• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


30.09.2024

Георгий Гусев: «Такой концерт является примером силы творческой человеческой природы»

26 сентября в Липецкой государственной филармонии концертом-беседой «Путешествие по России» завершился фестиваль «Путь к свету». Главная цель инклюзивного фестиваля «Путь к свету» была заявлена так: обеспечить концертную деятельность профессиональных музыкантов с ограниченными возможностями здоровья.

О работе над проектом, концертных программах и планах мы поговорили с художественным руководителем фестиваля Георгием Гусевым.

В прошлом году мы писали о самом первом концерте фестиваля «Путь к свету». Тогда вы начали работу над масштабированием проекта. Можете рассказать, как проходила работа в течение уже почти полутора лет?

– Надо, конечно, начать с того, что, когда мы узнали об одобрении нашей заявки на грант Президентским фондом культурных инициатив и выделении бюджета под фестиваль «Путь к свету», то после первых эмоций радости пришло осознание, что формат проекта для нас абсолютно новый, раньше ничего подобного мы не делали. Это был серьёзный вызов себе! Ведь не было опыта организации гастролей, который предполагает коммуникацию с филармоническими площадками, местными СМИ, организацию переездов/перелётов группы артистов с инструментами, трансфер до отеля, бронирование отелей, организацию питания, привлечение на концерты местной публики, поиск профессиональных артистов на местах.

Но потихоньку, шаг за шагом мы раскручивали этот большой маховик, вовлекая новых партнёров, новых артистов, набираясь опыта, приобретая известность в музыкальных кругах. Находили нестандартные решения в организационных вопросах, во взаимоотношениях со СМИ, в привлечении слушателей на концерты.

Такой наглядный показатель – от концерта к концерту росла наполняемость залов: было даже два случая, когда не все пришедшие смогли попасть на концерт (на наши концерты ведь вход свободный), а филармония в целях безопасности не может пускать людей больше, чем мест в зале. Тогда мы стали делать вход по пригласительным билетам с местами.

Наша группа ВКонтакте выросла до 1 049 реальных подписчиков (без ботов), у отдельных наших видео в ВК свыше 2 000 просмотров. Мы привлекли к участию в этом инклюзивном проекте 97 музыкантов с особенностями здоровья из 30 разных городов нашей необъятной России.

Мы начинали проект весной 2023 года, а завершаем его в конце сентября 2024 года. Наш заключительный концерт прошёл в зале Липецкой государственной филармонии, и программа называлась «Путешествие по России». Таким образом, мы отдали дань самому проекту, охватившему пространство РФ от Курска и Брянска до Иркутска и от Санкт-Петербурга до Краснодара, Ставрополя и Астрахани. Зал был полон, овации не смолкали, слушатели кричали «Браво!» и «Спасибо!». Праздник получился.

– Сколько концертов провел проект?

– Мы провели запланированные в нашей заявке на грант 30 концертов. Из них по 2 концерта в Санкт-Петербурге и Липецке (на разных концертных площадках). Нам удалось даже провести концерты в приграничье, в городах Белгород, Курск, Брянск. Главное, что мы охватили не только средние по численности города, такие как Воронеж, Липецк, Саратов, Тамбов, Набережные Челны, Альметьевск, Магнитогорск, Иркутск, Астрахань, Ставрополь, но и города-миллионники – Екатеринбург, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Краснодар.

И один концерт мы провели в Москве на знаковой площадке – в Большом зале на 600 мест Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Всесоюзного общества слепых, в котором помимо наших артистов приняли участие Старший хор «Глория» и ансамбль скрипачей старших классов московской Детской школы искусств имени И. О. Дунаевского. На концерте даже присутствовала зарубежная делегация из Корейской Народно-Демократической Республики.

Проект путешествовал по городам России. Расскажите, как проходила работа в городах? Привлекали ли вы местных исполнителей и, если да, то как это происходило?

– При подготовке очередного концерта мы начинали с Договора с филармонией. У каждого учреждения есть свои правила, в которые необходимо было вписаться. Часто переговоры были сложными и не все из них заканчивались успешно. После подписания договора начиналась основная работа по подготовке мероприятия. Мы писали письма в Администрацию области, города, в Департаменты культуры и социальной защиты с просьбой об информационной поддержке. Выходили на местные СМИ и региональные представительства ВГТРК. Работали совместно с филармонией по анонсированию концерта в учреждениях культуры города (школах и колледжах искусств) и городских социальных учреждениях.

А поиск музыкантов – участников концертных программ – это кропотливая работа, включающая в себя и личные контакты, и запросы в сети ВК, и запросы в филармонии, в учебные музыкальные заведения города, в социальные учреждения. Если мы не находили местных музыкантов для участия в концерте, то иногда приглашали артистов из других городов. Но у нас всегда была основная группа высокопрофессиональных артистов из Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы основа концерта в плане профессионализма была безупречна.

Проект важен и для артистов с инвалидностью, и для аудитории, которая, возможно, откажется от некоторых предубеждений. Как публика реагировала на ваших концертах? Была ли обратная связь?

– Честно говоря, поначалу у нас самих было сомнение: кто же захочет прийти на наши концерты, как нам набирать публику. Но первые же концерты, пусть и немногочисленные по количеству слушателей, показали нам, что формат востребован, что люди откликаются на мастерство и талант незрячих артистов, что ограничения каких-либо физических возможностей оставляет безграничными стремления людей творить, дарить своё мастерство, своё искусство людям, и это не оставляет никого равнодушным. Как правило, концерты завершались бурными овациями и криками «Браво!», а после концерта люди подходили к артистам со словами благодарности и ободрения.

Ведь такой концерт является примером силы творческой человеческой природы, силы духа, силы стремления, и, в итоге, несёт в себе духоподъёмный эффект.

Очень много отзывов мы получали после очередного концерта под постами в ВКонтакте. Да и в сообщениях в нашей группе всегда много писем благодарности за наш труд, за талант артистов.

– Проходят ли какие-то мероприятия параллельно концертным выступлениям? Встречи или мастер-классы?

– Да, мы поняли после первых же концертов, что расширить аудиторию проекта мы можем за счёт общения с молодёжью и педагогами в школах и колледжах искусств, проводя творческие встречи и мастер-классы наших ведущих солистов. И действительно, если мы проводили в день концерта с утра такие встречи, то приток зрителей на вечерний концерт повышался.

Мы провели творческие встречи и мастер-классы в Уральской государственной консерватории (г. Екатеринбург), в Магнитогорской государственной консерватории, в Иркутском областном музыкальном колледже, в Детской школе искусств №6 города Омска, Астраханском музыкальном колледже, в Детской школе искусств №1 города Тамбова, в Челябинском государственном институте культуры.

Надеемся, что благодаря этим встречам и посещениям наших концертов, молодёжь лучше поймёт тему инклюзии в музыкальном исполнительстве.

– Планируете ли вы в дальнейшем работу над проектом? Если да, то будут ли какие-то изменения или нововведения?

– На данном этапе у нас стоит задача – достойно отчитаться по проделанной работе перед Президентским фондом культурных инициатив. Поверьте, это очень объёмная и непростая работа.

Конечно, мы постоянно думаем о том, как может жить проект дальше.

Хотя, честно говоря, он давно живёт. Просто в разных формах. Ведь идея с концертами родилась не на пустом месте. С 2011 года в Москве работает Камерный оперный театр-содружество «Гомер» под руководством Татьяны Винниковой и Анастасии Зверевой. Они проводят концерты, ставят музыкальные спектакли, привлекая к участию в них музыкантов с инвалидностью по зрению. При КСРК ВОС работает другой инклюзивный проект –  Московский Музыкально - поэтический театр «Опера – Беллиссима» под руководством супружеской пары Ларисы и Алексея Волжаниных. В Санкт-Петербурге концертами артистов с ОВЗ занимается Ирина Мусатова, которая и нам помогла организовать концерты фестиваля «Путь к свету» в северной столице.

А вот об объединении всех творческих сил в теме инклюзии для музыкантов в сфере классической музыки стоит подумать. В идеале это могла бы быть Ассоциация, которая помогает с творческой реализацией музыкантов, с концертной деятельностью. Ведь все они – профессионалы своего дела, окончившие престижные ВУЗы, обладающие талантом и необходимыми навыками. И задача общества дать им возможность реализовать свой потенциал. Хотя и самим музыкантам не стоит “ждать у моря погоды”, а, используя своё окружение, наращивая общение и контакты, осуществлять предпринимательскую деятельность по самореализации, не закрываться от общества.

– Расскажите о проектах, над которыми в настоящее время работает Творческая Лаборатория «ГОШпроджектс». Что ждёт в ближайшем будущем?

– Проектов, как всегда, много. Вот и мысли об Ассоциации профессиональных музыкантов с ОВЗ требуют дальнейшего мозгового штурма. А поскольку у нас есть опыт и обучающих фестивалей, и реализации разнообразных концертных программ, и теперь есть опыт гастрольных туров, и даже съёмки документального кино, то посмотрим, куда нам покажет дорогу ветер перемен. Мы готовы к новым творческим вызовам!

ИА "Музыкальный Клондайк"
Фотографии предоставлены
пресс-службой Творческой Лаборатории

«ГОШпроджектс»

30.09.2024



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей