Новости |
Александр Матусевич: «Москва — оперно богатейший город»
В издательстве «Планета музыки» издательского дома «Лань» вышла фундаментальная «Оперная летопись Москвы. XXI век» - почти семьсот страниц зарисовок московского музыкального критика Александра Матусевича о творчестве столичных оперных театров. Жизнь московских коллективов в первой четверти нынешнего века обрисована ярко и увлекательно: дифирамбы чередуются с критическими соображениями, давая палитре повествования художественную глубину и силу контраста. С автором новой книги специально для «Музыкального Клондайка» побеседовала Елена Шилова.
- В вашей работе нет Большого театра и это удивляет: разве может быть оперная летопись Москвы без главного театра страны?
- Вот вы сами и ответили на свой вопрос — главного театра страны! Целой страны, всей России, величайшего мирового театра! И о нем, надеюсь, мое повествование будет в будущем, тем более, что материалов накопилось за четверть века немало: в 2026-м у Большого будет большой юбилей, 250-летие — самый повод отметить это событие выходом отдельной книги о великом театре. К тому же первом оперном театре в моей жизни — постигать оперу в семилетнем возрасте я начал именно с «Каменного гостя» в Большом. Ни с детской музыкальной сказки в Театре Сац, а именно с главной сцены страны: так вышло.
А нынешнюю свою задачу я видел как раз в обрисовке московской оперной жизни на примере московских оперных театров — тех, что не только имеют административное подчинение столичным властям, Департаменту культуры Москвы, но и чье значение более региональное, московское. Хотя тут грань провести, конечно, очень сложно, поскольку Москва — уникальный город, по-настоящему столичный, не только в российском, но и в европейском и общемировом масштабе, поэтому любой московский театр уже априори как бы всероссийский — вне зависимости от его административного статуса.
- Вы ограничились оперными стационарами Москвы: исчерпывается ли их деятельностью оперная палитра столицы?
- Конечно, нет. В предисловии я об этом говорю. Москва — оперно богатейший город. У нее пять оперных театров (а раньше было шесть), каждый из которых имеет не по одной сцене — такого богатства нет ни в одной столице мира. На ум приходят Берлин и Вена, но у них по три-четыре оперных театра, а у нас все равно больше. Ближайшим московским конкурентом является Петербург — там теперь, после изменения статуса «Мюзик-холла», тоже пять оперных театров. Но в Москве опера звучит не только в государственных театрах, но и в учебных заведениях, студиях при них, в частных антрепризах, в виде отдельных специальных проектов, звучит частенько в концертных залах в виде концертных исполнений. Кроме того в Москве всегда немало оперных гастролеров — часто приезжает Мариинка, региональные оперные труппы приезжают на фестивали «Золотая маска» или «Видеть музыку», или с самостоятельными гастролями, нередки и иностранные гастролеры, вплоть до самых именитых — за описываемые четверть века, например, дважды со спектаклями у нас гастролировал «Ла Скала». Поэтому невозможно объять необъятное — пришлось чем-то ограничивать себя. Так возникла мысль сосредоточиться на пятерке московских театров, а будущее покажет — возможно будет и книга про Большой, и про оперно-концертную афишу столицы, и про многое другое.
- По сути ваша книга — огромный сборник рецензий за существенный период времени…
- Да, можно и так сказать: за всю мою жизнь музыкального журналиста. Но удивительно, каждый раздел выстраивался по собственным правилам, имел собственную драматургию, а оттого и известную цельность повествования. Наверное, в этом проявилось мое персональное отношение к каждому из описываемых театров. Разумеется, все что тут написано — предельно субъективно, это мои личные впечатления от увиденных спектаклей. Я стремился к определенному уровню объективности, но быть всегда с холодным носом и над схваткой — невозможно, особенно, когда предмет тебя сильно волнует.
- А вас волнует: вы любите оперу?
- Безумно. Иначе бы стал ли я тратить столько времени и сил на нее? Пришло это не сразу: в детстве и юности я был достаточно равнодушен к жанру, относился всегда с уважением, как к чему-то грандиозному и величественному, но моих душевных струн он не затрагивал. Но похаживал на оперные спектакли время от времени, потом стал слушать и коллекционировать записи, читать много о музыкальном театре, и видимо, шло накопление информации — впечатлений и эмоций — и однажды количество переросло в качество: «плотину прорвало» и обратной дороги уже нет. Если пропускаю какое-то оперное событие, то чувствую себя глубоко несчастным. Особенно в Москве, дома, где, казалось бы, все твое, близко и рядом, и надо успеть на все оперные мероприятия, что бывает не так-то просто сделать — зачастую в один и тот же вечер в разных залах столицы одновременно происходит что-то любопытное!
- И как тогда быть?
- Это большая дилемма. Иногда ее удается решить. Например, сходить на репетицию, генпрогон днем, а вечером на другое событие. Но это, конечно, компромиссное решение, потому что прогон есть прогон — уровень эмоций все равно не тот, что на премьере.
- Но летописец обязан охватить все…
- Думаю да, хотя это и не реально. Но я очень старался: много ходил и много писал об увиденном. И меня, конечно, никто не обязывал — все по велению души…
- Известный петербургский автор Иосиф Райскин назвал свою книгу «Записки филарманьяка». Вас можно назвать «опероманьяком»?
- Какое страшное слово — маньяк! Предпочитаю «операман», причем через «а», хотя это и не по правилам русского языка — как писал покойный Андрей Хрипин, у которого я многому научился в нашем ремесле. А если серьезно, то, несмотря на то, что опера и вообще классическая музыка занимает колоссальное место в моей жизни, в ней есть еще много чего другого — большая семья; другая профессия, первоначальная, которую я не оставляю не по необходимости, а поскольку это тоже мое, любимое; путешествия — эта страсть вполне конкурирует с оперой, иногда счастливо совпадая с ней; книги — и далеко не только по музыке и театру.
- Какой из пяти описываемых театров вам ближе?
- Скорее могу сказать, какой из пяти от меня дальше: эстетика «Геликона» в целом не моя. Хотя и там бывали спектакли, которые очень нравились. К остальным отношусь одинаково позитивно, они меня огорчали гораздо меньше, чаще радовали. Особенно всегда любил Театр Станиславского и «Новую оперу». К сожалению, один из этих пяти сегодня уже не существует — в книгу вошли материалы о Камерном музыкальном театре Бориса Покровского в бытность его самостоятельной единицей, всё, что вышло на его сцене после присоединения к Большому, полагаю, уже относится к истории Большого и наверное войдет в будущую книгу про ГАБТ.
- Пресса обычно пишет рецензии только на премьеры. У вас также?
- Преимущественно, но не совсем. Иногда есть повод посетить какой-то спектакль еще раз и написать о нем — юбилей или знаменитый гастролер, или ввод молодого многообещающего дарования. Когда я был редактором в проекте OperaNews.ru обзор текущих спектаклей был частью редакционной политики, поэтому от того периода осталось немало рецензий на непремьерные показы.
- Вы смотрите премьеру один раз или предпочитаете сравнивать исполнительские составы?
- Предпочитаю сравнивать, а также уточнять какие-то свои впечатления, которые могут быть незрелыми после всего лишь одного просмотра. Кроме того, это же опера, как правило, великая музыка, переживать которую можно бесконечное число раз, особенно если она хорошо исполнена. Но, конечно, бывают спектакли, на которые второй раз никаким калачом не заманишь.
- Московские спектакли — это всегда высокий класс исполнения?
- С точки зрения музыкального исполнения — как правило да: оркестры и хоры у нас очень хорошие, мирового уровня. С солистами сложнее, но в целом столичный класс присутствует. Что касается постановочных решений, то тут может быть что угодно — и великие спектакли, и хорошие, и ужасные, и просто чудовищные. Моей деятельности рецензента больше двадцати лет, а меломанский стаж под сорок: довелось видеть очень разные спектакли. Но это разнообразие — это тоже наше богатство, сама музыкальная жизнь во всех своих проявлениях.
- Довольны ли вы как автор качеством издания?
- Очень. «Планета музыки» всегда работает очень тщательно, аккуратно и стремится к высокому стандарту своей продукции. У меня был прекрасный, чуткий редактор Анна Самойленко, мы с ней делаем уже вторую книгу, первой был двухтомник интервью, и с ней работать очень комфортно — она всегда и поможет, и подскажет, и посоветует, иногда даже даст задание что-то переделать, подкорректировать, и всегда это шло на пользу конечному результату. Прекрасная верстальщица Дарья Бэкхем — ничего не пропустит, все сделает в соответствии с твоими пожеланиями, а то и подскажет то, чего сам не видишь. Сколько я ее мучил всякими правками, уточнениями, внесением новых фрагментов — она всегда была не только доброжелательна, но и исключительно профессиональна. И в целом я очень рад сотрудничеством с этим издательством и рекомендую его всем авторам — хочу выразить свою благодарность главному редактору Анатолию Кнопу и его заместителю Екатерине Сергеевой, которая первой откликнулась на мои предложения по книгоизданию.
Беседовала Елена ШИЛОВА
Фотограф - Наталья Тоскина.
Фото из личного архива А. Матусевича
07.09.2024
Анонсы |
-12.10.24-
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-