Новости |
Ещё 20 лет назад такой объем фестивальных мероприятий я бы не выдержал
27 сентября в Твери откроется Всероссийский музыкальный фестиваль «Звездный десант» – ежегодное мероприятие Международного благотворительного фонда Юрия Розума, задача которого – поддержка и развитие русской исполнительской школы. Весь октябрь лучшие педагоги творческих вузов столицы будут проводить в российских городах мастер-классы с наиболее одарёнными учащимися детский музыкальных школ и колледжей. Накануне фестиваля мы встретились с его организаторов – профессором РАМ им Гнесиных народным артистом России Юрием Розумом.
- Юрий Александрович, как возникла идея проводить мастер-классы в российских городах, ведь ещё лет двадцать назад наши музыкальные школы не были знакомы с такой практикой?
- Да, совершенствовать, развивать таланты юных музыкантов с помощью занятий на мастер-классах известных исполнителей, стали в нашей стране относительно недавно. Хотя этот метод обучения невероятно популярен на Западе. Когда я стал в 80-е годы работать за рубежом, там мастер-классы проводил каждый известный педагог-исполнитель. Я участвовал и в работе фестиваля Зайлер в Германии, и в Штутгарте, где тогда преподавали, в Италии, в США, в Австралии… Поначалу не очень это любил, но в любом городе, куда приезжал для участия в концертах или фестивалях, меня просили дать несколько мастер-классов. Тогда я всегда настаивал, чтобы организаторы не ставили в один день в расписание и мастер-класс, и мой концерт – занятия с чужими учениками отнимали огромное количество сил. Это сейчас уже выработались какие-то привычки, опыт, и 4-5 часов мастер-классов – уже обычное явление. А после этого ещё и круглый стол, на котором мы обмениваемся мнениями и даём советы своим коллегам – педагогам учащихся, с которыми провели мастер-класс. А потом ещё пресс-конференции, потом ещё несколько интервью, потом репетиции, потом концерт. Нагрузки, конечно, наших фестивалей – они огромные. И честно скажу, без такой подготовки и тренировки, я бы это не выдержал – то есть, ещё лет 20 назад такой объём фестивальных мероприятий я бы не выдержал…
- Совсем недавно, в конце августа Вы впервые провели в Ноябрьске первую конференцию для педагогов. Всё же часовое занятие не с одним учеником, а с педагогом десятков учащихся эффективнее позволяет поддержать уровень образования в регионах?
- Ко всему со временем приходишь. Те мастер-классы, с которыми я впервые познакомился на Западе, они были сделаны для студентов. Это всё же не дети были, студенты приезжали со всего света, днём шли мастер-классы, вечерами – концерты. Когда со студентами-участниками, когда с профессорами, иногда то и другое вместе. Практики мастер-классов для педагогов там не существовало. Ребята достаточно взрослые приезжали, и далеко не всегда с ними ехал их педагог. И когда я стал лет 20 назад организовывать фестивали в России, сначала пошёл по известному, давно выверенному на Западе пути. Но постепенно становилось ясно, что тот объём знаний и советов, который мы даём на своих занятиях не студентам, а всё-таки детям, учащимся музыкальных школ, им практически невозможно усвоить сходу за час мастер-класса. Потому я рискнул прошедшим летом провести первую конференцию уже для педагогов – и не ошибся, оказалось, такой формат «повышения» квалификации очень востребован.
- Можете сказать, изменился ли в нашей стране уровень подготовки за последние десятилетия?
-В тех городах, куда мы приезжаем последние 10-15 лет, изменилось очень многое! Начиная фестивальную деятельность в России 20 лет назад, я и помыслить не мог, что кто-то из ребят обычных музыкальных школ в городах, куда мы приезжали с фестивалями, в итоге сможет стать стипендиатами Фонда Розума. Ведь наши стипендиаты - это самые лучшие и самые одаренные дети России, их просто единицы на всю страну! Сама система отбора так построена, что лучшие педагоги лучших учебных заведений рекомендуют своих учащихся. Но в последние годы такой яркий талант мы встречали и в рядовых музыкальных школах во время нашего фестиваля «Звёздный десант». О чём это говорит? О том, что уровень образования в обычных школах значительно вырос! А значит – яркие звёзды зажигаются не только среди ведущих школ, и звёзд таких с каждым годом всё больше.
Достаточно давно у меня была встреча с вице-премьером России Ольгой Голодец. Придя из коммерческой структуры, она привыкла просчитывать рациональную выгоду. И вот однажды ей кто-то сказал, насколько будет полезным оставить музыкальное образование буквально для процентов пяти от всех учащихся музыкальных школ, поскольку, согласно статистике, только 5 процентов от них в дальнейшем становятся профессиональными музыкантами! Но ведь это означало бы, что яркие исполнители могли появиться лишь среди этих 5 процентов, подавляющее большинство просто не смогло бы открыть своё дарование!
При этом все знали, что количество учащихся по сравнению с советским временем сократилось в музыкальных школах к 2010-м годам примерно на треть. Слава Богу, вскоре государство изменило своё отношение к музыкальному образованию, министром культуры стал Владимир Ростиславович Мединский. Он смог поднять и авторитет музыкальных школ, и зарплаты педагогов. Ведь до абсурда прежде доходило! Учителя музыкальных школ, часто лауреаты международных конкурсов, которые потратили на своё образование десятки лет, получали в два раза меньше, чем педагог хора или танцев в средней школе, сам не имевший высшего музыкального образования.
- А какие специальности, какие инструменты сейчас наиболее востребованы среди начинающих музыкантов и их родителей?
- Фортепиано, конечно, остаётся самым востребованным. Довольно популярна гитара, скрипка, флейта. Это, пожалуй, лидирующие инструменты. Но сейчас появляется всё больше и больше поклонников игры на ударных инструментах. Очень часто музыкальные школы просят нас привезти на фестиваль педагога по современным ударным, это и ксилофон, и виброфон, и маримба…Очень яркие исполнители подрастают!
Популярно и народное искусство, прежде всего баян, балалайка. Но особенно - народное и эстрадное пение. На эстрадное направление – самый большой конкурс в Гнесинку, но здесь легко скатиться до дешёвой попсы, поэтому мы очень выборочно, детально относимся к мастер-классам по эстрадному направлению.
- Юрий Александрович, что Вы хотели бы пожелать учащимся, которые совсем скоро придут на мастер-классы Всероссийского музыкального фестиваля «Звёздный десант»??
- Чтобы как можно больше получить от такого открытого урока на сцене, надо попытаться быть очень внимательным к звучанию инструмента. Чтобы ни в коем случае понятное волнение не привело к тому, что начинаешь просто механически перебирать пальцами, воспроизводя зазубренную музыку. Чтобы ребята были открыты к живой мелодии в своем исполнении, прислушиваясь к нашим рекомендациям. И только такое занятие будет иметь максимальную пользу и результат. Надо сказать себе, что мастер-класс – это не экзамен, не международный конкурс. Здесь надо просто представить учителю выученный материал для работы, понимаете. Материал, с которым ещё предстоит работать, расставлять правильные акценты. Главное – быть максимально внимательным, чтобы звучала живая музыка. Педагог может показать разные варианты, и надо услышать, что тебе самому ближе. Главное – не паниковать, не зажиматься и постараться включиться в работу.
Проект «Всероссийский музыкальный фестиваль «Звёздный десант» реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Фестиваль проходит в городах России с 2021 года.
Елена ШИЛОВА
Фотографии из личного архива Ю. Розума
20.09.2024
Анонсы |
-12.10.24-
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-