• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


11.07.2024

Дмитрий Калантаров: «Музыкальное сердце театра – Чемпионат мира по отдельному виду спорта»

Один из крупнейших театральных фестивалей страны «Музыкальное сердце театра» продолжает покорять регионы России. В этом году он пройдет в Самарской области.  В настоящее время Большой экспертный совет, состоящий из членов Академии современного музыкального театра,  выбирает самые достойные работы и формирует шорт-лист, который будет обнародован 16 июля на пресс-конференции в ТАСС. Фестивальные мероприятия, в рамках которых пройдут показы лучших российских музыкальных спектаклей, деловая программа, специальная программа постановок с участием юных актеров и, конечно, торжественная Церемония награждения победителей премии состоятся с 15 по 25 ноября в Самаре и Тольятти. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Самарской области и Союза театральных деятелей РФ.

В преддверии события мы встретились с генеральным продюсером фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра», чтобы обсудить важность и планы проекта.

- Давайте напомним нашим читателям про саму идею проекта «Музыкальное сердце театра». Что такое «музыкальный театр» в современном понимании? Потому что под этим термином широкая общественность подразумевает всё -  от оперы до балета, современного танца, классической оперетты…

- Да, к сожалению, многие до сих пор считают, что оперу, балет, оперетту, мюзикл можно объединить под общим понятием «музыкальный театр». Но опера и балет – это совершенно самостоятельные жанры. А вот музыкальный театр — жанр, в котором работают синтетические артисты: они владеют эстрадным вокалом, драматической актерской игрой и хореографией. Такая путаница происходит только в нашей стране, но за последние несколько десятков лет эта ситуация начала меняться, на авансцену стал выходить именно современный музыкальный театр. В силу того, что никакой специальной систематизации никогда не проводилось, мы подразумеваем, что это может быть и водевиль, и мюзикл, и другие виды музыкальных спектаклей, в которых, как правило, жанр определяют сами авторы или постановщики. Например, лайт-опера, в которой работает Александр Пантыкин, опера-драма Алексея Рыбникова или саунд-драма Владимира Панкова. Кроме того, существует огромное количество жанров, кроме хорошо известной и понятной всем рок-оперы… Это и рэп-опера, и хоррор-мюзикл, и прочие. Например, «Маяковский» называется «городской мюзикл», потому что это и не мюзикл в чистом его виде, и не драматический спектакль с музыкой, а музыкальный спектакль.

- А чем вы объясните то, что жанр музыкального спектакля, во всем многообразии его проявлений, становится более популярным? Это видно по афишам театров. И очень часто в регионах театры музыкальные (многие из них по-прежнему называются театрами музыкальной комедии или оперетты) не только успешно конкурируют с драматическими театрами, но практически, в общем-то, «отнимают», в хорошем смысле, у них аудиторию.

- Я бы выразился несколько иначе. Сегодня музыкальные спектакли реализуются не только на сценах музыкальных театров, жанр «захватывает» и другие виды театров: драматические и даже кукольные. И этому есть абсолютно естественное объяснение: музыка обладает сильнейшим воздействием на человека. Она «ложится» на слух, легко запоминается, люди начинают подпевать, любить те или иные мелодии. Именно это и оказывает эффект на зрителя. Люди приходят в первую очередь на спектакль, на шоу, на историю. И эта история может нести в себе одновременно и развлекательную, и просветительскую, и воспитательную функцию, но именно по мере своего воздействия современный музыкальный театр - общедоступный вид искусства, который готов удовлетворить потребности абсолютно каждого зрителя, независимо от возраста, социального положения и уровня подготовки.

- А кто эти люди, которые пишут именно в этом жанре?

- Хочу отметить, что этих людей становится все больше, и это не только мэтры, как Дунаевский, Рыбников, Журбин, Брейтбург, Баскин, но и новое поколение, в частности, Евгений Загот, который уже является рекордсменом по получению премии «Музыкальное сердце театра»: он трижды лауреат - как дирижер, музыкальный руководитель и композитор. Помогая авторам заявить о себе, мы в рамках нашего фестиваля осуществляем такое направление, как Лаборатория, где производим отбор тех произведений для музыкального театра, которые еще ни разу не звучали.

Куратор Лаборатории - Александр Пантыкин. Вместе с режиссёром-наставником Светланой Горшковой они доводят проект до питчинга, формируя сначала авторско-постановочные команды, которые готовят эскиз будущего спектакля. Дополнительно мы производим отбор артистов, которые потом и принимают участие в этих эскизах длительностью в 12-15 минут. Они показываются в финальные дни нашего фестиваля для директоров, художественных руководителей, главных режиссеров, представителей СМИ, органов власти и так далее.

- Иногда говорят о том, что одни и те же названия словно тиражируются по разным региональным театрам. Работа Лаборатории, как я понимаю, направлена на то, чтобы эту ситуацию, изменить?

- Конечно. Но в тиражировании нет ничего плохого. Если руководители театров видят, что это замечательный материал, то для кого-то это - минимизация риска, получение гарантированного качества и финансового результата.

- Скажите, как вы позиционируете место вашей Премии и всего проекта на российской театральной карте? Где вы находитесь?

- Есть Олимпийские игры – это «Золотая Маска». А мы - Чемпионат мира по отдельному виду спорта. «Золотая Маска» - огромный проект, у которого 70 номинаций. А у нас всего 22. Получается, что мы можем более подробно и предметно разобрать, оценить все составляющие, которые завязаны на профессиональную реализацию в жанре музыкального театра. В «Золотой Маске», например, оперетта оценивается вместе с мюзиклом, оперой и балетом. Иначе, наверное, нужно было бы еще минимум 15 номинаций сделать только по музыкальному театру.

- А скажите, пожалуйста, чем объяснить интерес регионов к проекту? Естественно, на них ложится определенная нагрузка. И мы видим, что они откликаются – Новосибирск, Кемерово, Самара…

- Наш проект - федеральный. Из года в год мы доказываем свою состоятельность, содержательность, участвуя в конкурсах на получение субсидий от Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Когда мы приходим в регионы, наш фестиваль является самым крупным проектом в течение года, который осуществляется на территории этого региона при поддержке ПФКИ. Кроме того, это определённым образом обогащает и оживляет жизнь самого региона. И местные жители имеют возможность увидеть и услышать все, что есть лучшего в российском музыкальном театре сегодня. Конечно, такие проекты поднимают и местный театр. Более того, мы приходим уже на “подготовленную почву”. Взять, например, Самару. В Самарской области отсутствует музыкальный театр как таковой, есть только опера и балет. Несмотря на это, в прошлом году спектакль «Москва-Черёмушки» попал в лонг-лист фестиваля. И вот буквально одна из последних постановок, которую просмотрели эксперты в этом сезоне, премьера драматического театра им. Горького в Самаре «Два благородных дона».

- Каковы, по вашему мнению, критерии оценки спектакля? И как вы в целом оцениваете информационную составляющую проекта, внимание со стороны медиа и содержание материалов?

- Хотелось бы, чтобы медиа видели свою задачу не в том, чтобы дать самовыразиться тому или иному неудавшемуся режиссеру, композитору или драматургу, который пошёл в театральные критики… Чтобы человек пишущий всё-таки понимал, что хотел бы услышать, узнать, донести понятного и полезного до своего читателя, будущего потенциального зрителя. Но сегодня мы понимаем, что основной фактор, генерирующий зрительское внимание, это «сарафанное» радио, когда информация передается «из уст в уста».

Могу сказать, что у нас был успешный опыт, когда мы формировали зрительский интерес через информационный повод. Когда выходил мюзикл «Маяковский», мы делали презентацию вместе с рэперами в формате баттла поэтов на одноименной станции метро в Москве, и это было ровно в день столетия знаменитого поэтического «поединка» Маяковского и Северянина. Так мы сгенерировали поток зрителей, который пошел на премьеру, а потом уже включилось «сарафанное радио».

Но музыкальные спектакли, как правило, живут не один сезон, это серьезные проекты, в том числе по финансовым, организационным, временным затратам. СМИ, естественно, могут давать дополнительный импульс для привлечения зрительского внимания. Поэтому мы, в рамках фестиваля 2024 года, хотим немного подискутировать именно на эту тему, проанализировать ситуацию и наметить перспективные пути взаимодействия.

— Какие тренды в развитии современного музыкального театра бы вы определили как основные?

- Думаю, что основной тренд последнего времени - это то, что музыкальные спектакли делаются не только в музыкальных театрах, но и на экспериментальных площадках, в драматических театрах, кукольных. Кроме того, на сегодняшний день уже практически произошло полное импортозамещение. Мы имеем дело с оригинальным авторским музыкальным материалом, который может быть создан по популярным сюжетам мировой литературы и даже кинематографа, но, повторю, он полностью оригинален и создан нашими авторами. Идут эксперименты, продолжается поиск, и это причина того, что появляются и будут появляться новые имена не только в авторском, но и режиссерском, постановочном и исполнительском цеху.

— Формат самого фестиваля у вас постоянно расширяется.

— Да, в частности, в этом году у нас добавляются спектакли театров юных актеров – их в России все больше, они все заметнее; плюс деловая программа, конференция. И поскольку мы решили доказать настоящую общедоступность нашего любимого вида театрального искусства, все музыкальные спектакли, которые покажут в Самаре и Тольятти, будут сопровождены тифлокомментированием для людей незрячих и слабовидящих. Это ещё одна наша социальная миссия. Понятно, что мы всегда какое-то количество мест предоставляем для недостаточно социально защищенных слоев населения. В этом году мы будем предоставлять билеты и для членов семей участников СВО. Мы действительно хотим, чтобы те фестивальные мероприятия, которые будут проходить, становились праздником для всех, не только для профессионалов театра.

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА
фото предоставлены пресс-службой фестиваля
"Музыкальное сердце театра"
1 фото - Дмитрий Калантаров
2 фото - Ким Брейтбург, директор музыкального театра Кузбасса им. А.К. Боброва Ольга Карасева

Художественный руководитель театра Кузбасса им. А.К. Боброва Владимир Юдельсон
4 фото - композитор Александр Пантыкин и президент фестиваля Максим Дунаевский
  

11.07.2024



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей