Новости |
Вадим Каспаров: «Я отношусь к современному танцу более чем серьезно»
Директор Международного фестиваля современного танца OPEN LOOK, который пройдет с 20 по 24 августа на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда в Александринском театре уже в 26-й раз, — о своей работе, семье и развитии танцевального движения в Петербурге, в России и в мире.
- Вадим Галустович, что для вас важнее — работа или семья?
- Вопрос звучит провокационно, особенно в «Год семьи», который объявлен в России в 2024 году. Конечно, очень важна семья, которая не мешает, а помогает реализовать себя в работе. Но работа и семья — два понятия, которые не противоречат, а дополняют друг друга. И для меня это - самый правильный алгоритм счастья.
- Организацию, которую вы со своей супругой, хореографом, педагогом и режиссером Натальей Каспаровой создали много лет назад, вы назвали «Дом танца «Каннон Данс». Дом для вас, очевидно, тоже ключевое и важное слово. Теперь у вас появилось и новое пространство для общения танцовщиков и хореографов, которое называется DANCE KITCHEN - «танцевальная кухня». Все как-то очень уж по-домашнему звучит...
- Дом, семья и работа в нашем случае действительно спаяны воедино тридцатью годами совместного пути. Когда у нас в семье появился наш первый ребенок — дочь Валерия, у Натальи на сто процентов включился материнский инстинкт. Она готова была оставить карьеру и полностью посвятить себя воспитанию детей. Я долго ее уговаривал этого не делать, потому что убежден: дети воспитываются на примере своих родителей. Дети никогда не оценят жертву в формате «я из-за вас работу бросила, а вы — неблагодарные»... Как ни странно, я в этой ситуации всегда на стороне детей. Никто из них не просит: «Мама, забудь о своих мечтах и занимайся только мной — любимым ребенком». Предпочесть карьере семью — желание родителя, а не ребенка. Поэтому упрекать детей в своих неудачах и изображать из себя жертву — последнее дело. Мы решили, что дети, работа, дом, отдых не противоречат друг другу, а дополняют, делая нашу жизнь настоящей и полной событий. Поэтому все наши дети росли в танцевальных и театральных залах, в раздевалках, за кулисами, среди бумаг и договоров, и видели, как мы, родители, взращиваем целые поколения танцовщиков, проводим фестивали, создаем проекты, ведем международное сотрудничество с коллегами... Жизнь строится на «реальных событиях», как пишут в титрах в кино. Жизнь и есть главный воспитатель и учитель.
- За годы проведения OPEN LOOK у вас родилось четверо детей и внучка. Чем занимаются ваши старшие? Какие способности проявляют младшие?
- Наша старшая дочь Валерия Каспарова сейчас успешный педагог, хореограф и популяризатор современного танца. Для приложения своих сил она выбрала Армению, где со своим супругом, тоже хореографом, курирует большое количество культурных событий в Ереване. Наша средняя дочь Александра в этом году заканчивает РГИСИ по специальности «режиссер музыкального театра». Благодаря своей креативности и деловым наклонностям она давно и успешно сочетает творческую активность с менеджерской, создавая спектакли как режиссер, участвуя в мюзиклах как актриса и заполняя социальные сети своими креативными идеями как профессиональный маркетолог. Ну, а наши младшие дети, два сына, еще нащупывают, куда им расти. Однако, главное для меня — чтобы они росли хорошими, добрыми и порядочными людьми, а остальное придет. К слову, важность воспитания детей своим примером мы увидели в этом году, когда Валерия решила восстановить один из шедевров Натальи — спектакль «Песни Комитаса».
- В 2024 году в Армении отмечают 155-летие Комитаса — композитора, фольклориста, певца, дирижера и священнослужителя, хранителя культурного наследия своей страны. Возобновленный Валерией Каспаровой спектакль под новым названием «Песни Комитаса. Revival» был представлен танцевальной труппой Balmanukyan Dance Project на четвертом Международном фестивале SUMMEET. А первоначальная самобытная постановка Натальи Каспаровой в 2008 году была номинирована на Национальную премию «Золотая маска».
- Да, двадцать лет назад мы возили «Комитаса» в Армению на гастроли и танцевали отдельные сцены, как говорится, «на натуре», параллельно снимая фильм о спектакле и о Комитасе. Теперь эта постановка перенесена Валерией из России в Армению, где в этом году состоялась премьера новой версии в Ереване. Для нашей семьи очень важно сохранять культурные связи между Россией и Арменией, и мы делаем все возможное, чтобы они развивались.
- Фестиваль OPEN LOOK сейчас претендует на то, чтобы ставить серьезные вопросы, связанные с будущим российского современного танца.
- Я отношусь к современному танцу более чем серьезно. В конце 1980-х и в начале 1990-х годов я даже считал, что отсутствие современного танца в нашей стране явилось одной из причин распада СССР. Тогда был дефицит всего: еды, одежды, автомобилей — и танца в том числе. Людям хотелось другой жизни — нормального мяса в нормальных количествах, хлеба, джинсов, кино с откровенными сценами и жестокими, физиологичными драками. И танцев хотелось разных, ярких — брейк-дансов и диско. Закрытость общества не позволила вовремя отделить важное от второстепенного. И пена дней подняла вверх пошлость и вседозволенность, отсутствие совести. Сейчас, спустя 30 лет, мы начинаем возвращаться к себе — не в СССР, а к себе нормальным: образованным, воспитанным, не голодным, хорошо одетым, любящим свою землю... Поэтому после решения общих вопросов — что такое современный танец, как готовить студентов, как вести танцевальный маркетинг и так далее — пришло время для того, чтобы задать сложные вопросы друг другу или тем, от кого зависит будущее современного танца.
Мы начали три года назад программу «Форума деятелей современного танца «Открытый взгляд». В этом году, благодаря поддержке «Президентского фонда культурных инициатив» он уже вырос до 80 делегатов и 25 интереснейших спикеров. А программа «Кинотанца» включает сборник короткого метра (Фестиваль Ноль Плюс Тюмень) и художественный фильм «Она танцует», премьера которого состоялась в августе этого года. На нашем фестивале хореограф фильма Алексей Расторгуев лично представит его на суд зрителей.
Серьезных вопросов остается много, и мы будем продолжать искать ответы «на полях» фестиваля, форума и «Кинотанца», продолжать жить и творить с открытым взглядом.
- А насколько значимым организационным и прочим подспорьем является для вас многолетняя поддержка Санкт-Петербургского комитета по культуре и недавнее вхождение в состав «Петербург-концерта» — легендарной концертной организации Ленинграда-Петербурга, бывшего «Ленконцерта»?
- В каждой стране существуют свои традиции поддержки (или «не поддержки», игнорирования) искусства и культуры. В России отношения государства и сферы культуры базируются на уникальном советском опыте, когда культура является краеугольным камнем государства, а поддержка искусства носит совершенно беспрецедентный характер. Я не буду здесь сейчас приводить впечатляющие цифры, но поверьте: это действительно так. В последние двадцать лет в России строятся новые и обновляются старые театры, дома и дворцы культуры, музеи. В регионах строятся целые творческие кластеры. Санкт-Петербург стал первым (и пока единственным) городом, где начиная с начала нулевых была разработана система поддержки негосударственных организаций культуры, проектов и фестивалей. Это позволило реализовать и сохранить огромное количество прекрасных фестивалей, которые наполняют наш город ярчайшими культурными событиями. Сегодня данная поддержка не просто не прекращается, а постоянно наращивается.
Конкретно для нас, помимо поддержки фестиваля OPEN LOOK, произошел важный переход от нашей частной творческой инициативы в сторону государственного «Центра развития проектов современной хореографии «Каннон Данс» в составе «Петербург-концерта». Самое главное для меня в том изменении то, что мы теперь можем себе позволить планировать не «на завтра», не краткосрочно, а действовать в рамках среднесрочного и долгосрочного планирования. Признаюсь, это не совсем привычное для меня состояние, к нему предстоит привыкнуть. Но это безусловно и кардинально изменило горизонты для нас.
Разумеется, многое нужно еще сделать и реализовать, но уже сегодня я точно знаю, что будет то или иное событие — и оно непременно состоится, «при любой погоде», при любых обстоятельствах. Я благодарен Президентскому фонду культурных инициатив, Комитету по культуре Санкт-Петербурга и «Петербург-концерту» за весомую поддержку, которая позволяет нам продолжать системное развитие современного танца в городе и в стране.
Беседовала Мария КИНГИСЕПП
Фотографии предоставлены пресс-службой
фестиваля OPEN LOOK
1 фото: Фото из личного архива Вадима и Натальи Каспаровых
3 фото: Фотограф Nina Danilina
19.08.2024
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-
-21.09.24-