Новости |
Павел Смелков: «Наш театр довольно быстро занял лидирующую позицию в культурной жизни всего дальнего востока»
Главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра - об итогах московских гастролей, принципах формирования репертуара и работы с певцами, зрительской аудитории и о многом другом.
- Маэстро, прежде всего хотим поздравить вас и весь коллектив Приморской сцены Мариинского театра с большим успехом гастролей в Москве, на Новой сцене Большого театра. Гастроли показали высокий уровень всей труппы. Что было определяющим при формировании афиши гастролей?
- Спасибо! Я очень рад, что мы встретились с московскими зрителями и смогли представить несколько спектаклей из нашего обширного репертуара.
Мы хотели показать оригинальные продукции Приморской сцены, не являющиеся дубликатами или переносами спектаклей с основных сцен Мариинского театра в Санкт-Петербурге. И, конечно, добиться максимального разнообразия, возможного за всего лишь неделю выступлений на Новой сцене Большого театра.
- А каковы вообще принципы формирования репертуара и творческого коллектива Приморской сцены?
- Так как наш театр, с одной стороны тоже Мариинский, а с другой вполне провинциальный, находится в очень отдалённом городе и имеет всего лишь десятилетнюю историю, то, безусловно, основа нашего репертуара это оперная и балетная классика во вполне традиционных постановках, доступных неподготовленному зрителю. Молодая труппа театра тоже нуждается в освоении прежде всего базового репертуара, включающего в себя оперы и балеты Чайковского, оперы Моцарта, Верди, Бизе, Пуччини, Римского-Корсакова, балетную классику 19-ого века. Конечно, у нас в репертуаре появляются и более редкие произведения. Мы неоднократно исполняли исключительно силами нашего театра оперу Прокофьева «Война и мир», у нас в репертуаре балеты Стравинского, Щедрина и Филипа Гласса, мы осуществили мировую премьеру оперы Александра Смелкова «Идиот» в концертном исполнении в день 200-летия Фёдора Михайловича Достоевского.
- Вы руководите оркестром Приморской сцены с 2016 года, это уже внушительный срок. Как изменилось за это время место театра в культурной жизни города и региона, какие события за этот период вам представляются особенно важными?
- Мне кажется, наш театр довольно быстро занял лидирующую позицию в культурной жизни не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока. К нам на спектакли и концерты приходят не только зрители из Владивостока, но и приезжают из малых городов края и соседнего Хабаровска, в который и мы сами очень любим ездить на гастроли. Основные же события это, конечно, Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский», на который Маэстро Гергиев привозит коллектив Мариинского театра из Санкт-Петербурга и показывает спектакли, не идущие постоянно в нашем репертуаре. Также каждая премьера, подготовленная своими силами это тоже важное событие. Тем более, что разнообразие нашего репертуара позволяет и артистам, и зрителям пообщаться с произведениями различных стилей и эпох. Кроме того, у нас регулярно выступают приглашённые артисты, зачастую являющиеся звёздами мирового уровня.
- Какие критерии в оценке творческого уровня коллектива для вас являются главными?
- Прежде всего, это пластичность, мобильность и разнообразие средств выразительности. Ну, и, конечно, соответствие выбираемого репертуара и качества исполнения. Можно сколько угодно говорить об оригинальных концепциях, но когда в некоторых, даже столичных театрах, состав оркестра не позволяет полноценно исполнить партитуру, рассчитанную на определённую массу исполнителей, а голоса солистов далеки от возможности полноценно озвучить сложные партии в большом зале, то возникает вопрос, стоит ли всем исполнять большие оперы Верди и Чайковского, или некоторые коллективы лучше справились бы с более камерным репертуаром.
- Что для вас важно в работе с певцами, на что вы обращаете особое внимание в репетиционном процессе с ними?
- Для меня в работе с певцами прежде всего важна правдивость того, что они должны выразить. И в музыкальном, и в театральном плане. Когда-то, будучи преподавателем по дисциплине «оперный класс» на кафедре сольного пения в РГПУ им. Герцена, я начинал первое занятие со студентами-вокалистами с такой метафоры: оперный спектакль - это судебный процесс, где композитор - подсудимый, публика - присяжные, режиссёр - прокурор (к сожалению, частенько «продажный»), дирижер - адвокат, а солисты - свидетели, которые, имея ноты, написанные подсудимым, должны говорить правду, а дирижер-адвокат должен им в этом помочь!
- Оркестр Приморской сцены постоянно выступает и с симфоническими программами. Почему вы считаете этот пласт репертуара важным для театра оперы и балета?
- Какими бы ни были насыщенными оперные и балетные партитуры, оркестр в любом спектакле несет в основном сопровождающую функцию. Выступление же коллектива в симфоническом концерте сразу позволяет перестать отвлекаться на ошибки певцов и прихоти танцовщиков, а сосредоточиться собственно на музыке. Оркестр растет на сцене, а не в яме, и каждый симфонический концерт повышает не только уровень исполнительства, но и самооценку артистов оркестра. Поэтому каждое выступление с серьезной симфонической программой заставляет музыкантов готовиться и выступать с удвоенным воодушевлением. За годы моей работы с оркестром Приморской сцены мы освоили значительный нетеатральный репертуар: все симфонии и концерты Бетховена и Брамса, вся симфоническая музыка Скрябина и Рахманинова, избранные и самые значительные симфонические произведения Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Прокофьева. Особенно любимым жанром для меня являются кантаты и оратории, когда в концертах мы можем задействовать все ресурсы театра, и к оркестру присоединяются хор и солисты. У нас в репертуаре Торжественная месса и 9-я Симфония Бетховена, 2-я Симфония Мендельсона, Немецкий реквием Брамса, Реквиемы Моцарта и Верди, кантаты Танеева и Прокофьева.
- Как формируется зрительская аудитория Приморской сцены? Изменилась ли публика за тот период, что вы работаете во Владивостоке?
- Ну, этот вопрос скорее стоит адресовать тем, кто продает билеты. К сожалению, сначала ковидные ограничения повлияли на заполняемость залов, а теперь ситуация с международным сообщением лишила нас части иностранного зрителя, который очень активно интересовался театром и в какой-то момент составлял до 30 % аудитории. Наша же родная публика неизменно радушна и с энтузиазмом воспринимает и оперно-балетные спектакли, и симфонические программы.
- При вашем напряженном графике остается ли у вас время на композиторское творчество?
- К сожалению, трудно писать свою музыку, когда в голове столько разной чужой. Но я по-прежнему делаю много оркестровок русской и зарубежной классики. В 2023 году мы представили программу Гала-концерта, посвященного 150-летию Рахманинова, целиком состоявшую из романсов Сергея Васильевича в моих оркестровках, включая 38-й опус. А в этом сезоне запланированы программы к 225-летию Пушкина также из оркестрованных романсов русских композиторов на стихи поэта.
- И не можем не спросить - как много времени вы проводите в самолетах?
- Наверное, не так много, как дирижеры, которые каждый свой концерт выступают с разными коллективами. Минимум один раз в месяц я летаю между Санкт-Петербургом и Владивостоком.
ИА «Музыкальный Клондайк»
Фото предоставлены пресс-службой
Приморской сцены Мариинского театра
1. Павел Смелков. Фотограф Геннадий Шишкин
2. Аида. После спектакля в Большом театре.
Фотограф Дамир Юсупов
17.10.2024
Анонсы |
-14.11.24-
-17.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-