами отвозим «за ленточку»; у нас есть проект «Культура в помощь Донбассу», где на выручку от билетов на наши выступления закупается гуманитарная помощь народным фронтом через фонд «Все для победы» для мобилизованных военнослужащих. В июле планируем провести несколько концертов в поддержку Белгорода, все средства пойдут на поддержку пострадавших от обстрелов в Белгороде и Белгородской области.
Плюс у меня сейчас кино, спектакли, текущая работа. Из интересного – наша хоккейная команда деятелей культуры теперь называется “Хоккейный клуб Министерства культуры Российской Федерации”, мы провели первую игру неделю назад, скоро вторая. Вообще мы, рожденные в Советском Союзе, люди неугомонные, активные.
–А какая, по-вашему, современная молодежь? Вы с ней много общаетесь на фестивалях, конкурсах, преподаете в Академии музыки имени Гнесиных.
– Да, и преподаю, и много езжу, вот недавно вернулся из Курска, где выступал спикером на форуме. Я пытаюсь сеять для молодых разумное, доброе, вечное, рассказать, как можно жить, не забывая о себе, но и заботясь о других. Потому что сейчас часто собственнические интересы превалируют, трудно заинтересовать делать что-то на общественных началах, нередко вижу грустные лица молодых людей, когда они волонтёрят. Молодёжь у нас прекрасная, но для них важны настоящие наставники, люди моего возраста, способные дать им то, что дала нам советская система образования и советский образ жизни. А сейчас, зачастую, молодёжь управляет молодёжью, и все они не знают многого из того, что важно сейчас и необходимо, не знают многих жизнеобразующих традиций, лично прожитой истории страны, они быстро становятся начальниками, не готовые к этому, параллельно совершенствуются профессионально, но воспитывают такую же недоученную молодёжь. А нужно приучать ребят системно думать и заботиться об обществе – о соседях, о коллегах, о больных, о родителях, о Родине.
- Музыка несет и воспитательную функцию, и объединяющую. Мы как раз подходим к теме фестиваля-конкурса “Красная гвоздика”, который призван развивать современную качественную песенную культуру. Расскажите о нём, в чем его сила?
– История этого фестиваля началась в 1967 году, с 2017 года он носит имя своего президента Иосифа Кобзона, который возобновил фестиваль в 2014. И хотя сейчас много конкурсов, преимущество нашего – это высокопрофессиональное жюри, которое может дать объективную оценку и рекомендации участникам – как исполнителям, так и композиторам, у нас на конкурсе - своеобразная творческая лаборатория, где можно и выступить, и пообщаться с профессионалами, мы даём участникам адекватную обратную связь. Часто приходится видеть на конкурсах, что в жюри нет ни одного эксперта-профессионала, и участвуют какие-то исполнители, у которых даже не имена, а иностранные клички, и однозначно ясно, что это не профессиональные композиторы, не профессиональные исполнители. Это самая главная проблема сейчас – пропасть между шоу-рынком, где на пике славы люди без соответствующего образования, и профессионализмом, необходимость которого целиком дезавуирована предыдущими годами российской современной псевдодемократии.
– На «Красной гвоздике» в качестве конкурсантов представлены не только исполнители, но и композиторы. Это огромный вклад в развитие современной песни. И особое внимание должно быть уделено песням для детей, песням, которые могут исполняться в школах, детских садах, на детских праздниках.
– Есть отдельные авторы, которые занимаются детской песней, в виде бизнеса. Но системы пока нет, потому что это направление было развалено - творчество для детей никого не интересовало в последние 30 лет. А ведь с этого начинается музыкальное воспитание здорового культурного человека. Мы организовали детский конкурс «Детская гвоздика», с председателем песенной комиссии Жанной Габовой, у нас все победители, помимо дипломов, получали по песне – в соответствии с возрастом, с образом ребенка, песне, написанной композиторами, членами Союза композиторов, специально для него. Таким образом мы стимулируем композиторов к созданию детских песен, у нас есть талантливые композиторы, пишущие для детей.
Проблема в том, что современные профессиональные композиторы не востребованы, они не знают, куда бежать, как соревноваться с любителями и самодеятельностью, потому что те пишут по 10 песен в день, основываясь на современных технологиях, а эти люди так не привыкли. Конкурсов много, но они должны помогать начинающим композиторам развиваться профессионально, а это можно сделать только предоставляя им обратную связь от опытных авторов. Обязательно нужно включать таких людей в жюри, которые соответствуют профессиональному стандарту, у нас есть Олег Борисович Иванов, председатель песенной комиссии, Александр Федорков, Александр Добронравов, Олег Петрович Каледин, Борис Зиганшин, много замечательных композиторов, которые продолжают советскую школу песни. У песни ведь тоже есть свои законы, а современные произведения часто даже сложно назвать песнями, это треки.
Мы со своей стороны решаем эту проблему на «Красной гвоздике». Спасибо за поддержку конкурса Министерству культуры и Ольге Борисовне Любимовой, Российскому фонду культуры. Спасибо государству, спасибо президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, что так стали поддерживать общественные организации. У нас много проектов, мы очень много работаем. Это стимулирует композиторов и даёт надежду, что всё будет хорошо.
Мы открываем новые имена и новых хороших артистов, которые в перспективе могут стать настоящими исполнителями с душой и сердцем, и да, мы находим новых композиторов, в том числе с освобожденных территорий, у нас много замечательных композиторов проживают в Донецке, например, Михаил Хохлов.
– Как потом происходит поддержка молодых композиторов? И где можем их услышать мы, простые слушатели?
– Мы используем их песни в наших концертах, у нас есть в Союзе композиторов бюро пропаганды, еще с советских времен, оно занимается тем, чтобы песни были в работе. Хотелось бы больше поддержки от телевидения – но оно хочет видеть уже медийные лица, а молодым и талантливым нужна информационная поддержка, чтобы приобрести ту самую медийность. Нас поддерживало краснодарское телевидение в прошлом году, и мы надеемся на информационную поддержку конкурса в этом августе, хочется, чтобы зрители открывали для себя новые лица, гордились своими талантливыми согражданами. Новые имена можно услышать и на новых радиостанциях, например, на радио «Гордость».
– Что мешает развитию адекватной системы поддержки молодых композиторов?
– Вечный конфликт дилетантизма и профессионализма. Когда говорят – любой может быть композитором, напиши песню, выложи в Интернет, и у кого больше прослушиваний, тот и лучше, – так нельзя. Союз композиторов всегда поддерживал любителей, помогал им в обучении и раскрутке, но должна быть градация. Ты профессионал, а ты – хороший композитор, молодец, но иди еще поучись, в консерваторию или институт, научись писать ноты, клавир хотя бы. У нас есть секция молодых ребят, претендентов на вступление в Союз композиторов, они учатся, воспринимают критику, и я думаю, мы с удовольствием примем их. Я думаю, так естественно, чтобы всем занимались профессионалы, во всём, кино, в моде, в дизайне, а потом уже подтягивать народное творчество туда, чтобы народ вливался, и становился теми же самыми композиторами.
– Было бы здорово создать информационный ресурс, который бы рассказывал о качественной современной русской музыке.
– Кто владеет информацией – владеет умами. За эти 30 лет возникли определенные монополии в информационной сфере, вы мало найдете в наших журналах об академической музыке статей об анализе современных молодых авторов, о современных авторах, пишущих традиционную музыку; много однообразного мнения. Мы хотим сделать такой информационный портал, где можно рассказывать про тех людей, которых мы считаем достойными, с хорошей традиционной музыкальной культурой. У нас есть замечательные молодые композиторы, пишущие академическую музыку. Тихон Хренников-младший, Леша Чернаков, Володя Шергов… У нас был 25 мая большой концерт на международной выставке-форуме «РОССИЯ» на ВДНХ, мы играли музыку наших современных академических композиторов, которых издает издательство «Шостаковичи и Стравинские». Зрители там аплодировали, кричали «браво!»
– Чего не хватает, чтобы молодые композиторы были мотивированы и могли зарабатывать на жизнь профессией?
– Надо, чтобы каждая филармония хотя бы 5 концертов в год играла музыку современных композиторов в разных жанрах, от большого симфонического оркестра до камерной музыки, сочинений для квартетов, квинтетов. Но обязательно, чтобы на афишах были написаны фамилии, чтобы композиторы получали авторские, чтобы их хотя бы кто-то знал! Потому что, я понимаю, что оркестру не хочется учить новые произведения, что, как они говорят, «хотите, чтобы я сыграл вашу музыку, идите получайте грант, у нас маленькая зарплата», а ведь у композиторов вообще нет зарплаты. Думаете, что люди не пойдут? – Пожалуйста, одно отделение концерта играйте современных композиторов, второе –играйте классиков. Плохая музыка и перфомансы до такой степени уже напугали зрителя, что он стал бояться хорошей, добротной симфонической музыки. Мы стараемся, чтобы министерство включало в госзадание филармониям какой-то план по исполнению музыки современных авторов. И то же самое касается песенных концертов, хотелось бы, чтобы в филармониях 3-5 раз в год звучали песни современных композиторов
– Какой вам видится картина идеального будущего, что нужно, чтобы всё работало правильно?
– Нужна систематизация. Если это композиторы, пишущие для детей, – то нужен ресурс, созданный, например, комиссией по творчеству для детей и юношества, хотя бы страничка ВКонтакте, куда композиторы будут выкладывать свои эскизы, показывать песни на всех профессиональных конкурсах, чтобы у них был стимул больше писать. Нужен менеджмент, система. Можно подать на грант, сделать программу – создание нового песенного сборника для школ авторства композиторов из всех регионов, издать и разослать его во все школы. Но этим кто-то должен заниматься. Пока у нас всё – личная инициатива. Когда государство будет делать госзаказ – нужно, к примеру, 200 песен на такую-то тематику на такой-то возраст для детских садов – вот тогда это будет работать.
– Андрей Константинович, чего вы ждете от «Красной гвоздики» в этом году?
– В этом году финальный концерт «Красной гвоздики» будет в День Российского Флага 22 августа. Фестиваль очень масштабировался – в прошлом году у нас выступали делегации из разных стран СНГ, и с наших новых территорий, мы провели концерт в «Фестивальном», который шел 3 часа, и композиторов невозможно было остановить. Потому что они изголодались по этой советской огромной сцене с прекрасным звуком, светом, выступать там – одно удовольствие! У нас будет представлено и народное творчество, которое сегодня создается в окопах, в регионах, и связано душевно и ментально с ребятами, которые воюют, у нас будет для этого специальная номинация. Мы сейчас еще работаем над программой августа, будет интересно.
– Желаю вам, чтобы всё мощно, красиво и масштабно прошло. Спасибо за все ваши прекрасные начинания, звучит потрясающе. Здоровья вам и сил на всё.
Беседовала Екатерина ГОРБАЧЁВА
Фото из личного архива А.Батурина
На фото:
2 - слева направо : поэт Михаил Андреев, композитор Александр Морозов,
композитор Олег Иванов, композитор Андрей Батурин
3 - с Тимуром Дзейтовым
02.07.2024
Анонсы |
-16.01.25-
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-