Новости |
Ольга Петрова: «У нас абсолютно беспристрастная оценка»
В Санкт-Петербурге завершился XVIII Открытый конкурс композиторов имени А. П. Петрова. В этом году конкурс проходил в двух номинациях: «Симфоническая музыка» и «Берег надежды». Об итогах конкурса, работе жюри и планах Фонда Андрея Петрова мы поговорили с композитором и художественным руководителем Фонда – Ольгой Андреевной Петровой.
- Ольга Андреевна, как вы оцениваете общий уровень представленных работ в этом году?
- Очень высокий уровень, что, конечно, меня радует. В этом году впервые в истории конкурса мы даже решили разделить финал на два заключительный концерта. Отдельно для номинаций «Симфоническая музыка» и «Берег надежды» в Большом и Малом залах петербургской Филармонии.
- На участие в конкурсе в 2024 году поступило 145 симфонических произведений из России, а также из 13 стран зарубежья. Вами проделана огромная работа.
- Да, мы вложили много сил в проведение конкурса. Отмечу, что большую поддержку нам оказало Министерство культуры Российской Федерации, а также Президентский фонд культурных инициатив и Комитет по культуре Санкт-Петербурга.
- Как вы подходите к вопросу формирования состава жюри?
- У нас два критерия: это должны быть настоящие профессионалы и люди немножечко разных взглядов на современную музыку.
Поэтому у нас, например, два разных профессора консерватории. Это Александр Радвилович и Настасья Хрущёва – они пишут и любят совершенно разную музыку. Это важно, что на конкурсе присутствуют разные взгляды. Тогда мы можем получить какую-то золотую середину, чтобы не было пристрастий в одном направлении.
Кроме того, председатель жюри у нас достойнейший человек, музыку которого исполняют и знают практически во всем мире – Франгиз Ализаде. Это председатель Союза композиторов Азербайджана. Очень интересный композитор, и ее музыку действительно исполняли многие выдающиеся музыканты, достаточно назвать имя Мстислава Ростроповича. Я думаю, что для потенциальных участников очень важно знать, что их будут оценивать профессионалы такого уровня.
- Номинации не повторяются ежегодно. Например, номинация «Симфоническая музыка» будет в следующий раз только в 2026-м году. Композиторы успевают подготовиться к конкурсу, отобрать материал, появляются новые имена.
- Конечно. У них есть время готовиться. К тому же, конкурс существует уже давно, и как я считаю, мы за это время заработали себе репутацию. У нас абсолютно беспристрастная оценка, потому что конкурс анонимный, и даже члены жюри не знают имена авторов до тех пор, пока они не подведут итоги. Они выносят свое решение и только тогда узнают, кто же автор того или иного сочинения.
- Конкурс проходит в несколько этапов?
Да. Конкурс проходит в три тура. Первый тур – предварительный отбор, второй тур отсматривается заочно, и только третий, финальный тур, это живой концерт, живое исполнение.
- Могут ли участники взаимодействовать с жюри на конкурсе? Узнать сильные и слабые стороны своего мастерства?
- Это может быть только после окончания конкурса. Наше жюри открыто – они всегда готовы пообщаться, поговорить с конкурсантами. Более того, в этом году мы даже организовали семинар уже по итогам конкурса, где два профессора консерватории, Александр Радвилович и Анатолий Королёв, разбирали работы победителей. И, конечно, отвечали на вопросы. Если кто-то из участников хотел узнать мнение о своей музыке, о своих работах, о своих партитурах, то для них была организована такая возможность, а не просто шанс поймать мастеров в коридоре и поговорить.
- Как менялся и развивался конкурс? Были ли какие-то нововведения?
- Нововведение – новая номинация, которая в этом году проходит только во второй раз – номинация для молодых композиторов. Раньше её не было, был только один основной конкурс симфонической музыки, где не было возрастных ограничений. Там могли участвовать, как молодые и начинающие, так и уже возрастные профессионалы.
Мы подумали, что молодым композиторам надо дать шанс отдельно себя проявить. Поэтому появилась номинация «Берег надежды».
- Фонд Андрея Петрова ведет большую работу. Если зайти на ваш сайт, можно увидеть, сколько проектов сейчас находится в стадии подготовки или проходят уже сейчас. Вы как-то взаимодействуете с лауреатами конкурса внутри других проектов?
- Мы приглашаем их для работы в жюри. Привлекаем для работы в другие конкурсы. Например, у нас есть детский конкурс. Так что мы по мере возможности поддерживаем контакты.
- Насколько сейчас меняется или наоборот, не меняется композиторское искусство в России.
- Меняются какие-то тенденции, меняются приёмы чисто профессиональные. Кроме того, меняется время и, естественно, это тоже отражается на творчестве композиторов.
- Сейчас много говорят о том, что важно сохранять в искусстве, в частности в музыке, культурный код и следовать традициям.
- Написание музыки для симфонического оркестра, и вообще академической музыки, тоже является поддерживанием традиции. С каждым годом академической музыке все труднее и труднее выживать. С одной стороны, падает интерес, с другой стороны практически нет возможности у авторов донести свое произведение до публики, потому что все поставлено на коммерческую основу. И филармонии, составляя программы концертов, как правило, не хотят брать неизвестных авторов с неизвестными сочинениями: им нужно заполнить зал и они, естественно, берут то, что проверено.
Поэтому я считаю, что тот, кто пишет для оркестра и вообще академическую серьёзную музыку, уже работает на сохранение традиций.
- Вернемся к деятельности Фонда Андрея Петрова. Что в ближайшее время нас ожидает?
- 29-го сентября состоялось открытие XIV Всероссийского фестиваля Андрея Петрова, который пройдет в разных городах России. Города, как правило, чередуются. В этом году он открытие прошло в Астрахани, где мы были 12 лет назад с этим фестивалем.
А дальше идут все города, в которых мы никогда не были. Это будут новые впечатления и для жителей этих городов, и для нас, поскольку мы встретимся с новыми оркестрами. Это Тюмень, Сургут, Томск, Мурманск, Ленинск-Кузнецк, Тобольск и Кемерово.
Потом в конце ноября и в начале декабря у нас состоится XVIII Детский композиторский и исполнительский конкурс «Бывает всё на свете хорошо».
И мы начинаем готовиться к следующему году, потому что следующий год юбилейный – 95-летие со дня рождения Андрея Павловича Петрова. И очень хотелось бы, помимо основных ежегодных проектов, организовать масштабный концерт, например, в Большом концертном зале Октябрьский, где мы периодически делали концерты. Хотим возобновить эту традицию и провести в сентябре следующего года такой концерт.
Кроме того, совместно с Российским национальным музеем музыки мы будем готовить выставку, посвященную Андрею Павловичу.
Александра САЙДОВА
Фото О. А. Петровой
предоставлены Фондом А. П. Петрова
30.09.2024
Анонсы |
-22.02.25-
-23.02.25-
-24.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-